Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»
143
0
2 минуты
Темы:
Повесть была излюбленным жанром Н. В. Гоголя. Он
создал три цикла повестей, и каждый из них стал принципиально
важным явлением в истории русской литературы. «Вечера на хуторе
близ Диканьки», «Миргород» и так называемые петербургские повести
знакомы и любимы не одним поколением читателей.
Гоголевский Петербург — это город, поражающий социальными
контрастами. Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола.
Такой жертвой и является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести
«Шинель». Идея повести возникла у Гоголя в 1834
г. под впечатлением канцелярского анекдота о бедном чиновнике,
ценой невероятных усилий осуществившем свою давнюю мечту о покупке
охотничьего ружья и потерявшем его на первой же охоте. Но в Гоголе
эта история вызвала не смех, а совершенно иную реакцию.
«Шинель» занимает особое место в цикле
петербургских повестей. Популярный в 30-х гг. сюжет о несчастном,
забитом нуждой чиновнике был воплощен автором в произведение
искусства, которое Герцен назвал «колоссальным». У Гоголя Башмачкин
«был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как
известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели,
имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут
кусаться». Автор, конечно, не скрывает своей иронической усмешки,
когда он описывает духовную ограниченность и убожество своего
героя.
Акакий Акакиевич был робким, бессловесным существом,
безропотно сносившим «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и
деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа переписчика
бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы.
Юмор Гоголя мягок и деликатен. Писателя ни на
один момент не покидает горячее сочувствие к своему герою,
выступающему в повести как трагическая жертва жестоких условий
современной действительности. Автор создает сатирически обобщенный
тип человека — представителя бюрократической власти России. Так,
как начальство ведет себя с Башмачкиным, ведут себя все
«значительные лица». Смирение и покорность несчастного Башмачкина в
контрасте с грубостью «значительных лиц» вызывали в читателе
не только чувство боли за унижение человека, но
и протест против несправедливых порядков жизни, при которых
возможно подобное унижение. В петербургских
повестях с огромной силой раскрывалась обличительная направленность
творчества Гоголя. Человек и античеловеческие условия его
общественного бытия—вот главный конфликт, который лежит в основе
всего цикла. И каждая из повестей представляла собой новое явление
в русской литературе. Скорбная повесть об
украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает
фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан
скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая
чина и звания». Резко критикуя господствующий
строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя
наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального
устройства.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!