О бессознательном говорил и Платон, как о бесприч страстях. У
греков 2 лика бож: красота, гармония - рац; кровопролитный экстаз,
воплощение бога Диониса – бессозн. Бессозн включ в онтологию Фихте,
а хатем Шеллинг. Но всё-таки первенство у Фрейда. В древности
бессозн – это демоны. Суть космоса разумна, бессозн не явл мотором
или двигателем. В поздней античности бессозн стало беззаконным,
выдвиг за рамки онтологии. Там природа это как разум. Бессозн у
Фихте – это нерац, кот готово стать рациональным. Фрейд открыл
бессозн от иррац, но оно уже не за скобками онтологии, т.к.
принадлеж сущности человека. Бессозн – самост иррац начало, живущее
в человеке. 2 измерения чел души: сознат и бессозн.
В каком виде сущ бессозн? 2 вида:
1) Вытесненное бессозн (автоматизм). То, что есть, но мы это не
осознаем. Психоанализ нужен, чтобы из глубин души достать
переживания, мучившие нас и ликвидировать их.
2) Врожденное бессознат (либидо). Разум вторичен. Либидо сильнее.
Либидо проявл себя в 2х желаниях: эрос (секс), тонатос
(разрушение).
Психоанализ иначе называется демонология, т.к. желание наше
демонично, если оно неизжито, т.е. если мы него не контролируем.
Демонич начало это когда силы души не зависят от нас.
Отношение созн и бессозн: отнош всадника и лошади, т.е. всадник
решает, куда ехать, а энергия используется лошадиная. Но часто
случается, что лошадь движется куда хочет. Всадник не м с ней
справиться и выдает желания лошади за свои планы.
Сублимация – энергия либидо направляется на культ цели, т.е. не
связ с секс желанием. Но только если человек испыт от творч такое
же удовольствие, как и сексуальное. Мы этого не понимаем, т.к.
лично не сотворили по-настоящему.
Структура псих по Фрейду:
1) «Я» - сфера созн, осознанного. Эго.
2) «Оно» - сфера бессозн, безлич.
3) «Сверх-Я» придает культурным запретом действие. Это культур
запрет, который внедрен в бессозн (нельзя убивать).
Мех культуры:
1) Сублимация
2) Запреты
3) Маскировка бессозн целей
Юнг
Вытесненное бессозн то же, что и у Фрейда. А исходное
бессознательное сформировалось в культуре. Речь идет о первобытной
культуре, о мифе. Для сознания миф ушёл в прошлое, а в бессозн миф
продолж жить, остаются стереотипы (архетипы).
Исходное бессозн = коллект бессозн = архетип кол бессозн – осадки
первобытных переживаний, кот сохр в душе. Архетип – это не
переживание, а предрасположенность к определенным переживаниям. Те
или иные переживания наиболее вероятны. Эта предрасположенность
выражается в опред символике. У разн людей она м совпадать.
Есть бессозн, кот имеет культурн хар-р. Оси, по кот выстраивается
пережив как архетипы, т.е. к ним тяготеют переживания.
Нуменозный архетип – это то, что одновр и пугает и притягивает.
Нуменоз архетип – это потр в таком переживании. Этот архетип проявл
в религии (христ).
Anima и animus – ещё один архетип. Anima – это женская половина
мужчины, потребность мужчины пережить женские чувства: слабость,
беззащитность, покорность и т.д. Мужчина проецирует на женщину эти
чувства, т.е. хочется защищать. Animus – это женский архетип,
твёрдость, смелость и т.д. Если архетип изживать, то они всё равно
найдут выход, но демонически. Можно дать им творческий выход – так
мы изживаем архетипы. Гнев выплескиваем в боксе, нуминозный архетим
в церкви или в кино на фильме ужасов. Если созн и бессозн в
гармонии, то чел чувствует себя счастливым.
Фрейд и Юнг
143
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!