1. Исследования понятия и динамики социальных установок.
Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор
мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие
социальной установки.
Проблема установки была предметом исследования в школе
Д. Н. Узнадзе.
Д. Узнадзе определил установку целостным динамическим
состоянием объекта, состоянием готовности к определенной
активности.
Это состояние обусловливается факторами потребности
субъекта и соответствующей объективной ситуацией.
Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и
в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации,
тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной.
Установка в контексте концепции Д. Узнадзе касается вопроса
реализации простейших физиологических потребностей человека.
Идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее
реальному поведению, присутствует у многих исследователей.
Этот круг вопросов рассматривался И. Н. Мясищевым в его
концепции отношений человека.
Отношение, понимаемое «как система временных связей че-
ловека как личности субъекта со всей действительностью или с ее
отдельными сторонами», объясняет направленность будущего
поведения личности.
Традиция изучения социальных установок сложилась в западной
социальной психологии и социологии.
Для обозначения социальных установок используется термин
«аттитюд».
В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий установили две зависимости,
без которых нельзя было описать процесс адаптации:
взаимозависимость индивида и социальной организации.
Они предложили характеризовать обе стороны вышеприведенного
отношения при помощи понятий «социальная ценность»
(для характеристики социальной организации) и «социальная
установка», «аттитюд» (для характеристики индивида).
Впервые было внесено понятие аттитюда — «состояние сознания
индивида относительно некоторой социальной ценности».
После открытия феномена аттитюда начался бум в его
исследовании.
Возникло несколько различных толкований аттитюда: определенное
состояние сознания и нервной системы, выражающее
готовность к реакции, организованное на основе предшествующего
опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на
поведение.
В качестве основного метода были использованы различные
шкалы, предложенные Л. Тернстоуном.
Функции аттитюдов:
1) приспособительная (адаптивная) — аттитюд направляет
субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно
способа поведения по отношению к конкретному
объекту;
3) функция выражения (функция саморегуляции) —аттитюд выступает как
средство освобождения субъекта от внутреннего
напряжения, выражения себя как личности;
4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних
конфликтов личности.
В 1942 г. М. Смитом определена структура аттитюда:
1) когнитивный компонент (осознание объекта социальной
установки);
2) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта);
3) поведенческий компонент (последовательное поведение по
отношению к объекту).
Стереотип — это чрезмерное обобщение какого-либо явления,
переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений
человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т.
д.
Процесс формирования стереотипов называется стереотипизацией.
В результате стереотипизации формируется социальная установка —
предрасположенность человека воспринимать что - то
определенным образом и действовать тем или иным способом.
Особенности формирования социальных установок связаны
с тем, что они обладают некоторой устойчивостью и несут в себе
функции облегчения, алгоритмизации, познания, а также
инструментальную функцию (приобщение индивида к системе
норм и ценностей данной социальной среды).
Установка может помогать воспринимать образ другого человека более
правильно, действуя по принципу увеличительного
стекла при аттракции, а может и блокировать нормальное восприятие,
подчиняясь принципу искажающего зеркала.
Д. Н. Узнадзе полагал, что установка лежит в основе избирательной
активности человека, а значит, является показателем возможных
направлений деятельности.
Зная социальные установки человека, можно прогнозировать
его действия.
Изменения установок зависят от новизны информации, индивидуальных
особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы
установок, которые уже имеются у субъекта.
Поскольку установка определяет избирательные направления
поведения индивида, она регулирует деятельность на трех
иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном.
На смысловом уровне установки носят наиболее обобщенный
характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим
личностное значение для индивида.
Целевые установки связаны с конкретными действиями
и стремлением человека довести начатое дело до конца.
Они определяют относительно устойчивый характер протекания
деятельности.
Если действие прервано, то мотивационное напряжение все
равно сохраняется, обеспечивая человеку соответствующую готовность
к его продолжению.
Эффект незавершенного действия был открыт К. Левиным
и более основательно изучен в исследованиях В. Зейгарника (эффект
Зейгарника).
На операциональном уровне установка обусловливает принятие решения
в конкретной ситуации, способствует восприятию
и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта поведения
субъекта в подобной ситуации и соответствующего
прогнозирования возможностей адекватного и эффективного
поведения.
Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных
установок у человека в процессе социализации.
Первый этап охватывает период детства до 12 лет.
Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским
моделям.
С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, их
формирование связано с усвоением социальных ролей.
Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется
кристаллизацией социальных установок, формированием на
их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым
психическим новообразованием.
К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью,
изменить их крайне трудно.
Любая из диспозиций, которыми обладает конкретный
субъект, может изменяться.
Степень их изменяемости и подвижности зависит от уровня
той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по
отношению к которому существует у личности определенная диспозиция,
тем более устойчивой она является.
