Лекции.ИНФО


Богатые горожанки узнают об этом происшествии



Ибн Касир утверждает: некоторые принцессы и жены первых чиновников узнали обо всем, что произошло. Они насмехались над женой Потифара и говорили: «Жена вельможи соблазняет своего слугу, желая совратить его. Она воспылала к нему любовью». Они обвиняли ее в том, что она пыталась соблазнить своего раба, и в том, что она воспылала к нему любовью, хотя он не был ей ровней. Поэтому они и сказали: «Мы думаем, что своим поведением она совершила огромную ошибку и оказалась в сильном заблуждении!» (12:30) И все же, «услышав сплетни и злословие», она пожелала объяснить, почему поступила таким образом. Она также хотела показать, что этот юноша–раб был вовсе не похож на то, как они его представляли себе. Поэтому «...она пригласила их к себе домой. Она удобно усадила их, разложив подушки и удобные тонкие матрасики, дала каждой гостье в руки нож, чтобы очищать принесенные плоды. Она приказала Йусуфу выйти к ним». Она пригласила их к себе домой и приготовила для них угощение. Она принесла им фрукты, которые надо было резать ножами. Она дала каждой по ножу, попросила Иосифа надеть его лучшие одежды и приказала ему показаться им. Он вышел к ним, и лицо его сияло ярче луны. «Увидев его пленительную красоту, они были... поражены». Они были восхищены им и подумали, что никогда не было мужчины, красивее его. Затем они «порезала ножами себе руки», потому что красота Иосифа до такой степени поразила их, что они порезали себе руки вместо фруктов, но даже не почувствовали боли от этого. Еще более поразительно, что «В восхищении и удивлении они молвили: «Хвала Аллаху Всемогущему! Он не может быть простым человеком! Таким красивым и чистым может быть только благородный ангел, в котором собраны удивительно прекрасные качества». (12:31)

Пророк Мухаммад (мир и благословение ему!) упоминал, что в день вознесения на небеса он видел Иосифа и /138/ что он был очень красив. Имам Ас–Сухайли и другие ученые говорили, что Иосиф обладал половиной красоты Адама (мир ему!). Аллах сотворил Адама «Собственноручно», и поэтому он был необыкновенно красивым. Обитатели рая войдут в него и будут ростом с Адама и красивы, как Иосиф. То же самое относится и к Саре, жене Ибрахима, которая обладала половиной красоты Евы.

Аллах говорит: «Жена вельможи в ответ на их слова сказала: «Юноша, который так поразил вас своей красотой, что вы порезали себе руки, — тот, из–за которого вы меня осуждали. Я его уговаривала, соблазняла, но он устоял, отверг меня и был в своей непогрешимости более тверд, чем сама добродетель. Клянусь, если он не выполнит то, что я ему приказываю, он будет заключен в темницу и унижен»». (12:32) Она похвалила Иосифа за его чистоту. Женщины убеждали его послушаться приказаний его хозяйки, но он отказался и обратился за помощью к Аллаху, сказав: «О Господи! Темница мне милее того, к чему меня призывают. Это —неповиновение Тебе. Если Ты не спасешь меня от их козней, я уступлю, и тогда я буду из числа безрассудных и неразумных!» (12:33) Иосиф воззвал к Аллаху, говоря, что он беспомощен и не может выбрать между добром и злом. Только Аллах дает ему силу и дарует защиту от насмешек Шайтана. Поэтому Аллах говорит: «Аллах внял его мольбе и спас его от их козней. Ведь только Он —единственный, кто внимает мольбе тех, которые к Нему прибегают, и Он знает их дела и то, что исправит их жизнь». (12:34)

Несправедливое заключение в тюрьму

Аллах сказал: «Вельможа и его семья договорились заключить Йусуфа в темницу на неопределенный срок с целью прекращения сплетен и злословия о жене и спасения ее от соблазна, несмотря на то, что они все были уверены в невиновности Йусуфа, увидев ясные доказательства, подтверждающие это». (12:35) Ибн Касир утверждает: Потифару казалось, что в интересах его жены будет, если Иосиф на некоторое время исчезнет, будучи посажен в темницу. Они хотели доказать, что это Иосиф пытался соблазнить ее, и поэтому они, вопреки справедливости, /139/ заточили его в темницу. Так было предопределено Аллахом, чтобы защитить Иосифа от козней Сатаны.

