Заняв положение хозяйственных центров, древнерусские города стали
постепенно превращаться в политические центры. Разобщенность
сельскохозяйственной округи способствовала этому. Сельские общины,
зачастую, враждовали друг с другом и не могли создать общего центра
власти. Но в самих городах основой для создания политической власти
стали не объединения купцов и ремесленников, а наемные варяжские
дружины. Наемная военная сила, которую торговцы и ремесленники
призвали для собственной защиты, постепенно осознала свое
господствующее положение и присвоила себе политическую власть,
распространив ее сначала на город, а затем на сельскохозяйственную
округу. Предводители наемных варяжских дружин становились первыми
русскими князьями и создавали первые княжества.
Власть первых русских князей основывалась на своеобразном
«договоре» с подданными. Князь брал на себя защиту своих подданных
и улаживание споров между ними. А подданные обязались содержать
князя и его дружину. Раз в году князь отправлялся в так называемое
«полюдье», то есть на сбор дани с подвластного населения. Главной
опорой князя была его дружина. Для того чтобы обеспечить ее
достаточным количеством дани, первым русским князьям необходимо
было объединить под своей властью как можно больше племен. Эта
потребность и привела в итоге к созданию единого древнерусского
государства.
Особая роль варяжских наемников в создании первых государственных
объединений славянских племен подтверждается заключением
современных ученых о том, что слово «Русь» было изначально
названием выходцев из Скандинавии и лишь после установления
варяжского господства в большинстве русских земель стало
наименованием Древнерусского государства. Существует также версия,
что русы были особым племенем, не имевшим отношения к варягам. Они
были потомками древнего племени ругов, которые еще во II в. н.э.
враждовали с готами, населявшими в ту пору Северное Причерноморье.
В IX в. центр владений русов находился в Крыму. Оттуда они
совершали набеги на побережье Черного моря. В 852 г. они захватили
славянский город Киев и установили свою власть над славянскими
племенами, заселявшими нижнее течение Днепра. Однако, это
завоевание привело не к вражде а слиянию русов со славянскими
племенами. В образовавшемся союзе культурно и этнически
доминировали славяне. Если эта версия верна, то не варягов, а русов
и славян следует считать создателями Древнерусского государства. Но
варяжские князья сыграли свою особую роль в становлении
Древнерусского государства.
Согласно древней летописи первым варяжским князем был Рюрик (годы
правления 862 – 879 гг.). Он был призван княжить в Новгород.
Летописец приводит характерные слова, с которыми обратился
Гостомысл – один из старейшин славянских племен к варягу: «Земля
наша велика и обильна, а порядка в ней нет, ступайте княжить и
владеть нами». Призвание варягов в «Повести временных лет»
изображено как средство преодоления внутренних распрей. Видимо,
Рюрик был призван на помощь одной из групп Новгородской знати для
расправы со своими противниками. Выполнив эту задачу, Рюрик стал
правителем небольшой области вокруг Новгорода.
История «призвания варягов» породила впоследствии множество
дискуссий. В XVIII в. была выдвинута, так называемая, «норманнская
теория», согласно которой русскую государственность создали
скандинавы и, следовательно, она не является продуктом русской
культуры.
Невозможно отрицать ту значительную роль, которую сыграли варяжские
князья в объединении русских земель. Однако они лишь создали
политические центры, которые объединили уже сложившиеся
социально-экономические структуры (сельские общины и города),
созданные славянскими племенами. Потребность в защите этих структур
и хозяйственных центров неизбежно привело бы к созданию
государства. Так что, Рюрик (если он существовал в
действительности) пришел на подготовленную почву, когда институт
княжеской власти уже сложился.
Согласно преданию в 879 г. Рюрик умер, оставив малолетнего
наследника Игоря. Княжеская власть перешла к родственнику Рюрика -
Олегу (879 – 912 гг.), который продолжил объединение Руси.
Небольшая и малонаселенная область, доставшаяся Олегу в наследство
от Рюрика, не могла удовлетворить его варяжскую дружину. Он начал
борьбу за расширение своих владений, покорил славянские города
Смоленск, Любеч и Киев. Добравшись до Киева, он расправился с
киевскими князьями - Аскольдом и Диром и сделал Киев своей
столицей. По данным летописи это произошло в 882 г.
В 885 г. Олег покорил племена древлян, северян, радимичей и
освободил днепровские славянские племена от хазарской зависимости.
Но хазарские иудеи не могли с этим смириться. Используя свое
влияние в регионе, они подняли на борьбу против варяжской дружины
Олега племена кочевников-печенегов. Ему пришлось подчиниться
Хазарскому каганату.
Официальная летопись «Повесть временных лет» приписывает Олегу
знаменитый поход на Константинополь («Царьград»), якобы совершенный
им в 907 г. По свидетельству летописи Олег осадил город и заставил
византийцев заплатить крупный выкуп за снятие осады. В память о
своем походе Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Византийцы
заключили с Олегом договор, предоставлявший русским купцам большие
льготы на рынках Византии.
В 912 г. после смерти Олега, княжескую власть получил Игорь, сын
Рюрика (912 – 945 гг.). Достоверных сведений о его правлении, как и
о правлении Олега, немного. Известно, что в последний период его
жизни обострились отношения между Хазарией и Византией. Война
давала Киевским правителям надежду на освобождение от
иудейско-хазарского господства. Поэтому Древнерусское государство
встало на сторону Византии против Хазарии.
В 939 г. русское войско взяло штурмом хазарскую крепость Самкрец на
берегу Керченского пролива, а другая русская рать совершила поход в
низовья Днестра и Буга и покорила славянское племя уличей, которые
были давними союзниками хазар. Но Хазарский каганат нанес ответный
удар. Хазарский полководец Песах, опустошив Киевское княжество
принудил Игоря вновь подчиниться Хазарской власти. Русы должны были
разоружить свое войско, отказаться от контроля над славянскими
племенами северян и радимичей и платить дань хазарам за
правобережные племена.
В 941 г. хазары заставили Игоря пойти войной на его вчерашних
союзников – Византийцев. Этот поход закончился неудачей. В 943-944
гг. Игорю под давлением хазар совершил новую экспедицию против
Византии. На сей раз было собрано большое сухопутное войско и флот.
Однако до боевых действий дело не дошло. Греки предложили
приемлемые условия мира и в 944 г. мир был заключен.
Эти военные авантюры вконец разорили княжескую казну. Однако хазары
не спешили освобождать Игоря от выплаты дани. Это толкнуло Игоря на
то, чтобы отправиться в полюдье в землю древлян. Игорь, уверенный в
поддержке своей дружины и хазар, собирал дань с небольшим отрядом.
Древляне напали на него, Игорь был убит.
После смерти Игоря власть перешла к его жене Ольге (945 – 957 гг.),
которая правила от имени своего малолетнего сына Святослава.
Фактическим главой правительства стал воевода Свинельд. Он снова
подчинил древлян, но полностью восстановить единство славянских
племен не смог. Правительство Ольги восстановило дружественные
отношения с Византией. В 957 г. Ольга посетила Константинополь и
крестилась там по православному обряду. Вокруг Ольги сформировался
круг византийских священников и славянской знати, принявшей
христианство.
В начале 60-х гг. X в. сын Ольги – Святослав достиг возраста, когда
мог руководить дружиной. Он был одарен полководческим талантом и
продолжил борьбу с хазарами. В 964-965 гг. Святослав совершил поход
на Оку и покорил вятичей, которые до этого платили дань хазарам.
Затем, спустившись по Оке и Волге, он достиг столицы каганата – г.
Итиль, располагавшегося в устье Волги, на берегу Каспия. При
приближении войск Святослава хазарское население города укрылось в
степи. В городе осталась только правящая верхушка и еврейская
диаспора, которые пытались оказать сопротивление, но были
разгромлены. В продолжение своего похода Святослав взял все главные
крепости Хазарии на Северном Кавказе и навсегда покончил с
хазарским военным и экономическим могуществом.
Святослав был приверженцем варяжских военных традиций и тесно
связанной с ними языческой религии. Это привело его к неразрешимым
противоречиям с матерью – княгиней Ольгой, принявшей Православие.
Однако, Ольге удалось использовать страсть сына к военным походам
для того, чтобы держать его подальше от Киева и не допускать к
решению вопросов внутренней политики. Пока Святослав воевал в чужих
странах, Ольга при поддержке растущей христианской общины в Киеве,
управляла русскими землями.
