- истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности
- (!) истина всегда конкретна,абстрактной истины не существует =>всегда связана с конкретными условиями и относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам =>
-для достоверности человеку нужно знание объективно-истинное и доказанное
- заблуждение – это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное; в ходе развития науки они опровергаются
ПР: источники заблуждения =>социальные, психологические, гносеологические (погрешности, переход от чувственного уровня познания к рациональному, приложение чужого опыта к себе и т.д.)
- ложь– это преднамеренное искажение действительности, имеющее целью ввести кого – то в обман
В современной философии выделяются три концепции истины
1) концепция соответствия - истинными являются высказывания, соответствующие действительности
2) когерентная концепция - высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными
3) прагматическая концепция - истинность и ложность суждений проверяются на практике
Вывод:эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими
- в философской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания =>
- практика — это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности.
Диалектика и метафизика как способы познания. Принципы диалектики. Законы диалектики. Категории диалектики.
способы познания
диалектика- способ познания, рассматривающий все предметы и явления во | метафизика- способ познания, рассматривающий все предметы и явления |
всеобщей связи и в развитии | вне всеобщей связи и вне развития |
- создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части взаимообусловлены, взаимосвязаны | - создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно |
- расцвет диалектики ХIХ-ХХ вв. | - расцвет метафизики ХVII-ХVIII вв. |
-диалектический метод ---> обществознание | - метафизический метод ---> анализ, систематизация предметов и явлений - метафизическая методология ---> закон механического движения |
понятие «диалектика» в истории философии
античность | Сократ | -«диалектика» (от греч. диалектике — искусство вести спор, ученую беседу) - способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит путем столкновения противоположных мнений |
Аристотель | -«диалектика» - наука о вероятных мнениях (= «первая философия» или «мудрость») | |
средне веко вье | - «диалектикой» называли формальную логику | |
новое время | Гегель | - «диалектика» - всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные («тождество бытия и мышления») |
маркси зм | - «диалектика» - носитель развития ----> материя | |
Вывод:метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания |
понятие «метафизика» в истории философии
антич ность | Аристо тель | - термин «метафизика» (от греч. мета - после, физика - физика) I в. до н. э.- греческий философ Андроник Родосский, упорядочивая сочинения Аристотеля, объединил в одно целое его труды «о первых родах сущего» (философская проблематика) =>поместил их вслед за физическими трактатами философа под одним наименованием «Метафизика» => - термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» (до середины XIX в.) |
средне веко вье | - термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» (до середины XIX в.) | |
новое время | - с XVIII в. естествознание стало противопоставляться философии (в методологии) =>за термином «метафизика» закрепилось значение «умозрительного, отвлеченного от конкретности, внеопытного знания» | |
Гегель | - в начале XIX в. создал диалектическое учение => метафизика приобрела значение «старой, или додиалектической, философии» | |
- «метафизику» - стали называть «антидиалектическим методом | ||
маркси зм | познания» | |
Вывод:термин «метафизика»имеет 2-ва значения: 1) тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, 2) метод, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга |
Принципы диалектики
1. принцип всеобщей связи -является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем; под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития (связи «внутреннего» и «внешнего»)
-связи без взаимодействия не существует =>в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия =>материальное единство мира
-взаимодействие - процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого
- взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер
2. принцип развития мира -необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества
- результат применения принципа всеобщей связи и взаимодействия; в мире нет ничего завершенного, все находится в процессе становления и изменения
- (?) что является источником развития => 2-ве точки зрения:1)метафизическая (источник развития - внешнее воздействие), 2) диалектическая (источник развития - борьба противоположных сил и тенденций, т. е. противоречие)
- противоречие - взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений
противоречие как философская проблема
1-ая точка зрения: диалектические противоречия свойственны природе, обществу, и мышлению человека (ПР: древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «Инь» и «Ян»)
2 -ая точка зрения: существует только противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия (ПР: логические противоречия были отмечены уже в античной философии - запории Зенoнa)
3. тождества (единства) –диалектики, логики, теории познания (=> выражает единство законов развития). Принцип тождества отражает и то, что носит тотальный характер: охватывает природу, человека, общество)
4. восхождение от абстрактного к конкретному –сосредотачивает в себе возможность познания законов и категорий диалектики; организует процесс познания.
- абстрактное – отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных
- конкретное – объективная действительность
5. единство логического и исторического – способствует пониманию того, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании
Законы диалектики
1.единства и борьбы противоположностей – каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, которые находятся в единстве и взаимодействии, в борьбе между собой
2.переход количественных изменений в качественные
3.закон отрицания отрицания – всякая развивающаяся система проходит ряд связанных между собой этапов, и каждый последующий несет в себе некоторые черты исходной стадии
философские категории
категории - всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями
ПР: впервые учение о категориях было изложено в трактате Аристотеля «Категории» ---> «наиболее общие понятия о мире»;
Кант ---> «категории — это априорные (т. е. доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления объекта познания»;
Гегель ---> теория «диалектического материализма» ---> категории - результат обобщения социального опыта и развития познания
экзистенциализм ---> новая трактовка категорий, связанная с проблематикой человеческого существования и сущности человека
позитивизм и неопозитивизм ---> анализ не категорий, а терминов языка
категории диалектики –
выражают основные свойства существующих в мире объектов
Проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.
Сущность/явление
- сущность -внутреннее, недоступное чувствам содержание (= смысл) предмета
- явление- обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам; внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зрение, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума
Вывод: сущность и явление всегда взаимосвязаны
Содержание/форма
- содержание- то, из чего состоит предмет (или явление); оно изменчиво, подвижно
- форма- порядок, в котором сосуществуют составные части предмета (или явления), способ внешнего выражения содержания; форма удерживает содержание в устойчивом равновесии
Вывод:в предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой; на определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке категория «форма» близка к категории «структура».
Система/элемент/структура
- система(от греч.- составленное из частей, соединенное) - упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов
- элемент(от лат. - первоначальное вещество) - неделимая в пределах данной системы ее составная часть (если хотя бы один элемент системы отсутствует, это будет уже другая система) => количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы
- структура(от лат.- строение) - совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму.
Вывод:категории (отображают свойства объективного мира, и ступени познания) ---> единичное, особенное и всеобщее.
Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное.