Государство- политическая общность, объединение, союз людей (Кант, Гроций, Цицерон)
Кант: Государство- общество людей, которое само распоряжается и управляет собой.
Признаки Государства: (по учебнику Кашаниной)
Основные: территория, население, публичная власть, право, правоохранительные органы, армия, налоги, государственный суверенитет.
Дополнительные: единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы (флаг, герб, гимн)
1. Наличие публичной политической власти, аппарат управления и принуждения. Публичная политическая власть- государственная власть, осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют гос. аппарат.
Государство – это особая политическая организация, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом. Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом.
2.Территориальная организация населения.- существуют гос. границы, они очерчивают пределы гос. власти + территориальная неприкосновенность страны.
3.Государственный суверенитет. – Верховенство гос. власти внутри страны. 3 свойства:- Верховенство, -Независимость,- Единство.
Верховенство- полнота власти Г. на всей территории страны.
Независимость- самостоятельность в отношении с другими Г., в т.ч. с международными организациями.
Единство- суверенитет принадлежит государству в целом, неделим между его частями.
4.Общеобязательный характер актов Г.- определяется исключительными полномочиями в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять, дополнять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на население всей страны. Только государство посредством общеобязательным актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению;
5.Наличие государственной казны- что связано с взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства. Понятие государственной казны включает в себя также государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и другое.
6. Правотворчество – издает законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права;
7. Наличие правоохранительных (карательных) органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.);
8. Наличие вооруженных сил и органов безопасности (аппарат принуждения)
9. Тесная органическая связь государства с правом
Государство- властно- политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.
Государство - публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории. (Лазарев, Липень)
Сущность Государства.
2 основных подхода.
1.Классовый- сущность Г. определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Этот подход присущ Марксистскому пониманию Г.- т.е. Г. трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура экономически господствующего класса.
2.Общесоциальный- служить обществу. Сущность Г. – способствовать объединению всего общества, разрешать противоречия и конфликты.
Характеристика:
1.Данный подход основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе Г. 2.Ориентирует на демократические методы управления обществом.
3. Подчеркивает ценность общества государственной организацией.
Двойственная природа сущности Г.
Социальное назначение Государства.
Служить обществу- главное назначение Г.
Государство должно:
- устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его
- обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступать социальным арбитром
- обеспечить безопасность в обществе от преступных посягательств
- защищать личность от произвола
-добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства.
5.
Типология государств: формационный и цивилизационный подходы,
их достоинства и недостатки
Типология государств – это их классификация по одному из самых крупных и высших систематических критериев – типу.
Под типом государства понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Формация (лат. formatio — образование) — согласно марксистской концепции исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенный тип общества.
Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. (А. Тойнби)
В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный.
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Основоположниками данного подхода являются К. Маркс и Ф. Энгельс. В основе формационного подхода лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис является, по мнению представителей формационного подхода, решающим фактором общественного развития и предопределяет соответствующий ему тип надстроечных элементов: государство и право. Каждой формации соответствует свой тип государства и права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический).
Формационный подход присущ марксистскому учению о праве. Однако в 30-е гг. XX в. советскими учеными марксистская концепция была несколько переработана, в результате стали выделять пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Всем формациям, кроме первобытнообщинной, соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит посредством социальных революций.
Достоинства формационного подхода:
1. продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов
2. возможность объяснения поэтапного развития естественно-исторического характера формирования государств
3. достоверность и научный характер (соответствовал уровню развития науки того времени).
Недостатки формационного подхода:
1. базируется на материале европейских стран
2. не учитываются духовные факторы
3. этот подход характеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую, это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Цивилизационный подход возник на рубеже ХIХ – ХХ веков. Одним из представителей этого подхода был английский историк Арнольд Джон Тойнби. В своей работе «Постижение истории» Тойнби утверждает идею о невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры. История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают.
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. Цивилизационный подход позволяет объяснить много вариантность исторического развития, в том числе тот факт, что общества и государства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения к прогрессу.
выделяют следующие этапы цивилизации:
1. локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индийская)
2. особенные цивилизации (китайская, западноевропейская)
3. всемирная цивилизация, охватывающая все человечество и формирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального коммунизма.
Выделяют государства первичной и вторичной цивилизаций. Государства первичной цивилизации являются частью базиса, а не только надстройки, связано с религией (относятся древне-египетская, японская). Государства вторичной цивилизации не так всесильно и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западно-европейская, восточно-европейская).
Достоинства цивилизационного подхода:
1. ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу
2. выделение духовных, культурных факторов
3. более четкая типология государств
Недостатки цивилизационного подхода:
1. низкая оценка социально-экономического фактора
2. преобладание типологии общества над типологией государства
Оба подхода к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе.
(Материал подготовлен по Морозовой, ТГП в вопросах и ответах - Оренбург)