Мировоззрение и его уровни.
Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем, на смысл человеческой жизни, истории, на основания и возможности человеческого сознания. М. существенным образом влияет на поведение человека, в том числе и на мыслительное поведение.
Уровни:
1) верхний - теоретический уровень М. Это система научно-обоснованных представлений о мире как целом, месте человека в нем...
2) сакральный - это система идеалов и ценностей - как светских, так и религиозных.
3) обыденный - его содержание составляют стандарты повседневных практик - обычаи, суеверия.
Все уровни М. взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.
Структура философского знания.
Философское знание можно структурировать по основаниям:
1) по проблемным областям философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о ценностях).
2) по отраслям философии: история философии, философия истории, политики, культуры, экономики, философия права, эстетика.
3) по историко-культурным периодам: немецкая классическая философия, западно-восточная философия.
4) по философской картине мира (что находится в центре мира): космоцентризм, антроцентризм, натурцентризм, логоцентризм, социоцентризм.
5) по философским направлениям (школам): материализм и идеализм; объективный, субъективный материализм\идеализм; разные виды марксизма; разные виды материализма; вульгарный, диалектический, механический материализм.
В каждом философском направлении свой категориальный, т.е. понятийный аппарат. Термины могут даже совпадать, но смысл будет разный. Например, феноменолог Хайдегер писал, что "Маркс не занимался проблемой бытия", но у Маркса очень часто используется этот термин, дело тут в том, что Маркс и Хайдегер употребляли термин бытия в разных смыслах.
Онтологическая проблематика в античной философии.
1. В VI-V вв. до н.э. в ранних философских школах бытие понималось как то, из чего все состоит (на современном языке - материя): "материя" сводилась к определенным видам вещества - пода, воздух, огонь.
2. Однако, уже в этот период возникли наиболее сложные конструкции бытия:
а) Демокрит - атомы (все состоит из неделимых частиц разной конфигурации).
б) Анаксимандр - апейрон - безграничное, как исходное основание всего сущего (очень абстрактное представление об основании бытия).
3. В учениях Платона и Аристотеля понятие бытия носит развернутый характер, наполняется глубоким смыслом:
а) Платон выделял два вида бытия
б) Аристотель разработал понятие бытия как субстанции (бытие самобытное, причина самого себя, субстанция неделима и не имеет границ). Из понятия делать вычеты нельзя.
Учение Аристотеля имеет большое методологическое значение не только в светских, гуманитарных дисциплинах, но и в теологии: например, в проблемах доказательства бытия Бога, соотношение номинализма и реализма и т.д.
Отечественный философ Мамардашвили писал о том, что (ссылаясь на Декарта) реальность Бога - это дух, а не физическая реальность. Поэтому, раз есть понятие "Бог", то значит есть Бог. Только Бог существует в виде идеи.
Уже в античной философии онтологическая проблематика в период классики перестала сводиться к представлениям наивного материализма о бытии только как о материально-вещественном существовании. В концепции Платона и Аристотеля обосновывается представление о бытии эйдосов (идей), понятий (идей). В дальнейшем развитие философии такие онтологические представления нашли свое выражение: в Средневековье - у реалистов; в Новое время - у дуалиста Декарта, у представителей субъективного идеализма (Юм, Беркли), у Канта, у Гегеля; в ХХ веке - в философских течениях субъективного идеализма (экзистенциализма, феноменологии - бытие понимается как поток сознания в экзистенцианализме или как онтологические основания - феномены).
Античная диалектика.
Диалектика от слова диалог - метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте.
Противоположности - это такие стороны процессов, которые взаимно отрицают друг друга, но при этом друг без друга не существуют, дополняют друг друга, составляя единое целое.
В античной диалектике выделяются 2 школы: милетская школа (это натурфилософская школа, перенос отношения диалога на природные силы) и элейская школа (исследовала диалектику мышления).
Создателем диалектики как метода мышления считается Сократ. Он описал различные методы ведения диалога.
1) ирония - доведение до абсурда мысли собеседника при видимом с ним согласии
2) майевтика - ? мысли с помощью наводящих вопросов, реплик.
Сократовская диалектическая традиция развивалась в западной и евразийской философии в самых различных вариантах и в виде: стихийно-диалектического метода (когда философ прямо не рефлектирует свой метод как диалектический) и в виде экзистенциальной диалектики (С. Кьер Кегор ХIХ в.) и в виде материалистической диалектики (Маркс, Энгельс, Ленин).
