Абсолютизация ценности научного знания лежит в основе западной культуры. Переход на наукоемкие технологии во всех сферах общественной жизни является характерной чертой современного мира.
Важной предпосылкой современного понимания науки стала философия постпозитивизма, предметом изучения которого во второй половине ХХ века были проблемы динамики научного знания. Его представители направили свою критику против неопозитивизма, стремящегося к чистоте научного знания и игнорирующего связи науки с философией и социокультурным контекстом.
Философия и наука в своих мировоззренческих и методологических основаниях дополняют, усиливают друг друга. Взаимодействие между ними заметно в периоды научных революций, характеризующихся глубокими преобразованиями в способах научной деятельности. В своем развитии наука легитимизирует те или иные философские представления, а философия помогает прояснить принципы научного мировоззрения.
Исторические этапы развития науки.
Античная и средневековая наука (VI в. до н.э. – XV вв.) представлена разрозненными элементами: астрономией, математикой, медициной, географией, историей. В Древней Греции начали доказывать теоремы, т.е. здесь возникла идея рационального доказательства знания. Но наука в целом не является самостоятельной, развивается в рамках философского (теоретического, не направленного на практику) стиля мышления. В центре научной картины мира лежит геоцентрическая космология Аристотеля (384-322) и Птолемея (90–160).
Классическая наука (XVI – XIX вв.). Наука отделилась от философии. Это уже наука в собственном смысле слова, наука современного типа в форме экспериментально-математического естествознания. Благодаря Г.Галилею (1564-1642) утвердилась идея необходимости практического доказательства знания – «искать законы в природе, а не подгонять явления под выдуманные сущности».
Научное мировоззрение носит метафизический характер в форме механицизма. Образцом научности считается механика (1687) И.Ньютона (1643-1727). Здесь нет места для эволюции природы и случайности, которая трактовалась как критерий незнания.
Неклассическая наука. Диалектическая по своему мировоззрению. Вхождение категорий субстанции, развития и случайности в фундамент научного знания знаменует диалектико-методологическую революцию. Признается существование различных стилей научного мышления, диктуемых мировоззренческими представлениями теории относительности (СТО, 1905; ОТО, 1915), квантовой механики (1927) и синергетики (1970-е гг).
Иногда говорят о постнеклассической науке, ядром которой считается синергетика. Например, один из основоположников синергетики объявил ее «обобщением физики» [Пригожин И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985. С.160]. Но синергетика дополняет, а не опровергает прежние физические представления. По словам А.И.Липкина, физическая проекция синергетики – не «обобщение квантовой механики и космологии», а еще один раздел физики, являющийся обобщением кинетической теории Больцмана [Философия науки/ под ред. А.И.Липкина, С.419].
В различных отраслях знания переход от донаучного знания к научному происходил в разное время, и был связан с осознанием идеи необходимости доказательства, обоснования знания; с определением предмета познания, соответствующих ему исходных понятий и методов; с открытием фундаментальных законов, позволяющих объяснять множество фактов; с формулированием базовых принципов, на которых создается фундаментальная теория, и т.д. В математике и астрономии такой переход совершился в античности, в физике – в XVII веке, в химии – в XVIII веке, в биологии – в XIX веке, психологии – в ХХ веке.
Выделяют три уровня научного знания: эмпирический, теоретический и методологический (метатеоретический). На методологическом уровне происходит исследование не действительности, а самого научного знания в целях его совершенствования и самопознания. К этому уровню относятся как специальные научные дисциплины (метаматематика, металогика и др.), так и философские – философия науки, методология науки, история науки, социология науки и т.д.
Методология – область науки, изучающая принципы организации и рационализации познавательной и практической деятельности.
Методология выходит за пределы философских проблем, так как решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, хотя и опирается на разрабатываемые философией мировоззренческие и общеметодологические ориентиры. Среди проблем, изучаемых методологией, выделяются анализ этапов научного исследования, анализ и разработка научных языков, выявление сферы применимости отдельных процедур и методов (объяснение, доказательство, эксперимент), анализ различных научных подходов и т.д.
Основными методологическими средствами являются принципы и методы, между которыми не существует абсолютных границ.
Принцип (лат. первоначало) – центральная идея, задающая направление мышления.
Метод (греч. путь к чему-либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Основная функция метода – организация и регуляция познания. Истинный метод позволяет избежать ошибок, отличить истинное от ложного, обеспечивает наиболее эффективное решение проблемы.
Методологические принципы находятся в неразрывном единстве с мировоззренческими. Мировоззрение является дескриптивной (описывающей) стороной науки, а методология – прескриптивной (предписывающей). Методологические принципы представляют собой наиболее общие предписания, указывающие, как следует осуществлять познавательную и практическую деятельность.