Далее Аллах сказал: «В заключении вместе с Йусуфом были двое слуг царя» (12:36). Один из них был царским виночерпием, а другой — царским хлебопеком. Царь обвинил их в неких преступлениях и поэтому бросил их в темницу. Когда они увидели Иосифа (мир ему!), им понравилось его поведение и то, как он поклоняется Аллаху. Обоим из них были сновидения, по–видимому, в одну и ту же ночь. Виночерпию приснилось, как три лозы расцвели и покрылись виноградом, который он собрал, сделал из него вино и поднес его царю. Хлебопеку приснилось, что он несет на голове три корзины хлебами, а птицы склевывают хлеба из верхней корзины. Они рассказали о своих сновидениях и попросили Иосифа объяснить их, потому что «Поистине, мы полагаем, что ты из тех добродеющих, которые умеют верно толковать сны» (12:36).

Иосиф сказал им, что знает, что означают их сны, сказав: «Не успеет до вас дойти пища, которой Аллах наделяет вас, как я растолкую ваши сновидения и скажу, какой будет пища, прежде чем ее принесут». Это означает, что какой бы сон им ни приснился, Иосиф растолковал бы его значение, то есть еще до того, как они получат какую–либо пищу, он скажет им, будет она сладкой или кислой. Иосиф сказал: «Ведь Господь мой научил меня толкованию снов и скрытого в них смысла, потому что я преданно поклонялся Ему и отказался придать Ему сотоварищей, и я оставил религию людей, которые не веруют в Аллаха должным образом, отрицают Его и не верят ни в будущую жизнь, ни в Судный день. Я оставил религию этих неверных и последовал за религией моих отцов: Ибрахима, Исхака и Йакуба, и поклонялся только Аллаху». (12:37) Толкование сновидений — то, чему научил меня Аллах, потому что я верю, что Он — Единый и Единственный. Я следую вере своих предков — Ибрахима, Исхака и Йакуба. Иосиф продолжал: «Ведь нам не следует придавать Аллаху сотоварищей,.. Вера в единобожие - это милость Аллаха, которой Он наделил нас и всех людей и которую Он повелел нам донести до них. Но большая часть людей встречает эту милость не с благодарностью, а с неверием». (12:38) Аллах велел нас призывать людей поклоняться Ему, но большинство людей сбилось с пути истинного.

Затем Иосиф предложил им стать единобожниками и объяснил им презренный статус тех идолов, которым они поклонялись: «О мои друзья по темнице! Кто лучше: множество различных божеств, которым поклоняется и подчиняется человек, или Единый, Непобедимый Аллах? Когда вы поклоняетесь кому–то, кроме Аллаха, вы поклоняетесь только именам, которыми вы и ваши отцы назвали вымышленных, несуществующих богов. Ведь Аллах не ниспослал никакого знамения и никакого доказательства, подтверждающих, что можно их назвать богами. Только Аллах решает, кому людям следует поклоняться, а кому нет. Он повелел, чтобы вы никому не поклонялись, кроме Него, и повиновались только Ему». (12:39–40) Только один Аллах направляет тех, кого Он пожелает. «Он повелел, чтобы вы никому не поклонялись, кроме Него, и повиновались только Ему. Это и есть истинная религия, которую подтверждают все знамения и доказательства, но большая часть людей отрицает все знамения и доводы, не зная, в каком они заблуждении и безрассудности» (12:40).

