Что такое диалектика. Д – это учение о всеобщей связи и развитии.
Связь – понятие изучали уже в античности. Сложность: первонач
предст о связи соединяет подобное с подобным, а потом начиная с
Гераклита есть связь противоположностей, которые проникают друг в
друга. А самый сложный тип связи – связь целых. Эти связи мы
изучали и будем изучать. Развитие – аналогия понятия движения.
Движение – это изменение вообще (Энгельс). Значимость определения –
не отождествл движение ни одним из конкретным его видов. Есть
особый вид движения – развитие. Это движение в котором происходит
изменение в уровне организации системы. Развитие указывает на
систему. Меняется в 2 стороны: повышение и понижение. Мы говорим о
развитии когда говорим о повышении. Но возможно и другое –
деградация. В этом смысле сущ 2 типа развитие: прогрессивное и
развитие регрессивное (понижение ур организ сис-мы). Сложность
можно понимать по разному, сложность в смысле хаоса, а можно
понимать как наращивание уровня организации. Обычно в книгах если
не говорят слово регресс, то понимается слово развитие как
прогрессивное. Ключевое понятие д это саморазвитие, т.к. ф и наука
стремятся дойти до самой сути до основ, а если развитие происходит
в силу внешних причин мы рез-ты развития видим, а законы не
понимаем потому что причина развития во вне. Надо расширить круг
рассмотрения, довести его до саморазвития. В средневековье
саморазвития не работали, творение не поддается рационализации, в
пантеизме возможно было рассматривать саморазвитие, т.к. причина
развития в самой природе. Вопрос: в силу чего возможно
саморазвитие? Когда подобное связ с под всё пон. НО если целое, то
там связаны противоположности. Что бы происходило саморазвитие
нужно, чтобы система перестала быть себе тождественной. Как
возможна связь всего в рамках целого? – Диалектический вопрос. И
как возможно саморазвитие? – Применительно к теории саморазвития.
Ответ: Диалектическое противоречие – отношение диалектическим
противоположностей. А диалектич противопол – такие 2 стороны одного
и того же предмета, которые связаны друг с другом и
взаимообуславливают друг друга, а с другой стороны отрицают и
борются друг с другом. Одна противоположности проникает в другую.
Единое и многое явл диалектич противоположностями. Диалектика
раскрывается на уровне логич мышления или на уровне интуиции. (см.
Платон единое и многое) Каждое понятие содержит в себе свое
собственное отрицание. Понятие существует благодаря соотнесению со
соей противоположностью. В понятиях отражаются важные свойства
бытия. Бытие начислено диалектич противоречием. Диалектич
противоречие позвол быть противоположным элементам крепко
связанными в составе одного целого. Д П позволяет системе
развиваться. Первая философски выложенная интуиция Д есть у
Гераклита, они предстают внутренне связанными друг с другом. (см.
книга Материалисты древней Греции) Гармония существует за счет
внутренней связи противоположностей. Но у Г диалектика на уровне
смыслообраза. У Платона диалектика выражена рационально, он не
строил теории, ф платона это мысленный эксперимент, но рациональное
мышление присутствует.
Он показывет как одни противопол связаны с
другим. Аристотель отрицает внутреннюю связь противоположностей, но
она у него есть, она во всей картине его космоса, она спрятана в 4
причинах, формы и материи, перехода одного в другое. Вершина
рациональной античной диалектики это диалект платона. Но а диалект
ограничена исходной постановкой. Для античности мир это завершенное
и совершенное целое, т.е. космос. Принцип всеобщей связи – д антич.
В а нет развития, поэтому противоречие это не источник развития.
Космос завершен, совершенному незачем меняться. Развите в
античности это осуществение одних и тех же форм, она вечна,
разрушается только материя, а форма вечна. В рамках космоса поэтому
диалектики развития нет. Чтобы появилось развитие в диалектике,
нужно было новое восприятие человеком мира и самого себя. Это
произошло в христианстве. На первый взгляд там не речи о развитии,
есть речь о творении. В религиозной онтологии есть понятие
творения, когда нечто создается из незаданности. Затем пантеизм.
Пантеизм опускал творческую силу понятной, опускал её в мир,
десокрализовал, превращял из священной в постигаемую. Творение
теперь саморазвитие, природа содержит в себе начало саморазвития.
Система гегеля есть пантеизм. У гегеля логический разум это бог,
который есть до сотворения мира. В христианстве восхождение
духовной человеческой личности, это духовное развитие, это не
саморазвитие. У гегеля в отличие от пантеизма логический пантеизм.
Но к гегелю ведет долгий путь, мыслители учились работать на уровне
понятий с противоречиями. Они учились работать с понятиями
всеобщего субъекта. Гегель сформулировал законы диалектики. Маркс
раскрывает недостаточность гегелевской логики. В гегелевской д
развитие заканчивается, в д г развивается идея, понятие, нечто, что
уже задано. Если мы берем диалектику идеалистическую, то все на
этом заканчивается. Значит надо переходить к материи. Мир глубже,
чем идея. Маркс не написал завершающего фил труда, мы судим о его
диалектике по капиталу.
Эпоха неклассической диалектики. Она связано с общей тенденцией
онтологии 20 века. 20 век это век преодоления заданности. Все
прежние противоречий рассматривались в сущностях. А здесь
противоречия сущности и существования. Далее случайность теперь
видят по иному, теперь она способна сама рождать новые
необходимости. Новые диалектики человеческого бытия. Прогресс
связан с тем, что противоречия разрешаются, а Камю говорит, что
человек может развиваться, только когда в нем есть неразрешимое
противоречие.
Связь диалектики и системного подхода. Д – это большей частью
идеалистич ф. Только у маркса она материалистическая, борьба
противоположностей в обществе, а не а природе. Нужно не навязывать
природе законы диалектика, а опознать их. Естествознание должно
раскрывать как связаны элементы внутри целого. Но естествознание
стало самостоятельно пробирать к диалектике. Это системный подход –
рассмотрени со стороны организации системы. Открывается то, что в
диалектике уже было. Раньше системой называли хорошо организованные
философские теории. Теперь все открывается не на уровне ф, а на
уровне науки, наука переокрывает. Чтобы естествознание это понимало
надо, чтобы была философская культура.
Бытие и развитие. Диалектика.
163
0
4 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!