В методологии науки выделяют следующие основные группы научных методов познания:
-частнонаучные, применяемые в границах одной науки;
-общенаучные (междисциплинарные), применяемые на отдельных этапах научного познания;
-всеобщие (или философские), пронизывающие все области исследования и все этапы познавательного процесса.
Методы познания обусловлены природой изучаемого предмета. Поэтому метод неразрывно связан с теорией. К числу общенаучных методов относят системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, информационный, синергетический и др. К общенаучным понятиям–принципам относят такие понятия, как система, элемент, структура, функция, информация, модель, вероятность, порядок, хаос, нелинейность, бифуркация и т.д.
Философские методы универсальны, но представляют собой не совокупность конкретных законов, а систему методологических принципов, невыразимых в понятиях математической логики или эксперимента. Они отвечают за общую направленность мышления и соответствуют наиболее общим фундаментальным свойствам природы. (Например, создание многих альтернативных ОТО теорий гравитации основываются на мировоззренческих, по сути, представлениях об абсолютности пространства и времени.) Всеобщие законы действуют через специфические, проявляясь в них в качестве более частных законов.
Общими философскими методами являются диалектический и метафизический. В классической науке господствовала метафизика в форме механистической методологии. В науке XX века эти философские методы были представлены в форме диалектического материализма и неопозитивизма.
Характерные принципы неопозитивистской методологии:
-принцип феноменализма (субъективизма) - редукция научного знания к совокупности субъективных представлений об объекте, субъективному опыту личности;
-принцип дескриптивизма (метафизики) – рассмотрение объекта как неизменного, завершенного и изолированного;
-принцип эмпиризма – игнорирование теоретического уровня знания, редукция научного знания к эмпирическому уровню исследований.
Характерные принципы диалектико-материалистической методологии:
-принцип объективности (материализма), означающий, что в познании необходимо идти от объекта, а не от субъекта, его представлений;
-принцип историзма (диалектики) - рассмотрение объекта как изменяющегося и взаимодействующего с другими объектами;
-принцип единства теории и практики как критерия истины, способа выяснения адекватности представлений об объекте с самим объектом.
Специфика научного знания
Классическая философия знание отождествляла с научным знанием. Современная теория познания выделяет также обыденное, мифологическое, религиозное, художественное и квазинаучное знание. Эти типы знания рассматриваются как необходимые и важные для понимания сущности познавательной деятельности. В общем виде познание может быть донаучным (протонаучным), вненаучным (обыденным, квазинаучным, религиозным) и научным. Наука представляет собой высший тип из исторических форм познания мира.
Долгое время знание развивалось в донаучных формах, представленных обыденным, художественным, мифологическим и религиозным знанием. Они позволяли лишь констатировать, поверхностно описывать факты. Научное знание предполагает не только описание, но и объяснение, выявление всего комплекса причин, порождающих явление. Наука стремится к максимальной точности и объективности получаемых знаний, их независимости от субъекта. Никакой другой компонент культуры такой цели перед собой не ставит. Современное знание основывается на достижениях науки.
Обыденное знание основано на повседневном опыте человека и согласовано со здравым смыслом, сводится к констатации и описанию фактов. Оно является основой для всех других видов знания.
Художественное знание является сферой искусства и не стремится быть доказательным или обоснованным. Формой существования знания является художественный образ, вымысел.
Религиозно-мифологическое знание является синтезом рационального и эмоционального отражения действительности. Оно представлено в мистике, магии, различных эзотерических учениях.
Квазинаучное (паранаучное) знание выполняет компенсаторные функции, претендуя на объяснение тех явлений, которые наука отрицает или пока не может объяснить. Оно представлено в уфологии, различных оккультных науках (алхимии, астрологии, каббале).
Научное знание - наиболее глубокая и достоверная область человеческих знаний. По утверждению М.Вебера (1864-1920), наука является наиболее чистым воплощением принципа рациональности.
Научное познание не имеет предела. Наука является высшим духовным продуктом общества - основой мировоззрения и материального производства, орудием господства человека над природой и его самопознания. Научное знание определяет духовный мир современного человека. Большая часть материальной культуры создана на базе науки. Вся европейская цивилизация построена на идеалах научно-рационального отношения к действительности.
Наука – форма познания, направленная на производство объективных знаний о действительности, имеющих доказательство и эмпирическую проверку.
Научность означает не абсолютную истинность, а движение к ней. Нет жесткой границы между научным и ненаучным знанием, она подвижна. Например, алхимия и астрология были частью средневековой науки. Реальная наука включает в себя доказанное и недоказанное, в ней переплетены рациональное и нерациональное. Возникает проблема критериев, позволяющих отделить научное знание от ненаучного.