Хотя путь Аллаха прямой, большинство людей сбиваются с него. Попытка Иосифа направить этих двоих удалась полностью, потому что они высоко ценили его и поэтому были готовы принять все, что он скажет. Сначала он указал им путь к вере, которая будет более всего полезна им в лучшем мире. После этого он сказал: «О друзья по темнице! Вот толкование ваших снов: «Первый из вас, которому снилось, что выжимает виноград, освободится, выйдет из темницы и будет служить виночерпием у царя...»» Это — упоминание об кравчем, который будет разливать вино для царя. По поводу хлебопека он сказал: «Второй же будет распят и оставлен, чтобы птицы клевали ему голову. Вот и решение дела, о котором вы спрашивали». (12:41) Избежать этого было невозможно.

Далее Аллах, хвала Ему, говорит: «И сказал Йусуф тому, кому предсказал спасение: «Расскажи царю обо мне, о моих способностях и мою историю. Может быть, он проявит ко мне справедливость и спасет меня от темницы и страдания». Но по наущению шайтана тот забыл о Йусуфе и не выполнил его просьбу, и пробыл Йусуф в темнице не менее трех лет». (12:42) Человек, который избежал смерти, был виночерпием. Иосиф попросил его сказать царю, что он попал в темницу в результате несправедливости. Этот айат показывает, что разрешается предпринимать необходимые возможные действия и что это не противоречит упованию на Аллаха. Однако Шайтан сделал так, что виночерпий забыл замолвить слово за Иосифа, и поэтому тот оставался в темнице еще в течение трех–девяти лет.

Иосиф истолковывает сон царя:

Аллах, хвала Ему, говорит: «Как–то царь Египта сказал: «Видел я во сне семь тучных коров, которых поедают семь тощих, слабых коров, и видел семь зеленых колосьев и еще семь сухих колосьев. О знаменитые ученые и мудрецы! Растолкуйте мне этот сон, если вы способны к толкованию снов»». (12:43)

Ибн Касир поясняет: Аллах сделал этот случай поводом для освобождения Иосифа из темницы. Люди Писания утверждают, что Ар–Райян ибн Ал–Валид, царь Египта, увидел во сне, будто он стоит на берегу реки и видит семь тучных коров, которые пасутся в саду, что находится на берегу реки. Затем из реки вышли семь тощих коров и стали пастись вместе с тучными, а потом пожрали их. Царь проснулся очень расстроенным, но снова уснул. И вновь он увидел пучок из семи зеленых колосьев пшеницы, которые были съедены семью другими сухими колосьями. Ибн Касир указывает: Когда царь рассказал своему народу о том, что ему приснилось, никто не знал, как истолковать этот сон, и даже говорили: «Это смешение бессмысленных и бессвязных сновидений, зловещие нашептывания души. И мы не обладаем даром толкования ложных снов». (12:44) И тут–то виночерпий вспомнил про Иосифа. Следует отметить, что так и было задумано Аллахом.

Аллах говорит: «Тот, кто спасся из темницы, вспомнив просьбу Йусуфа после долгого времени, прошедшего со дня их разлуки, сказал: «Я сообщу толкование сна царя. Пошлите меня к тому, кто может истолковать его»». (12:45) Тот, кто спасся из темницы, вспомнил просьбу по прошествии нескольких лет. Муджахид интерпретирует этот айат как означающий, что он вспомнил Иосифа после того, как полностью позабыл о его существовании. Он попросил, чтобы царь послал его в темницу за Иосифом. Когда он увидел Иосифа, он сказал: «Виночерпий отправился к Йусуфу и сказал ему: «О Йусуф! О праведник, который дорожит истиной и стремится к ней! Растолкуй нам этот сон: семь тучных коров, которых поедают семь тощих коров, и семь зеленых колосьев, и еще семь сухих. Я хочу вернуться к людям, узнав толкование этого сна. Может быть, они, поняв его значение, оценят твои знания и признают твое достоинство»». (12:46)

