У истоков русской философии XVIII в. стоял великий русский мыслитель, ученый-энциклопедист, основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Именно Ломоносов стал основоположником «вольного философствования» — светской, то есть нерелигиозной трактовки философии, имеющей в отличие от теологии, свой особый предмет исследования.
Движение корпускул обусловливает образование, разрушение тел, изменение форм материи. Определяя материю как «то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность», Ломоносов выделил такие свойства материи как: протяжение, сила инерции, движение. Он формулирует всеобщий закон природы — закон сохранения вещества и движения. Корпускулярная философия Ломоносова составила фундамент новой науки, основанной им — физической химии. Особо подчеркивал Ломоносов нравственную функцию философии. Актуальны и пророчески его слова о том, что «безоглядное стремление к наживе» не должно затемнять философского рассмотрения прекрасной природы». Большое место в своем методе философствования Ломоносов отводит опытному познанию. Оно позволяет установить свойства природных тел, их качественные различия. Вместе с тем Ломоносов не отрицает роли теоретического познания, подчеркивая его неразрывное единство с опытным познанием.
Продолжая традицию Ломоносова, русские просветители выступали за отделение философии от теологии и утверждение ее как высшей формы познания. В отличие от западноевропейского в русском просветительском движении наибольшее распространение получили социалъно-философских идеи. Проблема борьбы с освященным церковью сословно- монархическим и крепостническим строем стала одной из глав в работах русских просветителей.
Отсюда и первая особенность русской философии XVIII в. — антикрепостническая и антимонархичекая направленность.
Второй ее особенностью был умеренный радикализм в критике церкви и религии. Не отвергая прямо религиозного мировоззренческие русские философы тем не менее косвенно связывали проблем свободы человека с религиозной свободой.
Третья особенность русской философии XVIII в. нашла проявление в самой форме философствования — ее насыщенности философскими рассуждениями, диалогами, сатирическими рассказами, заметками, в которых критика феодально-крепонических нравов, деспотизма дворян и помещиков приобретала социально-заостренную, образную форму. Эта особенность была характерной и для одного из первых русских просветителей Никол Ивановича Новикова (1744—1818). Известный книгоиздатель и общественной деятель Новиков явился основателем сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», «Кошелек», в которых в образной форме подвергал критике «тиранство» и жесток обращение с крепостными крестьянами. «Разве ты не знаешь, восклицает он, обращаясь к тиранствующему крепостнику, — между твоими рабами и человеками больше сходства, нежели меж тобою и человеком».
Особое внимание Новиков уделяет проблеме нравственной ценности человека. Нравственное совершенствование человека, подобно все западноевропейским просветителям, Новиков связывает с просвещением, с приобретением знания, усвоением наук. Путь к добродетели по мнению Новикова, — это движение «просвещенного разума» мудрости, как «источнику совершенства» человека.
Актуальны сегодня и социально-философские воззрения Новикова, предвосхищающие мысли Н.Я. Данилевского о бездумном заимствовании Россией европейских нравов и пороков. Называя такое заимствование неосмысленным, выставляющим россиян на «посмешище всей Европы», Новиков призывает уважать присущие россиянам традиции и добродетели, среди которых главнейшей является «любовь к своему отечеству» .
Следует особо отметить, что Новиков был тесно связан с масонством — религиозно-нравственным движением, возникшим в Великобритании в начале XVIII в. В России масонство получило наибольшее распространение среди дворянства в 70-е годы 18 века.
Новиков активно переводил сочинения западных масонов в учрежденной им «Типографической кампании». Как и западные масоны, он утверждал идеи духовного наднационального братства всех людей, самосовершенствования человека и человечества в целом. Однако тайный и в целом оппозиционный официальной власти характер русских масонских лож, побудил Екатерину II начать преследование Новикова и других представителей масонства. Без всякого суда и следствия Новиков был заточен в 1792 году в Шлиссельбургскую крепость, где пробыл 4 года и был выпущен после смерти Екатерины II.
Проблеме нравственного совершенствования человека уделял значительное внимание Яков Павлович Козельский (ок. 1728— ок. 1794). В своих «Философических предложениях» он выделяет в качестве «нравоучительной» ту часть философии, которая способствует познанию разумом «истин добронравия и добродетели».
Склонность к добродетели, по мнению Козельского, формируется у человека, когда он постоянно «упражняется в ней». При этом Козельский пытается показать связь склонности к добродетелям с темпераментом человека. Обстоятельно излагая качества и достоинства, присущие всем типам темперамента, он приписывает большую склонность к добродетелям флегматикам. В силу «своей медлительности» они менее способны к действиям «во вред своим ближним» и живут праведной жизнью2.
Исследованию познания человеческой природы были посвящены работы Дмитрия Сергеевича Аничкова (1713—1788). В «Слове о свойствах познания человеческого...» Аничков оспаривает положение сенсуалистов и рационалистов о природе человеческого познания. Он пытается обосновать связь чувственного и разумного познания как «низшего» и «высшего» частей познания.
Натурфилософская проблематика стала одной из главных; произведениях Андрея Михайловича Брянцева (1749—1821). Показывая всеобщность причинных связей во Вселенной» «в механическом, разумном и нравственном мире», Брянцев пытается выявить специфику причинности в природе и в мышлении. Он делит причинные связи на «вещественные» — те, которые формируют между самими вещами» и «идеальные» — те, которые, «связывая понятия ума по определенным законам» .
Одна из самых ярких и значительных в русской философии XVIII века — является Александр Николаевич Радищев (1749—1802). В его философской антропологии прослеживается влияние французских и немецких просветителей, в особенности К. Гельвеция и И. Гердера. Вместе с тем созданное Радищевым философское учение о человеке отличается самобытностью и оригинальностью трактовки духовной сущности человека, взаимосвязи в нем физических и нравственных начал.
Одна из основных проблем философской антропологии Радищева — проблема сущности человеческой души. Излагая материалистические взгляды, отрицающие бессмертие человеческой души, Радищев пытается опровергнуть их, опираясь на «принцип непрерывности» немецкого философа Лейбница. Различие между жизнью и смертью, по мнению Радищева, не следует преувеличивать. Уничтожение тела не может повлечь за собой уничтожение «духовной энергии» человека, ибо душа есть «существо само по себе, от телесности отличное». Душа непротяженна и неразделима и согласно «закону сохранения духовной энергии» способна «подарить» человеку надежду на бессмертие. Таким образом Радищев допускает бессмертие человеческой души как цель, как «мечту жизни», которая необходима человеку для его непрерывного нравственного совершенствования.
Радикализм социально-философских взглядов Радищева с особой силой проявился в его «Путешествии из Петербурга в Москву». Опираясь на принципы гуманизма и естественного права, Радищев подвергает критике лицемерие монархического правления, деспотизм и самоуправство крепостников.
Своей критикой самодержавия и крепостничества русская философия XVIII в. подготовила духовные основы для ликвидации феодально-крепостнического строя в России и формирования материалистических взглядов А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и других русских мыслителей XIX в.