Критериями научности являются:
-рациональность (логическая выразимость, общность, непротиворечивость и простота),
-объективность (независимость от произвола субъекта),
-аподиктичность (теоретическая и практическая обоснованность),
-системность (организованность научного знания в виде согласованных между собой фактов, методов, теорий, гипотез),
-проверяемость (наблюдаемость, общедоступность).
Эти критерии носят глубоко материалистический характер, направлены против введения в науку разного рода таинственных и неуловимых «вещей в себе». В упрощенном виде их смысл можно передать принципами наблюдаемости и простоты. Существует только то, что непосредственно или опосредованно воздействует либо на органы чувств, либо на приборы. Ко всему остальному применяется «бритва Оккама»: сущности не следует вводить сверх необходимости.
Основными функциями науки являются описание, объяснение и предсказание предметов и явлений действительности. Строение и будущее Вселенной, жизни, общества лежат в области непосредственной компетенции науки. Важной функцией науки является критическая - она учит человека подходить ко всему с сомнением, ничего не принимая на веру, без доказательства.
Цель науки – открытие закономерностей и общих принципов познания и освоения действительности.
Наука включает систему взаимосвязанных дисциплин. Научные дисциплины по степени удаленности от практики классифицируют на фундаментальные, не нацеленные непосредственно на практику, и прикладные. По предмету и методу выделяют науки естественные, технические и общественные (социальные и гуманитарные).
Задачей фундаментальных наук является познание законов, лежащих в основе существования и взаимодействия базисных структур природы, общества и мышления. Прикладные науки направлены на применение результатов фундаментальных наук для решения производственных и социально-практических проблем.
К фундаментальным относятся: философские науки, математические науки, естественные науки (механика, астрономия, физика, химия, геология, география, биология, зоология, антропология и др.), социальные науки (история, археология, этнография, экономика, политология, право и др.), гуманитарные науки (психология, логика, лингвистика и др.). Философия является наукой (хотя и не полностью) о наиболее общих законах действительности. К прикладным наукам относятся: информатика, технические науки (технология машин, сопротивление материалов, металлургия, электротехника, ядерная энергетика, космонавтика и др.), сельскохозяйственные, медицинские, педагогические науки и т.д.
Процесс научного познания включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический, различия между которыми обусловлены объектом и методами исследования.
Эмпирический объект формируется в результате чувственного опыта. Специфическими методами эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент (контролируемое вмешательство субъекта в исследуемый объект). Характерными формами научного знания эмпирического уровня являются эмпирический факт (предложение, фиксирующее опыт) и эмпирический закон (эмпирическое описание).
Специфическими методами теоретического уровня являются идеализация (выделение объекта в чистом виде с отвлечением от несущественных свойств: точка, абсолютное черное тела, идеальный газ) и формализация (переход от оперирования понятиями к оперированию символами). Известна мысль И.Канта (1724-1804) о том, что в учении о природе столько науки, сколько в ней математики [Кант И. Метафизические начала естествознания // Кант И. Сочинения. В 6 т. М.: Мысль, 1963. Т.6. С.53-76, С.58].
Характерные формы теоретического знания: гипотеза (обоснованное, но не подтвержденное предложение) и теория (высшая форма организации знания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности); основные элементы теории - факты, законы, правила логического вывода и доказательства.
Эмпирический и теоретический уровни имеют общие методы и формы. Общие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, моделирование (создание объекта с заданными свойствами). Общие формы: модель, вопрос (предложение, требующее объяснения, ответа) и проблема (комплекс вопросов).
Развитие науки не является только кумулятивным процессом. Научное познание включает и скачкообразные моменты. Выделяют следующие основные периоды развития науки:
-нормальная наука (парадигмальная) - период кумулятивного, постепенного развития науки, совершенствования научного знания в рамках определенной парадигмы;
-революционная наука (научная революция) - период смены парадигм под давлением массива эмпирических фактов.
Парадигма (греч. пример) – совокупность фундаментальных фактов, теорий, гипотез, проблем, методов, критериев научности, образцов решения задач, стилей научного мышления и т.д., обеспечивающих функционирование научного знания.
В истории науки такими парадигмами являются аристотелевская, классическая (ньютоновская) и неклассическая. Смена парадигм является психологически сложным для научного сообщества процессом, который можно сравнить со сменой религиозной веры, так как научные революции затрагивают логику научного познания.
Центральное понятие истории науки «парадигма» разработал один из главных представителей постпозитивизма Томас Кун (1922-1996) в работе «Структура научных революций» (1962). Т.Кун придерживался в философии науки экстернализма, в отличие от интернализма утверждающего, что направление, темпы развития и содержание научного знания определяются не внутренней логикой развития науки, а ее социокультурным окружением.
Глава 14. СОЗНАНИЕ