Выдвинуто много различных моделей объяснения процессам
изменения социальных установок.
Большинство исследований социальных установок осуществляется в
русле двух основных теоретических ориентаций — бихевиористской и
когнитивистской.
В бихевиористски ориентированной социальной психологии
(исследования социальных установок К. Ховланда в качестве
объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов
(обозначение «социальной установки» в западной социальной
психологии)) используется принцип научения: аттитюды человека
изменяются в зависимости от того, каким образом
организуется подкрепление той или иной социальной установки.
Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять
на характер социальной установки.
Если аттитюд формируется на основе предшествующего жиз-
ненного опыта, то изменение возможно лишь при условии
«включения» социальных факторов.
Подчиненность самой социальной установки более высоким
уровням диспозиций обосновывает необходимость при исследовании
проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных
факторов, а не только к «подкреплению».
В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных
установок дается в терминах так называемых теорий
соответствия Ф. Хайдера, Г. Ньюкома, Л. Фестингера, Ч. Осгуда.
Изменение установки происходит в том случае, когда в когнитивной
структуре индивида возникает несоответствие, например
сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная
установка на лицо, дающее этому объекту позитивную
характеристику.
Стимулом для изменения аттитюда является потребность индивида в
восстановлении когнитивного соответствия, упорядоченного восприятия
внешнего мира.
Феномен социальных установок обусловлен как фактом его
функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции
поведения человека как существа, способного к активной,
сознательной, преобразующей производственной деятельности,
включенного в сложное переплетение связей с другими людьми.
Поэтому в отличие от социологического описания изменения
социальных установок, недостаточно выявить только совокупность
социальных изменений, предшествующих изменению аттитюдов и
объясняющих их.
Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с
точки зрения содержания объективных социальных
изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так
и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не
просто в ответ на ситуацию, но в силу обстоятельств,
порожденных развитием самой личности.
Выполнить эти требования анализа можно при одном условии: при
рассмотрении установки в контексте деятельности. Если
социальная установка возникает в определенной сфере человеческой
деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав
изменения в самой деятельности.
2. Разновидности существующих в обществе
социальных установок
Предубеждение — особый тип установки (главным образом
негативной) по отношению к членам определенной социальной
группы.
Дискриминация — негативные действия, направленные против
этих людей, установки, переведенные в действия.
Предубеждение — это отношение обычно негативное) к представителям
какой-либо социальной группы, основанное лишь на
их принадлежности к этой группе.
Человек, имеющий предубеждение против какой-то социальной группы,
по особому (обычно отрицательно) оценивает ее членов по
принадлежности к этой группе.
Их индивидуальные черты или поведение не играют роли.
Люди, с предубеждением относящиеся к определенным группам, зачастую
обрабатывают информацию об этих группах иначе,
чем информацию о других группахОни уделяют больше внимания
информации, согласующейся
с их предвзятыми взглядами, она чаще повторяется и в результате
запоминается точнее, чем информация, которая не согласуется
с этими взглядами.
Если предубеждение является особым типом установки, то
оно может не только включать в себя негативную оценку группы,
против которой направлено, но также содержать негативные чувства
или эмоции людей, его выражающих, когда те оказываются
в присутствии или думают о представителях той группы, которая
им так не нравится.
Предубеждение может включать в себя мнения и ожидания
относительно членов различных социальных групп — стереотипы,
предполагающие, что все члены этих групп демонстрируют одни
и те же черты и ведут себя одним и тем же образом.
Когда люди размышляют о предубеждении, они обычно фокусируют
внимание на его эмоциональных или оценочных аспектах.
Предубеждение связано с определенными аспектами социального
познания — способами, посредством которых мы выделяем,
храним, возвращаем из памяти и позднее используем информацию о
других людях.
В своих попытках найти объяснения различным явлениям социального
мира часто используем кратчайшие когнитивные пути.
Обычно это делается, когда наши способности справляться
с социальной информацией достигают своего предела; тогда мы
с наибольшей вероятностью опираемся на стереотипы как на
кратчайшие ментальные пути для понимания других людей или
формирования суждений о них.
Социальные установки не всегда отражаются во внешних действиях.
Во многих случаях люди, негативно относящиеся к представителям
различных групп, могут не выражать этих взглядов
открыто.
Законы, социальное давление, страх возмездия — это удерживает людей
от открытого выражения своих предубеждений.
Многие люди, имеющие предубеждения, чувствуют, что открытая
дискриминация — это плохо, и воспринимают подобные
действия как нарушение личных поведенческих стандартов.
Когда они замечают, что проявили дискриминацию, то испытывают
чувство большого дискомфорта.
В последние годы вопиющие формы дискриминации — негативных действий
по отношению к объектам расовых, этнических
или религиозных предубеждений — наблюдаются редко.
Новый расизм более утонченный, но такой же жестокий.