После победы над Каганатом, в 967 г., Святослав получил приглашение
от византийцев помочь им в борьбе с дунайскими болгарами на
Балканах. Святослав завоевал Дунайские земли и закрепился в городе
Переяславце. Здесь он хотел видеть новую столицу своего
государства. Святослав надеялся обрести политическую
самостоятельность, освободившись от христианского влияния,
распространяемого княгиней Ольгой. Для этого необходимо было
заручиться согласием византийцев, но византийский император Никифор
Фока приглашал Святослава на Балканы не для того, чтобы он создал
здесь свою державу. Император спешно заключил союз с болгарами, а
чтобы отвлечь Святослава от Балкан, организовал набег печенегов на
киевские земли. В 969 г. Святославу пришлось вернуться в Киев, но
когда он пришел в Киев, печенеги уже отошли от города.
Вскоре умерла Ольга, и Святослав стал полновластным правителем, но
предпочел вернуться на Дунай. В Киеве он посадил княжить своего
старшего сына – Ярополка, средний сын – Олег стал князем
Древлянской земли, а младший Владимир был отправлен на княжение в
Новгород. Однако, когда Святослав с войском вновь прибыл в
Переяславец, ситуация в Византии и на Балканах изменилась. В
Византии произошел переворот: непопулярного Никифора Фоку сменил
воинственный Иоанн Цимисхий, лично возглавивший борьбу со
Святославом. Не рассчитывая больше на удержание всей Болгарии,
Святослав стремился сохранить за собой устье Дуная. Об этом он вел
переговоры с Цимисхием. Византийцы использовали переговоры для
концентрации свежих войск и весной 971 г. начали наступление.
Цимисхий быстро захватил Переяславец и вынудил Святослава
запереться с войском в укрепленном Доростоле. Русичам удалось
отразить многочисленные штурмы крепости. Цимисхий пошел на
переговоры и согласился отпустить Святослава с остатками войска на
Русь. Осенью 971 г. войско Святослава навсегда покинуло
Болгарию.
Весной 972 г., во время возвращения из Болгарии через
Причерноморские степи, войско Святослава подверглось нападению
печенегов, и было разгромлено. Святослав был убит. Летопись
обвиняет византийцев в то, что они сообщил печенегам о возвращении
Святослава. Но существуют свидетельства о том, что в значительно
большей степени, чем византийцы, Святослава возненавидели его
христианские подданные. Князь считал виновниками своего поражения
христиан, которых было много в его войске и которые, по его мнению,
тайно помогали своим византийским единоверцам. На обратном пути из
Доростола он устроил расправу над дружинниками-христианами и
высказывал намерение истребить христианскую общину в Киеве. Поэтому
киевские христиане имели все основания опасаться возвращения из
похода князя-язычника и именно они могли более точно, чем
византийцы, знать маршрут и сроки движения Святослава через
Степь.
После смерти Святослава, его сыновья - Ярополк, Олег и Владимир
вступили в борьбу за отцовский престол. Владимир вышел победителем
из междоусобицы и стал единоличным правителем Древнерусского
государства.
Владимир ощутил непрочность княжеской власти. Его предшественники
произвели объединение русских земель путем военной силы. Сам
Владимир получил великокняжеский престол при поддержке новгородцев
и призванных из-за моря варягов. Ему фактически заново пришлось
объединять русские земли. Это заставило Владимира понять, что для
упрочения княжеской власти необходима более прочная основа, чем
сила его дружины. Необходима идея, которая объединила и сплотила бы
разрозненные племена и освятила сложившийся государственный
порядок. В те времена такая идея могла иметь только религиозный
характер.
Владимир в своей борьбе за княжеский престол опирался на
новгородцев – сторонников язычества, в противоположность Ярополку,
опиравшемуся на киевскую христианскую общину. Владимир воздвиг на
княжеском дворе капище главных богов и со своей дружиной стал
регулярно совершать положенные обряды и жертвоприношения. Главным
божеством стал Перун-громовержец, культ которого требовал
человеческих жертвоприношений. Однако языческая религия не
соответствовала целям и задачам укрепления княжеской власти.
Многобожие не могло освятить верховную власть великого князя, а
существование многочисленных местных культов разобщало население.
Языческое вероисповедание было серьезным препятствием в
международных делах. Христианские государства Запада и Византия
неохотно имели дело с князем-язычником. Культ Перуна создавал
Владимиру серьезные препятствия в его внутренних делах. Население
Киева, среди которого было уже много православных христиан,
неодобрительно относилось к человеческим жертвоприношениям в честь
верховного божества. Поэтому Владимир решил распространить на Руси
монотеистическую религию, то есть единобожие.
