Шумы могут носить характер закадровый и внутрикадровый.
а) Закадровые шумы.
Закадровые шумы, это те шумы, источник которых находится вне кадра. Абсолютная синхронность для таких шумов зачастую не обязательна. Пример зазвонил телефон, мы слышим звон, но телефон не видим. Этот звон будет закадровым.
Закадровые шумы, выполняют смысловую и эмоциональную функции. Так же они могут характеризовать атмосферу событий, место действия.
Используя закадровые звуки, можно раздвинуть рамки действия, теснее связать изображение в кадре со всей обстановкой и атмосферой событий. Или вообще поменять эмоциональную и смысловую нагрузку действия.[7]
b) Внутрикадровые шумы.
Внутрикадровые шумы, это шумы которые сопровождают видимое в кадре.
Тем не менее, поменять смысловую акцентировку и дополнить или изменить эмоциональную окраску видимого в кадре действия можно и с помощью внутрикадрового звука, внося в него изменения с помощью звуковой обработки, пространственных эффектов или подменной видимых в кадре естественных шумов на похожие, но имеющие другую звуковую выразительности.
Таким образом, внутрикадровые и закадровые шумы можно разделить на три категории:
a) «Звуки аутентичные видимому – это звуки, источник или источники которых выявляются в видимой части кадра;
b) Звуки условно аутентичные видимому- это звуки, источник или источники которых явно могут быть соотнесены с закадровым пространством, связанным с видимой частью кадра;
c) Звуки неаутентичные видимому- это звуки, источник или источники которых не выявляются в видимой части кадра и не могут быть явно соотнесены с закадровым пространством, связанным с видимой частью кадра»[8].
Деление по отношению к действию персонажей
a) Фоновые шумы.
«Второплановые, не требующие синхронности шумы называются фоновыми»[9].
Обычно фоновыми шумами называют: Шум леса, моря, дождь, стройка.
Фоновые шумы создают необходимую звуковую атмосферу, в атмосфере происходят события, которые в свою очередь могут, охарактеризованы шумовой окраской.
Иногда понятия закадровых и фоновых шумов соединяют в одно и называют их либо фоновыми, либо закадровыми точной, стандартизированной терминологии пока еще нет.
b) Игровые шумы.
Игровые шумы- дающие информацию о реальном звучании. К примеру, движение машин (различных марок), водопад (большой или маленький) и т. д.
В игровых фильмах шумы различаются на натуральные и имитируемые
Натуральные шумы - это шумы, записанные на площадке. При условии качественной записи содержат в себе неповторимое естественное шумовое наполнение кадра, способствуют более реалистичной звуковой картине. Качественные записанные на площадке шумы - называют чистовой фонограммой. Поскольку могут использоваться в фонограмме готового фильма без дополнительного озвучения в студии. Черновая фонограмма требует последующей переработки и чаще всего служит только основой при переозвучивании, и в самом фильме не используется. Если звук связан с кадром (синхронно), то чаще всего он выполняет только иллюстративную роль. В кадре часы они тикают, зритель их видит, это говорит только оживляет кадр, а если часы тикают, но зритель их не видит это расширяет содержание кадра. Это может быть, как может означать течение времени и быть каким-то ассоциативным знаком.
b) Имитируемые шумы.
Имитируемые шумы применяются, когда не удается получить качественные записи звучания натуральных шумов в естественных условиях. Поэтому на площадке пишется черновой звук, а затем в студии его перезаписывают.
Для записи имитируемых шумов в студии строятся специально оборудованные помещения, имеющие целый ряд характерных поверхностей, дверей, звучащих предметов и прочих источников.
Пример 1. Шаги по снегу имитируются крахмалом.
Пример 2. Рев мощного водопада имитируется двумя поильными лампами.
Пример 3. Грохот и треск льдов - перебором пальцев по поверхности детских воздушных шаров.
Пример 4. Скрипы (мачт, половиц, калиток и т. п.) имитируются вращением деревянных пробок в деревянной колодке, вмонтированной в ящик-резонатор переменного объема.
Работа с шумами
Технологически работа с шумами можно поделить на:
- Запись шумов на площадке;
- Запись шумов в студии;
- Подбор шумов из библиотек;
- Синтезирование шумов с использованием синтезаторов и музыкальных инструментов;
- Синтезирование шумов путем обработки аудиофайла подключаемыми модулями (Plug-ins);
- Комбинирование шумов.
