Лекции.ИНФО


Спор Ибрахима с жителями Вавилона



Аллах, хвала Ему, говорит: «До Мусы и Харуна Мы даровали руководство к прямому пути и истине Ибрахиму, зная все о нем и его достоинствах, благодаря которым он мог передать Наши назидания обитателям миров. Вспомни, о пророк, когда Ибрахим сказал своему отцу и своему народу с презрением к идолам, которым они поклонялись и чтили: «Что это за статуи, которые вы чтите и которым вы поклоняетесь?» Они ответили: «Мы нашли, что наши отцы их чтили и им поклонялись, и мы следуем по стопам своих отцов». Ибрахим сказал: «В этом вашем поклонении (идолам) вы и ваши отцы были в явном заблуждении, далеки от ясной истины». Они спросили Ибрахима: «Неужели ты пришел к нам с истиной, как ты говоришь, или же ты из тех, кто забавляется и не несет ответственности за свои деяния?» Он ответил: «Поистине, ваш Господь —единственный... Властелин, который изначально сотворил небеса и землю. Ему одному следует поклоняться! Что касается истинности моих слов, то я из тех, кто, прежде чем сказать, убеждается в том, о чем он свидетельствует и сообщает». И сказал Ибрахим про себя: «Клянусь Аллахом, я придумаю что–нибудь против ваших идолов, чтобы разрушить их, когда вы уйдете от них... Когда они ушли, Ибрахим пошел к их идолам и разбил их всех на куски, кроме главного, чтобы они вернулись к нему и спросили у него о том, что случилось с их божествами... Они сказали, увидев, что случилось с их идолами: «Кто сделал это с нашими богами? Он, поистине, из неправедных, которые подвергают себя наказанию». Некоторые из них сказали: «Мы слышали, как один юноша, которого зовут Ибрахим, поносил их». Их руководители сказали: «Идите к нему и приведите его сюда, чтобы мы рассчитались с ним и чтобы он предстал перед всеми людьми, — может быть, они засвидетельствуют». Когда его привели, они спросили его: «О Ибрахим! Не ты ли это сделал с нашими богами?» Ибрахим ответил им... «Нет, это сделал их старший. Спросите у них, кто учинил все это, если они способны говорить и могут ответить на ваш вопрос». Вдумавшись и поразмыслив о своем поклонении тем, кто не может принести никому пользы и не умеет даже от себя отвести вред, им стало ясно, как они ошибаются, и некоторые из них сказали друг другу: «Ибрахим не из неправедных. Вы сами неправедные грешники, поклоняющиеся тем, кому не следует поклоняться». Но после временного прозрения, они опять вернулись к заблуждению и сказали Ибрахиму: /66/ «Ведь ты знаешь, что те, которым мы поклоняемся, не говорят. Как же ты просишь, чтобы мы их спросили?» Он (Ибрахим) им ответил: «Если они таковы, то как же вы можете так к ним относиться? Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тем, кто не способен ни принести вам малейшей пользы, ни причинить вам вреда?.. Позор и стыд вам и вашим божествам, которым вы поклоняетесь помимо Аллаха. Что же заставило вас вернуться к прежним взглядам и не раздумывать над тем, что вы понимаете?.. Они сказали друг другу: «Сожгите его в огне и помогите вашим богам победить его, если вы хотите сделать что–то, что помогло бы вашим богам одержать победу». Мы повелели, чтобы огонь был хладен и безопасен для Ибрахима. Они хотели погубить его, но Мы спасли его по Нашему повелению, а они потерпели великий урон». (21:51–70)

Коран вновь излагает историю Ибрахима следующим образом:

«Передай (о пророк!) неверным историю Ибрахима... Вот он сказал своему отцу и своему народу: «Как вы можете поклоняться тому, что не заслуживает поклонения?» Этим он осудил их поклонение идолам. Они ответили ему... «Мы поклоняемся идолам, постоянно им служим, почитая и восхваляя их». Ибрахим спросил: «Слышат ли они (идолы) вашу молитву и обращение?.. Помогают они вам, когда вы им повинуетесь, или вредят, когда вы их ослушиваетесь?» Люди ответили: «Нет, они ничего подобного не делают, но мы видели, что наши отцы так поступали, и мы подражаем им». Ибрахим... сказал: «Подумали ли вы и уразумели, чему вы поклоняетесь, вы и ваши праотцы?.. Те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, - мои и ваши враги. Я им не поклоняюсь, а поклоняюсь Творцу, Владыке и Хранителю обитателей миров и обращаюсь только к Нему. Он — Тот, кто создал меня из небытия наилучшим образом и повел меня к прямому пути, к достижению счастья в земном мире и в дальней жизни, кто наделил меня едою, питьем, способностью пользоваться ими и сохранять свою жизнь, а когда я заболею, Он исцеляет меня, облегчая способы лечения, когда я на Него полагаюсь, кто меня умерщвляет в предназначенный мне срок и снова оживляет меня для расчета и воздаяния, кто, как я уповаю, простит мне прегрешения, которые я совершил в земном мире, когда настанет расчет в Судный день... Господь, даруй мне мудрость в знаниях и... направь меня, чтобы я был причислен к праведникам». (26:69–83)

Далее Аллах говорит: «Напомни (о посланник!) притчу об Ибрахиме, когда он призвал свою общину к единобожию, вере в Аллаха и к поклонению Ему и наставлял их на то, что вера в Аллаха лучше для них, чем неверие, если они знают и разумеют. И сказал: «Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и статуям, которых вы создали своими руками и ложно называете их богами. Ведь эти идолы, которым вы поклоняетесь наравне с Аллахом, не могут принести вам ни пользы, ни вреда и не в состоянии наделить вас уделом и жизненными потребностями. Просите удела у Аллаха Единого, поклоняйтесь Ему и будьте Ему благодарны за Его блага. Вы все будете к Нему возвращены... Если же вы продолжите опровергать мой призыв к вере в Аллаха, это не причинит мне никакого вреда. Я уже вам сказал, что и до меня народы опровергали посланников Аллаха... Дело посланника — только ясная передача (призыва к Аллаху) своему народу. Неужели они не видят и не знают, что Аллах впервые творит творение, а затем его повторяет. Как же они отрицают воскрешение в Последний день для расчета и воздаяния?! Воссоздать творение для Аллаха легко! Скажи (о пророк!) этим, опровергающим твой призыв: «Ступайте по земле и посмотрите на то, что Аллах сотворил на земле из разных существ, и посмотрите на следы тех, кто был до вас, после того как они погибли и их дома опустели. Вам следует знать, что Аллах Своей мощью вновь воссоздаст все это в дальней жизни. Он всех воскресит. Воскресение — это творение вновь! Такова будет ваша судьба. Поистине, Аллах — хвала Ему Всевышнему! — Всемогущий и властен над всем! В День воскресения Аллах накажет, кого желает: тех, которые отрицали воскресение, и помилует, кого желает: тех, которые уверили в воскресение. К Нему все существа будут возвращены для наказания или награждения. Вы, которые не веруете в Аллаха! Ни на земле, ни в небесах никто и ничто не может противостоять воле Аллаха и Его мощи, которая объемлет вас. Кроме Аллаха нет у вас ни покровителя, ни помощника, который мог бы защитить вас от наказания Аллаха. Те, которые не веруют в знамения Аллаха, доказывающие единобожие, не веруют также в Его посланников и Писания, опровергают День воскресения и расчета (награждения и наказания) будут лишены милосердия Аллаха. Этим будет мучительное наказание. Из ответа народа Ибрахима, когда он призвал их поклоняться Аллаху и оставить многобожие и поклонение идолам, было ясно видно, насколько глубоко они впали в неверие. Они советовали друг другу: «Убейте его или сожгите!» Они бросили его в огонь, но Аллах спас его из огня. Неудача их попытки и спасение Ибрахима из пламени огня — явные знамения для верующих в Единого Аллаха и Его мощь. Ибрахим сказал своему народу: «Вы поклоняетесь ложным божествам и продолжаете поклоняться этим идолам помимо Аллаха из–за привязанности друг к другу в земном мире. Но потом — в День Воскресения — это изменится, и ваши предводители станут отрекаться от вас, а последователи будут проклинать своих руководителей. Пристанищем для вас всех станет огонь, и не будет у вас ни защитника, ни помощника, который мог бы оказать вам помощь и спасти вас от огня». Первым, кто признал Ибрахима посланником, призывающим к истине, был Лут. Он уверовал в него, а он был до этого единобожником. Ибрахим сказал, повинуясь повелению Аллаха: «Я покину свой очаг и пойду в то место, куда направляет меня мой Владыка, где я буду призывать к вере в Аллаха и Его Истину. Ведь Аллах — Великий, защищает меня от врагов, и Мудрый — повелевает мне вершить только добрые деяния. Аллах даровал Ибрахиму сына Исхака (Исаака) и внука Йакуба (Иакова), а потомству его — пророчество и небесные Писания. Он дал ему лучшую награду в ближайшей жизни, а в дальней жизни он будет в числе лучших праведников». (29:16–27)