При выборе вероисповедания Владимир и его дружина исходили из
прагматических мотивов: новая религия должна была стать
объединяющей идеей для народа, повысить престиж русского князя в
глазах соседних народов и не слишком противоречить сложившимся
традициям и укладу жизни. Иудаизм совершенно не подходил для этих
целей. Это была национальная религия евреев, которые господствовали
в Хазарском каганате, разгромленном язычником Святославом. Бог
побежденных не мог стать богом победителей. Ислам также был
чужеродной религией, содержавшей обычаи неприемлемые для древних
славян. Кроме того, мусульманский мир находился в этот период в
состоянии хаоса. Его раздирали глубочайшие религиозные
противоречия. Можно было опасаться, что с принятием ислама все эти
противоречия будут перенесены на русскую почву. Католическое
христианство также грубо вторгалось в национальную культуру и быт.
Католики признавали возможным богослужение только на трех языках:
древнееврейском, древнегреческом и латыни. Такая религия была бы
чужда и непонятна славянам. Кроме того, в тот период католическая
религия также была раздираема внутренними противоречиями.
На этом фоне наиболее привлекательным оказалось Православное
Христианство, центр которого был в Константинополе - столице
Византии. Его обряды не вступали в противоречие с образом жизни
русского народа. Православное богослужение могло проводиться на
родном для русских славянском языке. И приняв Христианство по
православному образцу, Древняя Русь становилась союзником
Византийской империи, и приобщалась к ее христианской культуре. Это
определило выбор князя Владимира.
Согласно официальной версии в 988 г. Владимир совершил поход и взял
штурмом византийскую крепость Корсунь (Херсонес), находившийся в
Крыму. После этого он предложил византийскому императору Василию II
мир, при условии, что тот заплатит выкуп и отдаст ему в жены свою
сестру Анну. Для заключения этого брака сам Владимир соглашался
принять Православие. Согласно византийским источникам Василий II
заключил династический союз с Владимиром, чтобы получить его
поддержку в борьбе против мятежника и узурпатора Варды Фоки,
покушавшегося в это время на византийский престол.
Возвратившись в Киев, Владимир объявил народу о перемене веры, и
призвал своих подданных последовать его примеру. Языческие идолы с
княжьего подворья были выброшены в Днепр. Затем, здесь же, в
Днепре, как в огромной купели, произошло крещение всего киевского
населения. После этого Владимир начал распространять христианство
во всех русских землях. Этот процесс протекал относительно мирно.
Только Новгород оказал серьезное сопротивление и был принужден к
принятию новой религии вооруженной силой. Летопись говорит о том,
что Новгород был крещен огнем и мечом. Христианство победило
благодаря поддержке княжеской власти. Однако эта победа была чисто
внешней. Тайное исповедание языческих верований продолжалось еще в
течение долгих веков.
Тем не менее, принятие христианства на Руси имело важные
последствия для ее дальнейшей истории: Во-первых, утверждение
православия дало Древнерусскому государству необходимое духовное
единство, которое не было утрачено даже после распада Киевской
Руси. Во-вторых, с принятием христианства укрепилось положение
Древнерусского государства на международной арене. Его стали
рассматривать как полноправного участника международных отношений.
В-третьих, принятие христианства означало создание русской
православной церкви, которая взяла на себя задачу нравственного
воспитания и образования народа. Храмы и монастыри стали первыми
культурными центрами Древней Руси. И, наконец, принятие именно
православного христианства из Византии, стало определенным
поворотным моментом во всей русской истории. Приняв православие,
Древняя Русь отрезала себе пути интеграции, как в Западную, так и в
Восточную цивилизацию и стала на путь самобытного духовного и
социального развития.
Однако, принятие Православия не привело к образованию прочного
союза с Византией. После крещения Киевское государство стало
поддерживать более тесные отношения с православной Болгарией,
правители которой жестоко враждовали с Византией. Но к 1014 г.
Болгария потерпела полное поражение в борьбе с Византией, и Русь
лишилась своего союзника. Не привело принятие христианства и к
внутреннему успокоению. Вспыхнула вражда между Владимиром и его
сыновьями. Старший сын - Святополк стремился опереться на союз с
католической Польшей, за что Владимир заключил его в тюрьму.