/142/ Иосиф не упрекнул его за то, что он не помнил о нем в течение всего этого времени. Он даже не выразил желания, чтобы его тотчас же освободили. Вместо этого он растолковал сон, не выдвигая никаких условий. Он сказал: «Вот толкование этого сна: вы будете сеять пшеницу и ячмень семь лет подряд, упорно трудясь». Он сказал виночерпию, что египтяне будут возделывать землю и в течение семи лет подряд собирать богатый урожай. Иосиф даже указал виночерпию, как надо сеять, чтобы это принесло пользу народу Египта. Он сказал: «Сохраняйте собранный вами урожай, оставляя его в колосьях, помимо немногого, что вы будете есть». (12:47) Он посоветовал им сберегать урожай, собранный в течение этих семи лет, за исключением небольших его долей, которые будут им пищей. Затем он истолковал семь тощих коров как семь неурожайных лет, когда земля не родит никаких плодов. Даже семена, которые они соберут, будут для них бесполезными. Аллах говорит: «После этих урожайных лет наступят семь неурожайных, которые поглотят то, что вы сохраняли, кроме немногого, предназначенного для посевов». (12:48) Далее он сказал ему, что наступит год с дождями, которые побьют виноград, оливы сахарный тростник и так далее. Аллах говорит: «После этого наступит год, в который людям будет дарован обильный дождь, и они будут выжимать виноград, оливки и другие плоды». (12:49)

Превосходство Иосифа

Ибн Касир указывает: Когда царю рассказали об уме Иосифа и о том, как он все понял, он пожелал увидеть его. Он отправил посланца, чтобы тот привел к нему Иосифа, чтобы сделать его одним из придворных. Аллах говорит: «Это толкование сна привлекло внимание царя к Йусуфу, и он решил позвать его к себе. Он приказал, чтобы Йусуфа привели к нему. Когда посланец передал ему желание царя...», т. е. когда посланец пришел к Иосифу, тот не захотел выходить из темницы, если весь народ не узнает, что он был брошен в нее по несправедливому обвинению. Поэтому он сказал посланцу, чтобы тот возвращался обратно к /143/ царю, чтобы тот расследовал его дело и подтвердил бы, что он сопротивлялся намерениям женщины совершить прелюбодеяние. Я уверен, что Потифар прекрасно знает, что я невиновен. Аллах говорит: «Он сказал посланцу: «Вернись к своему господину — царю — и попроси, чтобы он заново разобрал мое дело. Пусть он спросит женщин, которых позвала к себе жена вельможи, чтобы строить козни против меня, и которые порезали себе руки от удивления, увидев меня: уверены ли они в моей невиновности и непорочности или в моей вине и нечестивости? Я прошу это только для того, чтобы люди узнали правду. А что касается моего Господа, то ему известны их обман и ухищрения»». (12:50) Когда женщин расспросили об этом деле, они признались, что он был честным, щепетильным молодым человеком. Аллах сказал: «Царь призвал женщин к себе и спросил их: «Что случилось, когда вы пытались соблазнить Йусуфа, склоняя к совершению греха? Склонился ли он к вам?» Они ответили ему: «Упаси нас Аллах! Он превыше того, чтобы оставить Своего раба без помощи и без защиты, чтобы он совершил нечестивые поступки. Мы не заметили в нем ничего порочного»». Только тогда жена Потифара призналась, что Иосиф невиновен и что его несправедливо бросили в темницу. «Тогда чувство добра восторжествовало в душе жены вельможи, и она сказала: «Теперь истина прояснилась. Это я обманывала его, соблазняла его, но он устоял и остался праведным. И я клянусь, он был правдив, когда отвергал клевету, утверждая, что он невиновен, а я — виновна. Это о мое признание — истина. Я сделала его, чтобы Йусуф убедился, что я не использую его пребывание в тюрьме, чтобы продолжать наговаривать на него и упорствовать в его обвинении, поскольку Аллах не способствует успеху козней изменников»». (12:51) Говорят, что последняя фраза была произнесена Иосифом. Он попросил царя расследовать это дело, чтобы Потифар узнал, что я был верен ему. Тем не менее позднее многие ученые придерживались той точки зрения, что эти слова принадлежат Залихе (Зулайхе). Она призналась в том, что случилось, чтобы ее муж мог знать, что она не совершила прелюбодеяния. Это была всего лишь попытка соблазнить Иосифа. Далее Аллах говорит: «Это мое признание — истина. Я сделала его, чтобы Йусуф убедился, что я не использую его пребывание в тюрьме, чтобы продолжать наговаривать на него и упорствовать в его обвинении, поскольку Аллах не способствует успеху козней изменников». (12:52)