Аллах, хвала Ему, также говорит: «Поистине, Ибрахим (Авраам) был из последователей Нуха, призывая людей к единобожию и вере в Аллаха. Ведь Ибрахим обратился к Своему Господу с чистым от многобожия и порока сердцем, искренне поклоняясь Ему. Упрекая своего отца и свой народ за поклонение идолам, Ибрахим им сказал: «Что это за истуканы, которым вы поклоняетесь? Неужели вы поклоняетесь этим ложным богам, помимо Аллаха, и совершаете этот явный грех, основываясь только на вашем выборе, без истинного доказательства?.. Что же вы думаете об Аллахе, который заслуживает поклонения?..» Затем Ибрахим взглянул на звезды, чтобы они засвидетельствовали о Творце Вселенной, но заметил, что они изменчивы. И он решил, что боится впасть в заблуждение и ошибиться в своей вере.

Народ Ибрахима отвернулся от него, опровергая его слова. Он тайно проник к их богам и предложил им пищу, которую оставляли им идолопоклонники, надеясь получить от них благословение. Издеваясь, Ибрахим сказал им: «Что же вы не едите?» Он добавил: «Что же вы не говорите и не отвечаете «да» или «нет»?» Он наклонился в сторону идолов и стал их бить правой рукой - ибо она сильнее левой — и так разбил их. Идолопоклонники прибежали к Ибрахиму, узнав, что он тот, кто разрушил их идолов, чтобы наказать его за это. Упрекая их, Ибрахим спросил: «Неужели вы поклоняетесь тем, кого вы своими руками создали из камней? Где же ваш разум? Поистине, Аллах вас сотворил и сотворил идолов, которых вы делаете своими руками. Он — Единый, кто заслуживает поклонения!» Идолопоклонники решили, когда не смогли найти оправдания своей ложной веры, прибегнуть к силе и сжечь его: «Постройте для него специальное сооружение, разведите там сильный огонь и бросьте его в середину». Таким образом они хотели подвергнуть его муке, но Аллах спас его из огня, после того как его туда бросили, и даровал ему милость и величие, сокрушив и унизив их». (37:83–98)

Ибн Касир указывает: Ибрахим был против поклонения идолам и глумился над ним. Он сказал своему народу: «Что это за статуи, которые вы чтите и которым вы поклоняетесь?» Они ответили: «Мы нашли, что наши отцы их чтили и им поклонялись, и мы следуем по стопам своих отцов»». (21:52–53) По другому поводу Ибрахим, споря со своим народом об идолах, сказал: «Ибрахим спросил: "Слышат ли они (идолы) вашу молитву и обращение? Отвечают ли они вам, когда вы к ним взываете?" Этим Ибрахим хотел обратить внимание на нечестивость поступков своего народа, поклоняющегося идолам. "Помогают они вам, когда вы им повинуетесь, или вредят, когда вы их ослушиваетесь?" Люди ответили: "Нет, они ничего подобного не делают, но мы видели, что наши отцы так поступали, и мы подражаем им"». (26:72–74) Они признали тот факт, что их идолы не слышали никого из тех, кто взывал к ним, равно как не приносили им ни пользы, ни вреда. Однако они поклонялись им просто потому, что так поступали их предки. Поэтому Ибрахим сказал им: «В этом вашем поклонении (идолам) вы и ваши отцы были в явном заблуждении, далеки от ясной истины». (21:54) В другом месте Корана говорится, что он сказал им: «Подумали ли вы и уразумели, чему вы поклоняетесь, вы и ваши праотцы?.. Те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, - мои и ваши враги. Я им не поклоняюсь, а поклоняюсь Творцу, Владыке и Хранителю обитателей миров и обращаюсь только к Нему». (26:75–77) Это было верное доказательство ложности их верований, поскольку Ибрахим отрицал их идолов и насмехался над ними. если бы они могли причинить ему вред, они бы это сделали.