Ярослав, княживший в Новгороде, отказался выплачивать положенную
часть дани отцу. Продолжались непрерывные столкновения с
печенегами, борьбу с которыми возглавил любимый сын Владимира –
Борис. Поэтому когда в 1015 г. князь Владимир умер, немедленно
вспыхнула междоусобная борьба между его сыновьями.
После смерти Владимира Святополк был освобожден из тюрьмы и
немедленно приступил к захвату власти. По его приказу были убиты
его братья – Борис, Глеб, Святослав. За эти зверские убийства
Святополк получил в истории прозвище «Окаянный». Святополк опирался
на поддержку польского короля – своего тестя и заключил союз с
печенегами. Но Ярослав при поддержке новгородцев и варяжских
наемников выступил против Святополка и изгнал его из Киева в 1019
г.
Княжение Ярослава, получившего прозвище Мудрый (1019-1054 гг.)
стало новым этапом укрепления Древнерусского государства. Во
внешней политике Ярослав стремился к самостоятельности. Это
выразилось в заключении союзов с государствами католического Запада
в противовес Византии. Главным инструментом его политики стали
династические браки. Его дочери были за мужем за королями Венгрии,
Польши, Норвегии и Франции. Еще одним шагом освобождения от
византийского влияния стало возведение в 1051 г. на пост киевского
митрополита русского священника Иллариона. До этого русскими
митрополитами были греческие иерархи, присылаемые из
Константинополя.
Водворению внутреннего спокойствия и укреплению княжеской власти
послужило создание первого в русской истории свода писаных законов
- «Русской Правды». Это был сравнительно небольшой документ: около
пятидесяти коротких статей, предусматривавших наказания за
различные преступления. Убийства, нанесение телесных увечий,
воровство, порча чужого имущества - вот основные правонарушения
караемые «Русской правдой». Эти преступления карались главным
образом крупными денежными штрафами. Кроме того, «Русская Правда»
регламентировала отдельные имущественные споры: вопросы
наследования, завещания, займы и договоры.
Создавая «Русскую Правду» Ярослав стремился повысить авторитет
княжеской власти и усилить ее влияние на жизнь подданных. Княжеский
суд и княжеские законы вступали в борьбу с неписаным общинным
правом и законами кровной мести. Этим объясняется относительная
мягкость карательных санкций «Русской Правды». Они вызывали у
преступника желание быть судимым именно княжьим, а не общинным
судом и никто не имел право отказать ему в этом желании. То за что
община могла осудить на смерть, княжий суд карал денежным штрафом
или обращением в рабство. К тому же князь заботился о численности
своих, и без того немногочисленных подданных, и стремился, чтобы их
число не убывало вследствие казней.
Еще одним шагом в деле укрепления княжеской власти, стало
«Завещание Ярослава», установившее порядок наследования княжеской
власти. Ярослав разделил Древнерусское государство на княжеские
уделы и выстроил их в определенном порядке, в соответствии с их
значением. Старший в роде занимал киевский престол и был великим
князем, остальные уделы распределялись между младшими
представителями рода. Со смертью очередного великого князя его
место занимал князь Черниговский, а на его место садился
Переяславский и т.д. происходило перемещение всех князей по этой
иерархической лестнице. Это передвижение получило название
«лествичного восхождения». Таким образом, каждый представитель
княжеского рода в перспективе имел возможность достичь
великокняжеской власти. Вводя эту систему, Ярослав Мудрый стремился
избежать борьбы между своими сыновьями после его смерти. Однако
вместо этого, система «лествичного восхождения» породила
неразрешимые политические проблемы, погубившие Древнерусское
государство.
Пережив в X‑XI вв.. недолгий расцвет Киевская Русь уже в XII в.
