«Три правды» в пьесе А. М. Горького «На дне»
140
0
2 минуты
Темы:
В пьесе Горький противопоставляет гуманизм
ложный, проповедующий всеобщее смирение, покорность судьбе, и
подлинный гуманизм, суть которого — в борьбе против всего, что
угнетает человека, лишая его достоинства и веры в свои силы, против
рабской жизни человечества. Это две основные правды, о которых
спорят в пьесе Лука и Сатин, — персонажи, сразу же выделяющиеся из
общей толпы жителей ночлежки своим философским подходом к жизни,
умением мудро говорить и способностью влиять на людей.
Однако в начале пьесы дается еще одна, третья,
«правда» — правда Бубнова. Бубнов чересчур категоричен, для него
существует только черное и белое, при этом черного намного больше.
Он живет и действует по принципу «вали правду, как она есть».
Каждого, кто находится в ночлежке, Бубнов старается вывести на
чистую воду, выдавая свою правду: «А я вот... Не умею врать!
Зачем?» И Актеру, и Медведеву, и Пеплу, и Насте этот персонаж
говорит горькую и больную правду, но последствия этой правды
непредсказуемы! Он равнодушен к собственной судьбе, тем более к
чувствам других, его взгляд на жизнь чересчур скептический, полный
пессимизма, а сама жизнь ему кажется полной бессмыслицей: «Все
люди, как щепки, по реке плывут. Все так! Родятся, поживут,
умирают. И я помру, и ты... Чего жалеть!» Правда Бубнова убивает в
человеке всякое стремление быть человеком: «Все умрут все равно»,
так зачем же напрасно лезть из кожи вон, лучше уж сразу подумать о
смерти. А вот праведник Лука искренне желает
облегчить страдания людей, помочь им, поддержать их, вселить
православное смирение в их души.
Лука знает, кому и что обещать,
его речи благостно воздействуют на слух озлобленных жителей приюта
и погружают их в приятное забытье, делая их еще более пассивными и
оторванными от реальной жизни. Но Лука обходит стороной Бубнова,
Сатина, Клеща, очевидно, понимая, что его жалость способна
удовлетворить только слабых и усомнившихся в возможном счастье
людей. Но проповедь Луки приносит только вред.
Обитатели ночлежки уже доведены до отчаяния и живут одними
иллюзиями, а Лука создает их еще больше. Он не называет пути,
способного поднять со дна, он не верит в возможности этих
несчастных и потому прибегает к возвышенному, но бессмысленному
обману. Ласковые слова Луки только убаюкивают, завораживают, но они
не побуждают к борьбе, не дают сил и желания активно действовать
для изменения собственного плачевного положения. Призыв Луки
надеяться на лучшее толкает ночлежников на бездействие и смирение,
а сам он незаметно уходит, оставив несчастных в полной
растерянности, с горьким чувством безысходности.
Сатин постарался понять Луку и трезво оценил его роль: «Не шарлатан
Лука», как подумали другие, «а жалостливый», «мякиш для беззубых».
Он приходит к выводу, что речи Луки, пронизанные христианской
моралью, не приносят никакой пользы, а только усыпляют душу,
обманывают ее. И Сатин резко критикует ложь: «Ложь — религия рабов
и хозяев, правда — бог свободного человека». И,
если Лука утверждает, что человек должен смириться, терпеть и ждать
чуда. Сатин провозглашает мысль о том, что человек должен быть
прежде всего свободным и гордым, должен действовать, бороться за
счастливую жизнь, не падая духом и не покладая рук. Правда Сатина
наиболее близка мыслям самого автора: устами Сатина Горький
выражает собственную веру в неограниченные возможности каждого
отдельного человека, в его право жить счастливо и достойно.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!