Андрей Ильин
Дворцово-парковыйансамбль усадьбы Марьино, которому в сентябре 2011
года исполнится 200 лет, сталодним из последних шедевров великого
русского зодчего А. Н. Воронихина. Вместес И. Ф. Колодиным, С. П.
Лукиным, А. Н. Никитиным, П. С. Садовниковым и другимисвоими
учениками он положил немало сил, чтобы создать неподалеку от
Санкт-Петербургаяркий и запоминающийся образ, в котором органично
взаимосвязано все — главныйдом, вспомогательные постройки, малые
формы, ланшафт, рельеф. Работала этатворческая команда, воплощая
замыслы хозяйки обширного участка — графини СофьиВладимировны
Строгановой. Строительное исполнение проекта, в основномзавершенное
в 1811 г., также оказалось на высоте — специально для этих
работсюда пригласили мастеров из Англии, Швейцарии, Швеции и
Германии. Росписьпарадных помещений была выполнена по эскизам Дж.
Б. Скотти бригадой итальянскиххудожников под руководством Ж.-Б.
Дамона-Ортолани. В сочетании с удивительнойприродой здешних мест
«рукотворная» часть ансамбля производила действительнонеизгладимое
впечатление на приезжих и проезжих. Авторам удалось
настолькорационально расставить планировочные акценты, так
убедительно воспользоватьсястилистическими приемами своего времени,
что еще при жизни Воронихина в обеихстолицах об усадьбе заговорили
как о достойнейшем произведении архитектурногоискусства.
Ксередине 1910-х гг. на территории нынешней Ленинградской области,
а в ту порустоличной, Санкт-Петербургской, губернии насчитывалось
почти две сотни дворянскихусадеб. По прошествии столетия количество
таких объектов едва ли не на порядоксократилось, причем процесс их
исчезновения принимает все более угрожающиемасштабы. По этому
поводу сегодня впору бить настоящую тревогу. ИмениеСтрогановых и
Голицыных – тех самых, которые владели огромными землями иосновали
более 500 новых городов и поселений на просторах Сибири, оставив
следв отечественной истории как великие полководцы и храбрые воины,
блестящиедипломаты, щедрые меценаты и гостеприимные хозяева – по
праву считается однимиз выдающихся национальных памятников
архитектуры и садово-паркового искусствапервой четверти XIX
столетия. Долгое время эта усадьба пользовалась
репутациейобразцового фермерского и охотничьего хозяйства, где
нередко гостили членыимператорской семьи, видные сановники и
представители самых известныхдворянских фамилий. К тому же и первая
в России летняя школа практическогоземледелия была создана графиней
Строгановой именно здесь. На протяжении почтивсего позапрошлого и
начала прошлого веков школа исправно работала, обучаякрестьянских
детей строительным специальностям, профессиям лесовода, слесаря,
конюхаи управляющего помещичьим хозяйством.
Вгосподском доме была собрана уникальная библиотека из 10 тыс.
томов, в конце1920-х гг. частично переведенная в фонды РНБ и
Государственного Эрмитажа.Интерьеры здания хозяева старательно
украшали произведениями из ценныххудожественных коллекций эпохи
Возрождения. Примечательно, что в течениепервого после революции
десятилетия все это должным образом сохранялось и
демонстрировалосьтрудовому народу в качестве экспонатов Музея
дворянского быта. Его экспозиция, крометого, содержала немало
семейных реликвий бывших хозяев дома, а фондохранилище —переписку
графини с императором и императрицами, мужем, братом, детьми и
матерью.После ликвидации музея в 1928 г. его собрание было
расформировано и распределенопо более чем 55-ти государственным
хранилищам, причем много ценных предметовтогда же «ушло с молотка»
на Берлинском аукционе.
Напротяжении нескольких лет основной объект архитектурно-паркового
ансамбляоставался практически «бесхозным», хотя наиболее серьезные
испытания ему выпалинесколько позднее, в годы немецкой оккупации
Марьино. Прямо внутри дома былиустроены военный госпиталь, квартиры
и казино для офицеров Вермахта. Разрушенияи утраты, постигшие
усадьбу в тот период, оказались настолько существенными, а
государственныерезервы средств на их устранение и восполнение —
скромными, что даже приступитьк восстановлению постройки удалось
лишь через полтора десятка лет после войны.
В1960 году усадьба официально обрела статус объекта охраны союзного
значения, началсяее частичный реставрационный ремонт с параллельным
приспособлением подразмещение детского дома. Впрочем, и это
учреждение не задержалось здесьнавсегда — с началом перестройки
сюда перебазировался пансионат одного из тосненскихпредприятий. Все
это время сменявшие друг друга хозяева (конечно, в пределахсвоих
финансовых возможностей и пользовательских полномочий — то есть,
какмогли) поддерживали памятник. Однако при таких перипетиях с
функциональнойнагрузкой, да еще и без сколько-нибудь ощутимой
господдержки деградация всегоансамбля и его пространственной
доминанты становилась неизбежной. Ситуацию, котораяк исходу
прошлого века воцарилась на территории Марьино, иначе как
критическойне назовешь.
Нельзяисключать, что и эта дворянская усадьба близ деревни
Андрианово Тосненскогорайона могла пополнить длинный и печальный
мартиролог безвозвратно утраченныхпамятников Ленинградской области.
Такого, к счастью, не произошло. В 2008 г. бывшее имение
Строгановых-Голицыных после 120-летнего перерыва опять стало
частным владением.С этого момента есть смысл вести новый отсчет
времени в истории Марьино, котороеначало возрождаться благодаря
стараниям и инвестициям сегодняшней хозяйкиусадьбы Галины
Георгиевны Степановой, ее умению придать нужный импульсинициативам
и трудам сплотившегося вокруг коллектива единомышленников
—проектировщиков, реставраторов, искусствоведов, историков и т. д.
Суть идеисостоит в намерении реализовать историческую функцию
усадебного комплекса в современновостребованном формате. В этом
отношении, а еще и учитывая, что реализацияпроекта осуществляется
исключительно на деньги собственника, мы имеем дело с первымв
масштабах страны опытом спасения памятника по инновационной, если
угодно, модели.В планах, которые уже частично воплощены, дословно
предусматривается«реконструкция объекта по состоянию на период
наибольшего расцвета», чтоподведет почву под эффективную
«эксплуатацию публичного интереса к историческимкорням русской
усадебной культуры и загородного дворянского быта».
Безукоризненноповторить все в том виде, как это было два века
назад, не очень-то реально и совсемне оправдано в плане
эффективности вложений. Иначе говоря, о консервативноймузеефикации
объектов вопрос здесь изначально не ставился.
Реставрационнаясоставляющая, тем не менее, не просто присутствует в
этой дорогостоящей затее, нои является ее квинтэссенцией. В
сравнении с другими аналогами, разбросанными пороссийским
просторам, марьинская усадьба еще неплохо сохранилась.
Следовательно,от чего оттолкнуться — есть. Иконографическая и
документальная база дляпроизводства восстановительных работ также
существует, хотя почти всеприходится запрашивать в музейных и
прочих архивах, создавать свой, «копийный»,вести серьезную
исследовательскую и поисковую работу. Несмотря на обилиеобъективных
и субъективных трудностей, которые неизбежно возникают на
любомнепроторенном пути, за два с половиной реставрационных сезона
здесь удалосьсделать куда больше, чем позволяют себе некоторые
государственные музеи с регулярнымбюджетным финансированием.
Главное, что все задачи по восстановлению первозданногооблика и
эксплуатационной пригодности объектов здесь решаются комплексно.
Так, ужеприведено в порядок одно из крылец восточного павильона и
отреставрированы всевосемь львов, украшавших входы во дворец,
налажено его автономное отоплениепутем технологической
реконструкции старой котельной. Тем временем в паркепроведена
полная санация зеленых насаждений с процедурами
регулярногодендрологического лечения, удалением сухостоя, самосева,
а также подсадкойболее тысячи новых деревьев и кустов, прочищена
гидросистема, устроены лужайкии проложены исторические дорожки,
предусмотренные планом 1845 г., воссозданы въездные ворота на
Липовой аллее, восстановлены четыре моста: историческийКаменный с
водопадом, Желтый между прудами, Белый и Готический. Полным
ходомидет реставрация восточного дворцового крыла загородного дома
Строгановых, реконструируютсяинженерные коммуникации комплекса,
осуществляется берегоукрепление р. Тосны на аварийномучастке около
дворца, а на левой стороне реки, около заброшенного пруда, не
такдавно построена настоящая русская баня. Можно констатировать,
что на сегоднябольшая часть помещений главного здания успешно
приспособлена подИсторико-культурный центр «Усадьба Марьино». Здесь
отремонтированы и обставленыв духе времени жилые комнаты для приема
гостей на длительные периоды и с полнымпансионом. В парадных покоях
работает и пополняется музейная экспозиция, формируютсяколлекции
живописи, предметов декоративно-прикладного искусства и гардероб
историческихкостюмов XIX века. Обычным делом в Марьино стали
интерактивные экскурсии по дворцу,парку и окрестностям усадьбы, а
ежемесячные музыкальные салоны приобретают всебольшую популярность
у петербургских (и не только!) эстетов. Возможно, в
совпаденииинициалов новой владелицы усадьбы «С.Г.» с начальными
буквами фамилий первойхозяйки — Строганова-Голицына — присутствует
некоторая мистическая связь.Раздумывая над символикой для своего
ООО «Усадьба Марьино», Галина Георгиевна, конечноже, не могла не
обратить на это внимания. Даже сам факт, что с легкой рукиодного
журналиста госпожу Степанову в Санкт-Петербурге за глаза стали
величать«новой Софьей Голицыной», ее нисколько не смущает.
Напротив, это даже придаетизвестному в городе бизнесмену и меценату
нужные силы.
Г.Степанова:
—Русская дворянская усадьба — культурный срез нашей общей истории,
не имеющийаналогий в мире. Наверное, это, прежде всего, среда,
которая взращивалавыдающихся деятелей искусств и наук, политиков и
военных. Это и уютный семейныйочаг в окружении прекрасных пейзажей,
и особая атмосфера взаимоотношений междудомочадцами, знакомыми,
соседями… Сохранить это богатство, а, тем более,
конструктивновписать его в изменившуюся систему человеческих
взаимоотношений непросто, но необходимои возможно. Мы сейчас заняты
именно этим.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта
www.d-c.spb.ru/
Усадьба Марьино: вековые традиции и современная функция
84
0
6 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!