В качестве специфического раздела научного знания социология
возникла в конце первой половины ХIХ столетия. Причем формирование
этой новой научной дисциплины, объектом изучения которой являлось
общество, следует рассматривать в контексте реальной социальной
обстановки в Западной Европе того времени. Многочисленные
проявления социальной нестабильности, нараставшие на протяжении
первой трети ХIХ столетия, к сороковым годам обернулись острейшими
общественными кризисами, ярче всего проявлявшимися в прямых
восстаниях различных групп наемных работников, в первую очередь
текстильной промышленности, против существовавшего политического и
экономического строя. Наиболее крупные восстания такого рода
произошли в 1831 и 1834 годах во французском Лионе и в 1844 году в
Силезии, основными участниками которых были ткачи.
В это же время в Англии разворачивается чартистское движение,
выступавшее за всеобщее избирательное право для мужчин, улучшение
условий труда, отмену "закона о бедняках". А в 1848-49 годах в
Европе прокатилась волна революционных выступлений, целью которых
было уже не просто смягчение условий жизни и труда определенных
групп населения, но изменение политического строя, то есть самой
сути существовавшей общественной организации. Наиболее ожесточенные
столкновения произошли во Франции (где в то время полным
избирательным правом владел 1% населения страны), в Пруссии,
Саксонии и других областях современной Германии, в Итальянских
государствах, в Австро-Венгерской империи. Число одних только
погибших в результате этих событий исчислялось десятками тысяч, не
говоря о раненных, разоренных, арестованных, сосланных на
каторгу.
Эти социальные катаклизмы с очевидностью продемонстрировали
хрупкость, нестабильность тех основ общественной жизни, которые
существовали в Европе того времени и являлись закономерным
результатом развития капиталистических отношений. Не случайно, что
именно в этот период начал свою научную и политическую деятельность
Карл Маркс (1818-1883), который выступил за революционный способ
дальнейшего развития общества. Но в этот же период сформировался и
другой подход, в рамках которого отстаивался реформаторский,
эволюционный подход к решению общественных проблем. Приверженцем
второго подхода был и основоположник социологии Огюст Конт
(1798-1857), видевший основную задачу этой новой науки именно в
нахождении социального консенсуса. Теоретические воззрения этих
двух исследователей социальных явлений и легли в основу
современного социологического знания, так как оба они полагали, что
в основе социальных изменений должен лежать строгий научный
анализ.
Маркс справедливо полагал, что при сохранении старого общественного
уклада не стоит и надеяться на качественные изменения условий жизни
людей в обозримом будущем, но, в то же время, он идеализировал
революционный путь, считая, что революция автоматически приводит к
качественным изменениям к лучшему. Конт же утверждал, что лишь
целенаправленные реформы являются единственным действенным способом
изменения общества, а революционный путь недопустим в принципе. В
поддержку этого мнения можно сказать, что революция как тотальное
упразднение общественного строя с целью построения абсолютно нового
строя не может гарантировать успешности этого построения и тем
более восстановления, в случае неудачи, какого-либо устойчивого
порядка. Революционный процесс, охватывающий все сферы общественной
жизни, бесконтролен, а значит неуправляем.
В рамках реформистского крыла социальных исследователей и
происходило формирование социологии как самостоятельной научной
дисциплины, которую можно было бы использовать как инструмент
точного познания и реформирования общественной жизни. Эти
идеологические и теоретические предпосылки очень скоро получили
более или менее четкое оформление, выделились объект
социологического знания - общество как особый, отличный от всех
других, вид реальности, особые методы анализа этого объекта. Но
формирование социологической науки произошло не на "пустом месте",
не внезапно. К моменту возникновения теоретических основ социологии
уже был накоплен богатый опыт практических и отчасти теоретических
исследований социальных феноменов, ведь первые попытки таких
исследований были предприняты еще в Древней Греции Платоном
("Законы", "О государстве") и Аристотелем ("Политика"). В Новое
время общественные явления вновь привлекли к себе интерес
исследователей. В работах Николо Макиавелли (политические аспекты
социального бытия), Жан-Жака Руссо (изучение экономических
отношений и роли социального неравенства), Томаса Гоббса (его
теория "естественного права") продолжалось развитие социальной
философии, которая являлась предшественницей социологии.
В Новое время также вырабатывались и опробовались количественные
методы анализа социальных явлений, например, работа Джона Граунта
по анализу уровня смертности, предпринятая в 1662 г., исследования
Эдмунта Галлея. Эти работы заложили основы современной демографии,
методов количественного выявления и исследования социальных
закономерностей. Математик и физик Лаплас свою фундаментальную
работу "Философские очерки о вероятности" построил на
количественном описании динамики народонаселения. Но наибольшую
активность эмпирические исследования социальных процессов приобрели
с начала ХIХ столетия. Среди них можно выделить "Статистическое
описание Шотландии" Джона Сиклера, "Положение рабочего класса в
Англии" Фридриха Энгельса, "Жизнь и труд людей в Лондоне" Чарлза
Бута, "Сводка физического и морального состояния рабочих на
бумажных, шерстяных и шелковых мануфактурах" Луи Виллерме, "Очерки
моральной статистики Франции" Андре Герри, "Европейские рабочие"
Фредерика Ле Пле. Большое значение для разработки методологии и
методов эмпирических социальных исследований имела работа одного из
крупнейших статистиков ХIХ столетия Адольфа Кетле "О человеке и
развитии способностей, или Опыт социальной жизни". Многие
исследователи считают эту работу началом отсчета собственно
социологии, которую сам автор назвал "социальной физикой". Именно в
этой работе впервые оказались соединены теоретические, часто
умозрительные рассуждения и эмпирическое обоснование, без которого
знание не может считаться научным. (Источник: Радугин А.А., Радугин
К.А. Социология: курс лекций - М.: Центр, 2003).
Немалую роль в актуализации необходимости развития специального
знания об обществе сыграли и великие географические открытия,
процесс колонизации европейцами многих регионов Земли. В результате
этого процесса европейцы столкнулись с общественными системами,
иногда кардинальным образом отличавшихся от европейской модели
социального устройства. И если сначала господствующим методом
практического взаимодействия с такими обществами было их
насильственное изменение или даже уничтожение (например, общества
американских индейцев, некоторых африканских народов, аборигенов
Новой Зеландии), а на теоретическом уровне такие общества считались
недоразвитыми, примитивными, то позже такое многообразие форм
общественной организации привлекло внимание уже не только
колонизаторов и миссионеров, но и исследователей, заложивших основы
современной антропологии (науки о человеке) не только в узком
медицинском смысле (например, работы Ж.Л. Бюффона).
Социальные условия и теоретические предпосылки социологии
68
0
4 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!