Каждый из этих этап имеет свою специфику работу, необходимоcть технического, технологического материала, степень участия дополнительных людей (кроме звукорежиссера).
Запись шумов на площадке
Съемка изображения и запись звука осуществляемся одновременно (синхронно). Обычно этот способ применяется при съемке актерских речевых эпизодов.
Запись синхронных шумов на площадке - включает в себя запись шагов, скрипов, шорохов, а также разного рода точечных звуков, которые передают движение персонажа в кадре. Запись чистового звука на площадке, эта фонограмма непосредственно используется в кино.
Технический аспект подразумевает наличие оборудования, приспособленного для работы на съёмочной площадке. Современное оборудование для записи звука на съёмочной площадке включает в себя цифровые записывающие рекордеры для записи звука, например: TASCAM HS-P82, Edirol R-44, Sound Devices и им подобные. Узконаправленные микрофоны-пушки с аксессуарами (ветрозащита, ручные штативы-удочки, специальные крепления и т.п., петличные микрофоны с радиопередатчиками и устройствами крепления, мониторные наушники и т. п.
Технологический процесс звукозаписи шума на площадке осуществляется, как правило, синхронно с актерской игрой, что является его неотъемлемой спецификой.
Запись шумов в студии
Поскольку, в основном съемки происходят не в павильоне, а на натуре или в реальных интерьерах синхронные шумы так же, как и актерские реплики тоже пишутся на площадке. Но и они не всегда устраивают режиссера и звукорежиссера по качеству. В этом случае в студию приглашается актер шумовик, который под изображение заново записывает (переозвучивает) нужные антропогенные шумы (человеческие шумы). Очень широко распространена практика, когда записанные на площадке актерские реплики полностью переозвучиваются в студии. Так же есть ситуации, когда специфические шумы приходиться перезаписывать или дополнять с учетом национальной окраски при переводе (адаптации к конкретной местности) дублированных фильмов.
Синтезирование шумов путем обработки аудиофайла подключаемыми модулями (Plug-ins)
Существует множество приемов по искажению звука: транспонирования звука пример с использование Time and Pitch Machine изменяет временную структуру аудиофайлов, включая временное сжатие или расширение, транспонирование высоты звука. Изменение высоты звука без формантного корректирования вызывает явление, обычно известное как эффект Микки Мауса.
Гармонайзеры — это устройство, которое к входному сигнал добавляет дополнительные партии, «гармонии». Эти партии представляют собой тот же входной сигнал, но сдвигаемый по частоте по определенному алгоритму. Звук звучит гораздо более натурально.
Пространственные обработки звука.
Реверберация — это искусственный имитатор отклика помещения на звуковой сигнал;
Имитируют различные пространства, комнаты, коридоры и т. д.
Эквалайзер - это прибор, предназначенный для изменения частотного соотношения сигнала.
Pitch shifter — звуковой эффект повышающий или понижающий с помощью цифровых алгоритмов тональность обрабатываемого звукового сигнала добавляющий к сигналу его копию, отстоящую от основного тона на любой интервал в пределах двух октав вверх или вниз. К примеру, у нас есть только один тип стука женских каблуков с помощью эффекта Pitch shifter каблуки станут «толще».
Комбинирование шумов
Один из самых сильных инструментов создание специфического шумового оформления, обладающего огромной эмоциональной нагрузкой - это комбинирование шумов.
С помощью комбинирование различных звуков можно создать принципиально новое звучание. С помощью комбинирование шумов можно создать у слушателя различные ощущения не достижимые другими способами шумового оформления.
Пример 1. Необходимо, чтобы в кадре угрожающи, взревел двигатель грузового автомобиля. В этом случаи к звуку стартующего двигателя можно «домешат» записанный звук рычания тигра. Результирующее звучание будет нести смысловую нагрузку необходимую в кадре и подсознательно воспринимаемого зрителем атмосферу опасности из-за подмешанного рычания хищного зверя, которое, тем не менее, почти не слышно.
Пример 2. Рев призрака с подмешанным криком человека.
Пример 3. Душераздирающий выстрел охотничьего ружья. К записанному звуку выстрел ружья добавляется лязганье железной детали, записанный звук выстрела артиллерийской установки и записанный звук разрываемого перед микрофоном типичного полотнище.
Полученный звук будет ассоциироваться с катастрофой вселенной, поскольку мы подсознательно воспринимаем все составляющие звукового полотна, но осознанно привязываем к картине только звук самого выстрела.