стала клониться к упадку. Причиной этого стали, прежде всего,
политические проблемы созданные родовой системой наследования
власти введенной Ярославом Мудрым. Эта система гарантировала
политическую стабильность при условии, что число князей будет
невелико, и все они будут соблюдать правила «лествичного
восхождения». Но с каждым поколением численность потенциальных
носителей княжеской власти возрастала. Приходилось либо дробить
княжества на более мелкие уделы, чтобы обеспечить всех, либо
вводить ограничения в правах наследования власти для отдельных
представителей княжеского рода. В результате появились так
называемые князья-изгои – те, чьи отцы по тем или иным причинам не
дожили до своей очереди вступления на Киевский престол. Они
автоматически исключались из очередности наследования, но
оставались членами княжеского рода, имели собственные дружины и
могли силой добиться доли в наследовании власти. Дробление земель,
появление князей-изгоев, жадность князей и корыстолюбие их дружин
приводили к бесчисленным междоусобицам. Историки подсчитали, что из
170 лет прошедших со смерти Ярослава Мудрого (1055 г.) до битвы при
Калке (1223 г.) насчитывается 80 лет проведенных в усобицах и 90
мирных лет. Родовой принцип наследования власти, который казался
Ярославу Мудрому гарантией стабильности государства, стал
источником его разрушения. Выходом из этого непрерывного
политического кризиса могло стать введение династического принципа
наследования, то есть передачи власти от отца к старшему сыну.
Только такой порядок мог гарантировать устойчивость монархического
строя. Но для установления этого принципа необходимо было
отстранить от наследования власти побочные ветви княжеского рода.
Большинство князей никогда не согласились бы на это добровольно, и
никто из них не мог одержать верх над другими и возглавить
Древнерусское государство. Поэтому усобицы могли продолжаться без
конца.
В середине XI в. в причерноморских степях появились новые кочевые
племена – половцы. В 1068 г. они совершили нападение на Киев.
Дружина князя Изяслава была разгромлена половцами. В 1095 г. война
возобновилась. Инициатором ее был великий князь Святополк и его
бояре. По их настоянию были убиты половецкие ханы – Итларь и Кытан
– союзники Владимира Мономаха. Убийство произошло в Переяславле,
где тогда княжил Мономах и куда Итларь и Кытан прибыли для
переговоров с ним. Мономах не смог воспротивиться воле Великого
князя, хотя сам был против войны с половцами. Половцы опустошили
окрестности Киева, но не могли взять укрепленный город.
В 1097 г. в Любече состоялся первый княжеский съезд. Дабы
предотвратить усобицы в будущем, князья решили поддерживать друг
друга и совместно выступать против любого зачинщика междоусобья,
кто бы он ни был. Однако, это были только слова. Князья не доверяли
друг другу. Святополк подозревал Владимира Мономаха в стремлении
занять великокняжеский престол.
В 1103 г. новый княжеский съезд обсуждал вопрос о продолжении войны
с половцами. В 1110-1111 гг. русские войска под командованием
Мономаха совершили новые походы на половцев и в марте 1111 г.
нанесли им решающее поражение на реке Сальнице недалеко от Дона.
Впервые после похода Святослава русские войска проникли так далеко
в Степь.
В 1113 г. князь Святополк умер. В городе вспыхнуло народное
восстание, направленное против приближенных Святополка и, связанной
с ними еврейской диаспоры. Киевляне требовали, чтобы
великокняжеский престол занял Владимир Мономах. Мономах по просьбе
киевского населения и других князей согласился принять
великокняжескую власть, а для того чтобы прекратить беспорядки в
Киеве, повелел выселить оттуда всех евреев.
Став великим князем, Мономах стремился установить мир на южных
рубежах Руси. Он возобновил свои давние дружеские отношения с
половцами и таким образом надолго обезопасил русские земли от их
набегов. Но мирная политика Мономаха нашла противников среди
русских князей и бояр. Это были приближенные Святополка,
наживавшиеся на войне с половцами.
Мономаху удалось сохранить мирные отношения с половцами и
остановить агрессию с запада. После его смерти в 1225 г.
великокняжеский престол занял его сын Мстислав Великий. Мстислав
продолжил мирную и объединительную политику отца. Однако полностью
подавить своеволие князей он уже не мог. При Владимире Мономахе и
его сыне Мстиславе Великом Древняя Русь вновь на короткое время
объединилась и окрепла. Но вскоре после смерти Мстислава в 1132 г.
единство было окончательно утрачено.
ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ 1:
1. Древнерусское государство можно охарактеризовать как
раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь
киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление
страной, суд, сбор дани и пошлин.
2. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические
задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов
кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского
каганата, Волжской Болгарии.
3. История Древнерусского государства, хронологические рамки
которой большинство историков определяют как IX - начало XII в.,
условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX -
середина X в.) – время первых киевских князей. Второй (вторая
половина X - первая половина XI в.) – время Владимира I и Ярослава
Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период – вторая
половина XI - начало XII в., переход к территориально-политической
раздробленности.
ВОПРОС 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ
156
0
15 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!