Социальный контроль — это влияние общества на установки,
представления, ценности, идеалы и поведение человека.
В социальный контроль входят экспектации, нормы и санкции.
Экспектации — требования окружающих по отношению к данному
человеку, выступающие в форме ожиданий.
Социальные нормы — образцы, предписывающие то, что люди
должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных
ситуациях.
Социальная санкция — мера воздействия, важнейшее средство
социального контроля. Формы социального контроля — многообразные
способы регу-
лирования жизнедеятельности человека в обществе, которые
обусловлены различными общественными (групповыми) процессами.
Они предопределяют переход внешней социальной регуляции
во внутри-личностную.
Это происходит за счет интериоризации социальных норм.
В процессе интериоризации происходит перенос общественных
представлений в сознание отдельного человека.
Наиболее распространенные формы социального контроля:
1) закон — совокупность нормативных актов, обладающих
юридической силой и регулирующих формальные отношения
людей в масштабах государства;
2) табу включают в себя систему запретов на совершение каких-либо
действий или мыслей человека.
Социальный контроль осуществляется через повторяющиеся,
привычные для большинства способы поведения людей, распространенные
в данном обществе, — обычаи.
Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной
привычки.
Главный признак обычая — распространенность.
Обычай определяется условиями общества в данный момент
времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной
характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в
поколение.
Традиции — такие обычаи, которые сложились историческ
в связи с культурой данного этноса; передаются из поколения
в поколение; определяются менталитетом народа.
Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения
и играют огромную роль в интеграции общества.
Существуют особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные
с пониманием добра и зла в данной социальной
группе или обществе, — мораль.
Категория нравов служит для обозначения обычаев, имеющих
нравственное значение и характеризующих все те формы поведения
людей в том или ином социальном слое, которые могут быть
подвергнуты нравственной оценке.
На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах че-
ловека, особенностях его поведения.
Манеры включают совокупность привычек поведения именно
данного человека или определенной социальной группы.
Привычка — неосознаваемое действие, которое столько раз
повторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный
характер.
Этикет — установленный порядок поведения, форм обхождения или
совокупность правил поведения, касающихся внешнего
проявления отношения к людям.
Любой член общества находится под сильнейшим психологическим
влиянием социального контроля, который не всегда осознается
индивидом из-за процессов и результатов интериоризации.
Социальные нормы — это некие образцы, предписывающие
то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в
конкретных ситуациях.
Чаще всего нормы представляют собой установленные модели, эталоны
поведения с точки зрения не только общества в целом, но и
конкретных социальных групп.
Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному
человеку, так и по отношению к группе.
Социальная норма выступает как общественное явление, не
зависящее от индивидуальных вариаций.
Большинство социальных норм — это неписаные правила.
Признаки социальных норм
1) общезначимость. Нормы не могут распространяться только
на одного или нескольких членов группы или общества, не
затрагивая поведение большинства.
Если нормы являются общественными, то они общезначимы
в рамках всего общества, если же групповыми, то их общезначимость
ограничивается рамками данной группы;
2) возможность применения группой или обществом санкций, наград или
наказаний, одобрения или порицания;
3) наличие субъективной стороны.
Проявляется в двух аспектах: человек вправе решать сам, принимать
или не принимать нормы группы или общества, выполнять их или не
выполнять;
4) взаимозависимость. В обществе нормы взаимосвязаны
и взаимообусловлены, они образуют сложные системы, регулирующие
действия людей.
Нормативные системы могут быть различными, и это различие иногда
содержит в себе возможность конфликта, как социального, так и
внутри личностного.
Некоторые социальные нормы противоречат друг другу, ставя
человека в ситуацию необходимости выбора;
5) масштабность. Нормы различаются по масштабу на собственно
социальные и групповые.
Социальные нормы действуют в рамках всего общества
и представляют собой такие формы социального контроля,
как обычаи, традиции, законы, этикет и т. д.
Действие групповых норм ограничивается рамками конкретной группы и
определяется тем, как здесь принято себя вести
(нравы, манеры, групповые и индивидуальные привычки).
Все процедуры, при помощи которых поведение индивида
приводится к норме социальной группы, называются санкциями.
Социальная санкция — мера воздействия, важнейшее средство
социального контроля.
Виды санкций: негативные и позитивные, формальные и
неформальные.
Негативные санкции направлены против человека, отступившего от
социальных норм.
Позитивные санкции направлены на поддержку и одобрение
человека, который следует данным нормам.
Формальные санкции налагаются официальным, общественным или
государственным органом или их представителем.
Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы,
друзей, сослуживцев, родственников и т. д.
Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных. Сила воздействия
санкций зависит от многих обстоятельств, самым важным из которых
выступает согласие по поводу их применения.
Социальная установка. Определение и классификация социальной установки
181
0
10 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!