Народ Ибрахима ответил: «Неужели ты пришел к нам /68/ с истиной, как ты говоришь, или же ты из тех, кто забавляется?..» Ты говоришь о наших богах серьезно или же просто шутишь? Он ответил: «Поистине, ваш Господь - единственный, кому следует смиренно и с уважением поклоняться, - Властелин, который изначально сотворил небеса и землю. Ему одному следует поклоняться! Что касается истинности моих слов, то я из тех, кто, прежде чем сказать, убеждается в том, о чем он свидетельствует и сообщает». Разумеется, я сказал вам то, что сказал, совершенно серьезно. Ваш Бог — Аллах, нет Бога, кроме Него. Он — ваш Повелитель и Повелитель всего сущего, создатель небес и земли, Единственный, Кому следует поклоняться, нет ему равных, и я свидетельствую об этом. «Клянусь Аллахом, я придумаю что–нибудь против ваших идолов,.. когда вы уйдете от них...» (21:55–57) Говорили, что Ибрахим всего лишь прошептал эту последнюю фразу про себя. Однако Ибн Мас‘уд полагает, что она была сказана вслух и некоторые люди слышали эти его слова.

Его народ отмечал ежегодный праздник. У них было обыкновение отмечать его, собираясь в центре города. Когда отец предложил ему присоединиться к ним, он отказался под предлогом того, что ему нездоровится. Аллах так говорит об этом: «Затем Ибрахим взглянул на звезды, чтобы они засвидетельствовали о Творце Вселенной, но заметил, что они изменчивы. И он решил, что боится впасть в заблуждение и ошибиться в своей вере. Народ Ибрахима отвернулся от него, опровергая его слова». Люди пошли на праздник, и он остался один в их городе. «Он тайно проник к их богам...» Он украдкой подошел к их идолам и увидел их на большом колонообразном возвышении, а перед ними в виде подношений лежали всевозможные яства. Тогда он с издевкой обратился к ним: «»Что же вы не едите?.. Что же вы не говорите и не отвечаете «да» или «нет»?» Он наклонился в сторону идолов и стал их бить правой рукой...» (37:88–93) Он поступил так потому, что правая рука сильнее и тверже левой. Так с помощью топора он разбил их. Аллах говорит: «Ибрахим... разбил их всех на куски, кроме главного, чтобы они вернулись к нему и спросили у него о том, что случилось с их божествами». (21:58) Он вложил топор в руку самого крупного из идолов, чтобы его народ подумал, будто тот исполнился ревности и потребовал, чтобы поклонялись не всем идолам, а только ему одному. Когда /70/ люди вернулись, они увидели, что случилось с их богами. Они сказали: «Кто сделал это с нашими богами? Он, поистине, из неправедных...» (21:59) Это четко свидетельствует об отсутствии у них здравомыслия и об их невежестве, так как случившееся с идолами было предельно ясным доказательством того, что они не были истинными богами. Если бы они были настоящими, они сумели бы защитить себя. В смятении они сказали: «Мы слышали, как один юноша, которого зовут Ибрахим, поносил их». (21:60) Мы слышали, как юноша дурно говорил о наших богах. Согласно точке зрения Ибн Мас‘уда, некоторые из них слышали, как он говорил: «Клянусь Аллахом, я придумаю что–нибудь против ваших идолов, чтобы разрушить их, когда вы уйдете от них...» (21:57) Они сразу же сказали: «Идите к нему и приведите его сюда, чтобы мы рассчитались с ним и чтобы он предстал перед всеми людьми, — может быть, они засвидетельствуют». (21:61) Они хотели, чтобы люди слышали, что он скажет, и увидели, какое наказание обрушится на него. Именно это и было нужно Ибрахиму. Его задача заключалась в том, чтобы собрать вместе как можно больше людей и разбить их доводы в пользу поклонения идолам, аналогично тому, как Пророк Моисей (Муса) сказал фараону: «Условное время встречи будет в «День Украшения», в ваш праздник, который вы весело и радостно отмечаете. Пусть люди соберутся поздним утром, чтобы увидеть, что будет на нашей встрече». (20:59)