По мере развития диалектики в рамках диалектико-материалистической философии появилось следующее определение диалектики: Диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления, а также метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте.
Значение и смысл понятия. Аспекты значения понятий.
Значение понятия - это его объем, т.е. класс предметов, которые обозначаются этим понятием.
Смысл понятия - это совокупность свойств, при наличии которых предмет может быть назван данным понятием. В юриспруденции различение значения и смысла понятий имеет большое методологическое значение:
- законодатель употребляет в нормах термины, которые не имеют четко определенного смысла (например, понятие фашизма).
Очень важно, чтобы эксперты, филологи, лингвисты основывали свои заключения не только на словарных данных, но и на современных теориях значения понятий. Этим занимается юридическая герменевтика.
- далек от четкого решения вопрос о том, что такое "оценочные понятия" в праве. Авторы-правоведы пытаются разрешить эту проблему, обходясь без философской теории понятия. В ХХ веке разработкой теории понятий занимались позитивисты, неопозитивисты, постпозитивисты, постструктуралисты.
Постструктуралисты, как правило, не различают значение и смысл понятий: Ролан Барт вместо этого выделил аспекты понятий:
- символический аспект понятий: это соотношение обозначаемого (понятие) и обозначающего (слово).
- парадигмальный аспект понятий: это словарный, значение слова в словаре.
- синтагматический аспект понятий: это аспект понятий в данном тексте.
Аксиологическая проблематика в античной философии (Сократ, киники, киренаики).
Аксиологическая или смысложизненная проблематика в античности отражает и современные этические типы. В учении Сократа нашло свое выражение античное мировоззрение: счастливым и свободным можно быть только не нарушая законов миростроя, действуя в соответствии с ними. Законы миростроя доступны только разуму человека, поэтому только живя по разуму можно жить добродетельно, т.е. достигать благ. В античном мировоззрении жить по разуму = жить по природе.
Этика киников. Концепция:
1) для того, чтобы быть свободным и счастливым, нужно жить по природе.
2) для этого надо отказаться от всего "лишнего" ("избыточного")
3) основа: у человека все можно отнять, обладая благами человек боится их потерять, поэтому заранее отказавшись от них человек счастлив и свободен.
Этика киренаиков. Концепция:
1) человек похож на осажденную крепость. Его осаждают собственные страсти.
2) надо использовать возможности для наслаждения, но нельзя попадать от них в зависимость.
Девиз киренаиков: владею всем, но ничто не владеет мной.
Сравнить с девизом киников: не владею ничем, чтобы ничто не владело мной.
Этика Эпикура.
Концепция:
1) человека делает несвободным и несчастливым страх к смерти
2) все аффекты (страсть) разрушительны
3) единственный аффект (страсть), который позволяет противостоять губительному влиянию страстей - это страсть к познанию
4) поэтому смысл жизни - в достижении атараксии (невозмутимости духа).
5) атараксия достигается путем аскезы (философствования в сообществе единомышленников).
Эпикуреизм транслировался в Римской, Европейской культуре, но в его превратном понимании: наслаждение постепенно стало сводиться к чувственным излишествам.
Этика Канта.
1* Критерии морального.
По Канту человек принадлежит двум мирам:
1) как чувственное, телесное существо он включен в цепь естественных причинно-следственных отношений, поэтому не свободен.
2) как существо разумное человек свободен.
Кант выделял 2 вида поступков:
1. моральные. Критерий морального поступка: единственным мотивом поступка является намерение следовать моральной норме (даже вопреки своим страстям и выгоде).
2. легальные. Это в моральном смысле, т.е. не нарушающий моральных норм, но и не связанный с ними.
Кант ставит вопрос - при каких условиях нарушение моральной нормы не является безнравственным (ведь новые нормы не принимаются законодательно, а укореняются за счет старых, что означает, что при определенных условиях нарушение моральных норм может содержать в себе предпосылки новых).
2* Кант: моральные императивы.
В истории этической мысли вошли кантовские императивы, которые по смыслу неразрывно взаимосвязаны:
1) категорический императив ("действуй так, чтобы максима твоей воли могла бы стать актом всеобщего морального законодательства")
- императив - это объективный принцип долженствования (объективный - значит не зависящий от субъекта, который им руководствуется, это правило общее для всех, но влияет на поведение каждого все-таки изнутри, т.е. лишь постольку, поскольку руководствуется разумом, т.е. свободен)
- максима - это субъективный принцип долженствования, т.е. внутреннее правило поступка, которым руководствовался субъект.
- долженствование - это следование норме без принуждения.
По Канту, наше поведение оказывает влияние на других людей. Отсюда принцип "обратимости зла": закон твоего неблаговидного поступка вернется к тебе в поведении других людей" (и в морали, и в праве нарушая эту одну норму подрываешь право в целом).
2) практический императив - "относись к человечеству в своем лице и лице всякого другого как к цели, а не как к средству".
Гегель называл пробобемизмом создание некоторой морально-этической системы для оправдания своего неблаговидного поступка.
Категорический императив без практического недействителен, потому что без него - это принцип самозаконности (у Ницше - сверхчеловек)
"Действуй так, как если бы ты хотел, чтобы в отношении тебя действовал тот же закон, которым ты руководствуешься в своем поступке".
Кант о предмете философии.
Кант совершил «коперниканский» переворот в в понимании предмета философии (у Коперника поменялись местами Земля и Солнце). Кант же ввел понятие трансцендентального субъекта, который изначально обладает доопытными (априорными) познавательными способностями и поэтому является активной стороной в процессе познания (субъект конструирует объект). До Канта в философии нового времени доминировали представления об эмпирическом субъекте, которому предписывалась пассивная роль в познании.
Хотя у Канта были предшественники, высказывавшие относительно активной роли субъекта в процессе познания ( Декарт, Локк), Кант считал, что предметом философии – должно быть исследование априорных способностей трансцендентального субъекта и называл свою философскую систему «трансцендентальным идеализмом».
В введении к работе «Критика чистого разума» - 1781 год – Кант рассуждал так:
1. человек подобен строителю: обнаружив, что возведенное им здание покосилось, он заглядывает в фундамент. Если «здание» созданной человеком культуры деформируется, то надо исследовать его «фундамент», т.е. само сознание, потому что «фундамент» всего, что делает человек – это сознание. Таким образом, задача философии – исследовать основания сознания, как бы инвентаризировать его способности.
2. предмет философии по Канту – рефлексия оснований разума, предметом философской рефлексии не может быть внешний мир, ее предмет – лишь сознание.
3. с точки зрения. Канта, философия – это метафизика. Физика изучает природу, а философия изучает то, что находится за пределами природы - сознание.
4. кантовская трактовка предмета философии имеет прямое отношение к европейской философии и науке: Кант считал, что науки , не исследующие своих оснований в разуме – догматические науки. Наука должна быть критической, т.е. исследовать свои основания в разуме, опираясь на философскую рефлексию (на современном языке это значит: философия должна выполнять для науки методологическую роль, а наука без методологических рефлексий – догма). Кант до этой работы стоял на позициях натурфилософии - естествознание умозрительное, где философия пытается подменить естественные науки. натурфилософия сохраняет свои позиции до сих пор и часто выдается за подлинную философию, но Кант указывал, что философия – метафизика и предметом философской рефлексии не м.б. внешний мир.
Мировоззрение и его уровни.
Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем, на смысл человеческой жизни, истории, на основания и возможности человеческого сознания. М. существенным образом влияет на поведение человека, в том числе и на мыслительное поведение.
Уровни:
1) верхний - теоретический уровень М. Это система научно-обоснованных представлений о мире как целом, месте человека в нем...
2) сакральный - это система идеалов и ценностей - как светских, так и религиозных.
3) обыденный - его содержание составляют стандарты повседневных практик - обычаи, суеверия.
Все уровни М. взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.
Структура философского знания.
Философское знание можно структурировать по основаниям:
1) по проблемным областям философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о ценностях).
2) по отраслям философии: история философии, философия истории, политики, культуры, экономики, философия права, эстетика.
3) по историко-культурным периодам: немецкая классическая философия, западно-восточная философия.
4) по философской картине мира (что находится в центре мира): космоцентризм, антроцентризм, натурцентризм, логоцентризм, социоцентризм.
5) по философским направлениям (школам): материализм и идеализм; объективный, субъективный материализм\идеализм; разные виды марксизма; разные виды материализма; вульгарный, диалектический, механический материализм.
В каждом философском направлении свой категориальный, т.е. понятийный аппарат. Термины могут даже совпадать, но смысл будет разный. Например, феноменолог Хайдегер писал, что "Маркс не занимался проблемой бытия", но у Маркса очень часто используется этот термин, дело тут в том, что Маркс и Хайдегер употребляли термин бытия в разных смыслах.