Некоторые толкователи говорят, что последние два айата были произнесены женой Потифара. Это логичное предположение, подкрепляемое авторитетами. Однако другие утверждают, что они были произнесены Иосифом, и в этом случае они должны означать, что это Иосиф говорит о своей верности Потифару и о том, что он никогда не пользовался его отсутствием для того, чтобы обманывать его с его женой, /144/ хотя Иосиф был человеком и склонен к совершению ошибок.

Когда царь услышал это, он вновь послал за Иосифом, потому что ему нетерпелось увидеть его. Теперь, когда невиновность, мудрость, честность и порядочность Иосифа были доказаны и подтверждены, это произвело на царя еще большее впечатление, и он пожелал сделать его своим доверенным министром и советником. Аллах сказал: «Когда выявилась невиновность Йусуфа, царь приказал доставить его к нему и отправил за ним своих людей, решив сделать его одним из своих верных приближенных. Когда Йусуф пришел к царю, и они стали беседовать, царю стало ясно, какая у Йусуфа чистая душа и острый трезвый разум. Царь сказал ему: «Ты заслужил мое уважение, и я чувствую к тебе расположение и доверие». Царь узнал, что Йусуф осмотрителен и предприимчив. Почувствовав это, Йусуф попросил царя: «Назначь меня казначеем государственной сокровищницы и смотрителем зернохранилища, потому что, как ты уже убедился, я — человек осмотрительный и предприимчивый и могу наилучшим образом управлять делами царства и сохранить его богатства»». (12:54–55) Иосиф попросил, чтобы царь сделал его смотрителем зернохранилища, чтобы он мог почитать Аллаха, когда будет распределять доли между людьми, поскольку их ожидали семь неурожайных лет. Иосиф сказал, что он — честный человек, которому не трудно будет управлять хранилищами. Последний айат указывает, что человек может просить, чтобы его назначили правителем или командующим, если он хорошо понимает, что обладает способностями, честностью и является достойным доверия, чтобы взять на себя такую ответственность.

Далее Аллах, хвала Ему, говорит: «Так Аллах оказал великую милость Йусуфу и утвердил его в Египте, даровав ему власть и могущество. Он мог поселиться там, где пожелает». (12:56) Выйдя из темницы, Иосиф стал главным должностным лицом в Египте, имея власть делать все, что пожелает. Все это было наградой Аллаха верующему, а награда ему в лучшем мире будет еще более прекрасной. Аллах говорит: «А награда Аллаха в будущей жизни тем, которые уверовали в Него и Его посланников, боялись Его наказания и Судного дня, будет еще лучше и больше». (12:57) Говорят, что к этому времени /145/ Потифар умер и Иосиф занял его должность. Сообщалось, что Иосиф женился на Залихе (Зулайхе) и был честным министром.









Читайте также:

  1. S:Укажите вид предложения: Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Д.Гранин)
  2. V. ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. РОЛЬ СЛУХА В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
  3. Аквабайкинг - Преднамеренное катание в аццкий дождь со всеми вытекающими. Традиционно все участники при этом остаются крайне довольны катушкой
  4. В этом материале информация о технологиях и функциях одинаковых для многих производителей.
  5. Вопрос 22. Специфика нагревания атмосферного воздуха. Роль конвекции, турбулентности и адвекции в этом процессе.
  6. Епископ не мог поверить этому; он сказал: «Почему ты бросил четки?»
  7. И при этом применить Формулу.
  8. Как зародилось и созрело дело о смерти Господа Спасителя у врагов его со времени явления им Себя миру, и как относился к этому Сам Господь
  9. Люди не любят ответственности, поэтому все время спрашивают совета.
  10. На этом первое занятие с биокомпьютером заканчивается.
  11. Насреддин посмотрел вверх и сказал: «Ты в этом уверен? Может быть, ты смотришь не из того окна. Откуда ты знаешь?»


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 78;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная