ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РАБОТА С СУБД PARADOX ГРАФИКИ ОБМЕН ДАННЫМИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ I. ВВЕДЕНИЕ Опыт применения ЭВМ для построения прикладных систем обработки данных показывает, что самым
эффективным инструментом здесь являются не универсальные алгоритмические языки высокого уровня, а специализированные языки для создания систем управления данными. Такие средства обычно включаются в состав СУБД, но они могут существовать и отдельно. СУБД дают возможность пользователям осуществлять непосредственное управление данными, а программистам быстро разрабатывать более совершенные программные средства их обработки. Характеристики готовых прикладных пакетов определяются прежде всего принятой в
СУБД организацией данных и типом используемого транслятора. По способу установления связей между данными различают: - реляционную - иерархическую - сетевую модели. Реляционная модель является простейшей и наиболее привычной формой представления данных в виде таблицы. В теории множеств таблице соответствует термин отношение (relation) , который и дал название модели. Для нее имеется развитый математический аппарат - реляционное исчисление и реляционная алгебра, где
для баз данных (отношений) определены такие хорошо известные теоретико-множественные операции, как объединение, вычитание, пересечение, соединение и др. Достоинством реляционной модели является сравнительная простота инструментальных средств ее поддержки, недостатком - жесткость структуры данных (невозможность, например, задания строк таблицы произвольной длины) и зависимость скорости ее работы от размера базы данных. Для многих операций, определенных в такой модели, может оказаться необходимым просмотр всей базы.
Иерархическая и сетевая модели предполагают наличие связей между данными, имеющими какой-либо общий признак. В иерархической модели такие связи могут быть отражены в виде дерева-графа, где возможны только односторонние связи от старших вершин к младшим. Это облегчает доступ к необходимой информации, но только если все возможные запросы отражены в структуре дерева. Никакие иные запросы удовлетворены быть не могут.
Указанный недостаток снят в сетевой модели, где, по крайней мере, теоретически, возможны связи "всех со всеми". Поскольку на практике это, естественно, невозможно, приходится прибегать к некоторым ограничениям. Использование иерархической и сетевой моделей ускоряет доступ к информации в базе данных. Но поскольку каждый элемент данных должен содержать ссылки на некоторые другие элементы, требуются значительные ресурсы как дисковой, так и основной памяти
ЭВМ. Недостаток основной памяти, конечно, снижает скорость обработки данных. Кроме того, для таких моделей характерна сложность реализации СУБД. Хотя известны попытки создания СУБД, поддерживающих сетевую модель для персональных компьютеров, в настоящее время реляционные системы лучше соответствуют их техническим возможностям и вполне удовлетворяют большинство пользователей. Скоростные характеристики этих
СУБД поддерживаются специальными средствами ускоренного доступа к информации индексированием баз данных. В наиболее полном варианте СУБД должна содержать следующие составные части: Среда пользователя, дающая возможность непосредственного управления данными с клавиатуры. - Алгоритмический язык для программирования прикладных систем обработки данных, реализованный как интерпретатор. Последнее позволяет быстро создавать и отлаживать программы. -
Компилятор для придания завершенной программе вида готового коммерческого продукта в форме независимого ЕХЕ-файла. - Программы-утилиты быстрого программирования рутинных операций (генераторы отчетов, экранов, меню и других приложений) . Собственно СУБД - это оболочка пользователя. Ввиду того, что такая среда ориентирована на немедленное удовлетворение его запросов, это всегда система-интерпретатор. Наличие в СУБД языка программирования позволяет создавать сложные системы обработки данных,
ориентированные под конкретные задачи и даже под конкретного пользователя. Есть также СУБД, которые имеют только язык и не имеют оболочки пользователя. Они предназначены исключительно для программистов, и это системы компилирующего типа. Такие пакеты лишь с оговорками могут быть названы СУБД. Обычно их называют просто компиляторами. Paradox (программный продукт фирмы
Borland) - это признанный лидер на рынке на рынке систем управления базами данных. В течение последних пяти лет (начиная с версии 3.0) Paradox признается специалистами лучшей реляционной СУБД для персональных компьютеров. В 1991 году Paradox 3.5 признается лучшей реляционной СУБД и пользователями (премия журнала PC World MAgazin за 1991 год) .
Свидетельством все возрастающего признания является и то, что каждая третья СУБД, проданная в 1991 году в США это Paradox. Многие эксперты приходят к выводу что технология обработки информации, на которой базируется Paradox это технология СУБД 90-х годов. Paradox фактически стал стандартом СУБД для персональных компьютеров. Среди многочисленных особенностей
Paradox выделяют уникальное сочетание необычайной простоты и прозрачности с огромными возможностями функционально завершенной системы управления данными (в этом и есть "парадокс") . И как результат такого парадоксального сочетания - мощнейшая СУБД подчиняется не только профессиональному программисту, но и пользователю, не имеющему ни малейшего представления о программировании или обработке информации на компьютере.
Paradox for Windows - новый продукт фирмы Borland. Paradox for Windows версии 1.0 представляет собой уникальный программный продукт, впитавший в себя новейшие программные технологии фирмы Borland. Прекрасный интерфейс, визуальные средства проектирования таблиц, форм, запросов, отчетов, полное использование графических возможностей MS Windows 3.1 (в том числе возможности работать с видео и звуком) , объектно ориентированный язык программирования
ObjectPal и великолепный отладчик в сочетании с простотой и наглядностью использования, делает Paradox for Windows незаменимым средством создания широкого спектра приложений от простых однотабличных форм до сложных распределенных программных комплексов, функционирующих в сети и обрабатывающих большие объемы текстовой, графической, видео и звуковой информации в реальном масштабе времени. II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 1. ОБЪЕКТЫ PARADOX Paradox предоставляет большой выбор способов хранения, отображения
и представления данных. Компоненты, которые используются для хранения и представления данных, называются объектами. В системе Paradox существуют следующие объекты: таблица, форма, отчет, запрос, программа, библиотека программ. 1.1. ТАБЛИЦЫ Paradox размещает данные в таблицах. Таблицы состоят из рядов и колонок. Каждый ряд содержит всю доступную информацию о конкретном предмете и называется "запись", а каждая колонка - одну категорию данных, называемую "полем"
. 1.1.1. Типы полей в ParadoxParadox разделяет поля на несколько типов. Каждый тип поля определяет вид данных, которое оно содержит. 1.1.2. Типы полей dBASEParadox позволяет создавать и использовать таблицы формата dBASE так же просто, как и таблицы формата Paradox. При использовании таблиц dBASE надо учитывать, что типы их полей отличаются от типов полей Paradox-таблиц. 1.1.3. BLOB-поля Мемо, форматированное мемо, графичeские,
OLE и двоичные поля могут содержать так называемые Двоичные Файлы Больших Объектов. К этой группе полей применимы определенные правила, поэтому они иногда собирательно обозначаются как BLOB-поля. Мемо-поле dBASE таблицы также является BLOB-полем. 1.1.4. Временные таблицы При выполнении некоторых операций Paradox создает временные таблицы, существующие до тех пор, пока пользователь не меняет личный каталог
или не завершает сеанс работы с Paradox. Paradox хранит все временные таблицы в личном каталоге пользователя. Временные таблицы можно редактировать и делать к ним запросы так же, как и к другим таблицам. 1.2. ФОРМЫ Иногда более удобно работать с данными в отдельных записях, а не со всей таблицей целиком. Формы позволяют пользователю видеть столько данных из таблицы, сколько он предпочтет. При этом их можно представлять в другом формате. Если редактируются данные в форме, то
Paradox обновляет соответствующую информацию в таблице. Для создания форм с необходимой структурой можно использовать средства разработки Paradox. Paradox позволяет отображать в форме несколько записей одной таблицы или записи из нескольких разных таблиц одновременно. 1.3. ОТЧЕТЫ При работе с базами данных часто бывает нужно распечатать необходимую информацию. Paradox предоставляет мощные средства генерации отчетов.
Пользователь может сортировать и группировать записи, производить необходимые вычисления над полями, а также упорядочивать и представлять данные практически в любом формате. При создании отчетов, также как и форм, доступны средства разработки Paradox. Используя их, можно сконструировать необходимый вид отчета. А так как Paradox позволяет связывать данные из разных таблиц, пользователь может легко создавать сложные
отчеты, использующие несколько таблиц базы данных. 1.4. ЗАПРОСЫ Запрос в Paradox - это некий вопрос об информации в базе данных. При помощи запросов можно: - вести поиск или выбор данных в таблице; - комбинировать данные из нескольких таблиц; - производить вычисления над данными; - вставлять данные; - удалять данные; - изменять данные; - определять группы и наборы данных, над которыми будут производиться вычисления или сравнения.
Paradox предоставляет простой, но гибкий и мощный способ создания запросов. В окне Query можно выбрать таблицы, по которым можно сделать запрос. Затем вводится образец данных, удовлетворяющий условиям, а Paradox выбирает из таблицы те данные, которые соответствуют этому образцу. Это называется Запрос По Образцу. 1.5. ПРОГРАММЫ Программы - это последовательность команд на языке
ObjectPAL (языке разработки приложений Paradox) , которые позволяют автоматизировать выполнение определенной последовательности действий над базой данных. Коды ObjectPAL обычно "присоединяются" к объектам форм, но можно написать и отдельные программы, которые будут выполняться независимо от какой-либо формы. Например, можно написать программу для открытия определенной таблицы и выполнения вычислений над одним
или более полями этой таблицы. Программы такого типа запускаются непосредственно из основного окна Paradox, а не в результате того, что произошло какое-либо событие, которое запустило на выполнение программу, присоединенную к некоторому объекту формы. Paradox также позволяет создавать библиотеки программ. Библиотека - это объект, который может использоваться для хранения команд ObjectPAL. Это дает возможность пользователю создавать процедуры, доступные различным формам, программам
и другим библиотекам. 1.6. КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ Кроме рассмотренных выше объектов Paradox предоставляет набор так называемых конструкционных объектов, при помощи которых разрабатывается структура форм и отчетов. Эти объекты создаются при использовании специальных средств, находящихся на SpeedBar, (линейке, расположенной в верхней части экрана и содержащей набор кнопок-иконок для вызова
различных операций) , и могут размещаться на документе, который разрабатывает пользователь, будь то форма или отчет. В случае формы - страница, на которой пользователь размещает объекты, сама является объектом. Можно изменить ее свойства, например, цвет, или присоединить к ней методы (метод - это последовательность команд ObjectPAL, выполняющая определенные действия) . Методы, присоединенные к странице, могут начать выполняться при открытии или закрытии документа, при
щелчке или двойном щелчке клавишей мыши или при выполнении другого события. 1.6.1. Текстовые объекты Текстовый объект - это объект, содержащий текст. Пользователь может создать рамку, в которую можно будет поместить текст. Текст может быть любой длины и любого формата. Чаще всего текстовые объекты используются для размещения заголовков на форматах и отчетах или для задания имен полей и таблиц.
1.6.2. Прямоугольники, линии, эллипсы Прямоугольники, линии и эллипсы - это объекты, которые могут размещаться в форме или отчете для придания документу более привлекательного вида. Можно рисовать прямоугольники или эллипсы вокруг полей или таблиц, использовать дополнительные линии для того, чтобы указать на какую-либо важную особенность в документе. 1.6.3. Поля Пользователь может размещать поля из таблиц в форме или отчете.
При этом используется инструмент Field на SpeedBar для того, чтобы начертить рамку (границу поля) , а затем задать ему необходимые свойства. Можно определить объект типа поле из уже существующей таблицы или создать вычисляемое или итоговое поле для выполнения действий над данными. 1.6.4. Таблицы Таблица - один из основных объектов Paradox. В разрабатываемых документах (формах или отчетах) можно использовать инструмент
Table для того, чтобы создать столбцы и ряды таблицы, а затем задать и саму таблицу с данными. В таблицах на экранных формах и отчетах можно размещать поля и их заголовки гораздо свободнее и разнообразнее, чем в режиме просмотра и редактирования таблиц в окне Table. 1.6.5. Кросстаблицы Кросстаблица преобразует данные из структуры таблицы базы данных в структуру, подобную электронной таблице. Она подводит итоги по одному полю, группируя записи в этом поле и основываясь
на значениях одного или нескольких полей (например, можно узнать объем продаж различных изделий по месяцам) . Кросстаблицы дают возможность анализировать данные по одному или нескольким факторам. Например, пользователь хочет определить, в какие месяцы клиенты предпочитают расплачиваться наличными, а в какие по перечислению. Он может создать кросстаблицу, которая покажет суммы отпуска товаров по накладным в каждом месяце, сгруппированные по способам оплаты.
1.6.6. Графики Иногда более удобно анализировать и представлять информацию в виде графиков и диаграмм. Paradox дает возможность легко создавать графики. Можно изменять тип графика, его строение и свойства. Paradox автоматически обновляет график, если изменяются данные в таблице (даже если изменение произошло при работе другого сетевого пользователя этой таблицы.
1.6.7. Многозаписные объекты Многозаписные объекты представляют собой повторяющиеся поля нескольких записей. Пользователь задает расположение одной записи и указывает, сколько раз по вертикали и горизонтали повторяется этот образец. Многозаписный объект позволяет отображать одновременно несколько записей (как и в таблицах) и так располагать поля, чтобы было удобно (как в форматах) . 1.6.8. Кнопки Кнопки - это объекты Paradox, которые можно размещать в формах и присоединять к ним методы
ObjectPAL. Работая с формой, можно щелкнуть мышью на кнопке для того, чтобы выполнить действия, определяемые присоединенным методом. К кнопке можно добавить любой текст или рисунок, поясняющий ее значение. В форме можно разместить сколько угодно кнопок и присоединить к ним различные методы. Пользователь может присоединить к одной кнопке несколько различных методов, каждый из которых активизируется отдельным событием. 1.6.9. Графика Графика - это графические образы, которые можно помещать в поля графического
типа Paradox-таблиц, или размещать как независимый графический объект в форме или отчете. Рaradox может импортировать графику из файлов формата. BMP EPS PCX TIF GIF или из буфера Windows Clipboard. 1.6.10. OLE-объекты OLE - технология связывания и встраивания объектов. Используя технологию OLE, можно создавать "контейнеры", которые будут содержать объекты из
других приложений Windows. Так как технология OLE обеспечивает связь между таблицей и исходным файлом встроенного объекта, пользователь может, щелкнув дважды мышью над этим объектом, запустить то приложение, в котором был создан этот объект. 2. ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