Когда они пришли к нему, то спросили его: «О Ибрахим! Не ты ли это сделал с нашими богами?» Ибрахим ответил им... «Нет, это сделал их старший»», — имея в виду, что это он подбил его на этот поступок.— «Спросите у них, кто учинил все это, если они способны говорить и могут ответить на ваш вопрос». (21:62–63) Он намеревался доказать им, что их бог не мог говорить, чтобы до них дошло, что идолы были всего лишь неподвижными камнями. «...некоторые из них сказали друг другу: «Ибрахим не из неправедных. Вы сами неправедные грешники, поклоняющиеся тем, кому не следует поклоняться». (21:64) Они корили себя за то, что оставили своих богов без охраны. «Но после временного прозрения, они опять вернулись к заблуждению...» Катада говорит: Народ был охвачен великим смущением, и некоторое время люди безмолвствовали, а затем сказали: «Ведь ты знаешь, /71/ что те, которым мы поклоняемся, не говорят». (21:65) «Тебе, Ибрахим, прекрасно известно, что эти идолы не говорят. Как же тогда ты просишь, чтобы мы их спросили?» Тогда Ибрахим ответил им: «Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тем, кто не способен ни принести вам малейшей пользы, ни причинить вам вреда, если вы отвернетесь от Позор и стыд вам и вашим божествам, которым вы поклоняетесь помимо Аллаха. Что же заставило вас вернуться к прежним взглядам и не раздумывать над тем, что вы понимаете?» (21:66–7)

В другом месте Славного Корана Аллах говорит: «Идолопоклонники прибежали к Ибрахиму, узнав, что он тот, кто разрушил их идолов, чтобы наказать его за это. Упрекая их, Ибрахим спросил: «Неужели вы поклоняетесь тем, кого вы своими руками создали из камней? Где же ваш разум?..» (37:94–95) Как вы можете поклоняться идолам, которых сами вырезали из дерева и камней и придали им тот вид, который захотели? «...Аллах вас сотворил и сотворил идолов, которых вы делаете своими руками». (37:96) Вы и ваши идолы — всего лишь творения Аллаха. В таком случае, как сотворенное существо может поклоняться сотворенной вещи?

Спасение Ибрахима из огня

Ибн Касир указывает: Когда народ Ибрахима исчерпал свои аргументы, он воспользовался силой и властью, чтобы поддержать свои ложные убеждения. Аллах, хвала Ему, говорит: «Идолопоклонники решили... «Постройте для него специальное сооружение, разведите там сильный огонь и бросьте его в середину». Таким образом они хотели подвергнуть его муке, но Аллах спас его из огня,.. унизив их». (37:97–98) В суре «Ал–Анбийя’» Аллах повествует о том же событии так: «Они сказали друг другу: «Сожгите его в огне и помогите вашим богам победить его, если вы хотите сделать что–то, что помогло бы вашим богам одержать победу»». (21:68) Однако по воле Аллаха восторжествовало Его слово и Его религия. «Мы повелели, чтобы огонь был хладен и безопасен для Ибрахима. Они хотели погубить его, но Мы спасли его по Нашему повелению, а они потерпели великий урон». (21:69–70)

Народ Ибрахима долгое время бродил /72/ по окрестностям, собирая дрова. Когда одна из женщин из их числа заболела, она поклялась, что станет участвовать в сборе дров для сожжения Ибрахима, если поправится! Затем они сложили все собранные дрова в огромную яму и подожгли их. От огня летели искры, подобных которым никогда прежде не видели. Затем Ибрахима поместили в катапульту и привязали к ней. Все это время Ибрахим продолжал произносить слова: «ЛĀ ИЛĀЋА ИЛЛĀ АНТА СУБĦĀНАКА ЛАКА–Л–ĦАМД ВА ЛАКА–Л–МУЛК, ЛА ШАРĪКА ЛАК», т. е. «нет бога, кроме Тебя, Тебе принадлежит вся хвала и вся власть, нет у тебя сотоварища». Когда они швырнули его в огонь, он сказал: «ĦАСБУНА–ЛЛĀЋУ ВА НИ‘МА–Л–ВАКĪЛ», т. е. «Достаточно нам Аллаха. Он - наш Помощник во всех делах и прекрасный Доверенный!» .

Аль–Бухари указывает со слов Ибн ‘Аббаса, что он сказал: Слова «ĦАСБУНА–ЛЛĀЋУ ВА НИ‘МА–Л–ВАКĪЛ» были произнесены Ибрахимом, Приближенным Другом, когда он был брошен в огонь, и Пророком Мухаммадом, когда ему сказали: «Вот противник собрал уже большую армию против вас, бойтесь его!» Но не испугались они и не ослабели, а это только увеличило их веру в Аллаха и уверенность в победе, и они ответили: «Достаточно нам Аллаха. Он - наш Помощник во всех делах и прекрасный Доверенный!» ...и их не коснулось дурное». (3:173–174)

Некоторые из праведных предков упоминают, что в это время Джибрил явился Ибрахиму, вися между небом и землей, и сказал ему: Ибрахим! Нужно ли тебе что–нибудь? Он ответил: «От тебя мне ничего не нужно». Ибн ‘Аббас указывает, что ангел дождя продолжал: «Когда мне будет приказано начать дождь?» Однако воля Аллаха проявила себя значительно быстрее. Аллах говорит: «Мы повелели, чтобы огонь был хладен и безопасен для Ибрахима». (21:69) ‘Али ибн Аби Талиб сказал: Это означает, что огонь не повредит ему. Ибн ‘Аббас сказал: Если бы Аллах не сказал: «чтобы огонь был... безопасен», холод огня мог бы причинить вред Ибрахиму. Ас–Судди заявляет: Ибрахима сопровождал /73/ ангел тени. Ибн Касир утверждает: Ибрахим находился в зеленом саду, окруженном огнем, а народ смотрел на него. Ни они не могли добратья до него, ни он не мог выйти к ним. Абу Хурайра говорил: «Лучшие слова, сказанные отцом Ибрахима, были те, которые он произнес, когда увидел своего сына в таком положении. Он сказал: «Как милостив твой Господь, Ибрахим!» Аллах говорит: «Они хотели погубить его, но Мы спасли его по Нашему повелению, а они потерпели великий урон.» (21:70) В другом айате Аллах говорит: «Аллах спас его из огня,.. сокрушив и унизив их». (37:98) Итак, несмотря на то, что они стремились одержать победу, им было нанесено поражение, и несмотря на то, что они стремились к верховенству, им пришлось испытать унижение.

Аль–Бухари утверждает со ссылкой на Умм Шарик, что Пророк, мир ему и благословение, приказал убить ящериц гекко и сказал: «[Эта ящерица] раздувала (огонь) против Ибрахима». Имам Ахмад упоминает слова Нафи’, который сказал, что Сумама, освобожденная рабыня Ибн Ал–Мугиры, сказала: «Я зашла к Аише, да будет Аллах доволен ею, и нашла в ее доме копье. Я спросила: «Для чего тебе это копье, мать правоверных?» Она сказала: «Чтобы убивать ящериц гекко, так как Пророк, мир ему, сказал нам, что тогда, когда Ибрахима бросили в огонь, все существа на земле пытались погасить пламя, кроме ящериц гекко, которые раздували его. Поэтому Посланник Аллаха приказал убивать их».









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 65;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная