1. Трясущаяся камера, длительность кадра
2. Кадр, крупность кадра
3. Монтажная съемка
4. Кнопки запись и стоп на видеокамере
5. Ракурсы
6. Звук
7. Интервью
8. Освещение
9. Движение в кадре, движение камеры
10. Операторские приемы
11. Композиция кадра
Трясущаяся и метущаяся камера
Первое что отличает любительскую съемку — это не дешевизна камеры, или ее не самые продвинутые технические параметры.
Первое, что является непригодным для монтажа — это мятущаяся камера. От неопытности оператор с камерой снимая праздник или еще какое либо динамичное событие — начинает метаться с объективом — от одного к другому не понимая на чем остановиться , кажется что происходит все сразу и все интересно. Но в итоге получается материал, где все мельтешит и ничего толком не понятно. Такой материал не годится, потом из него ничего не смонтируешь.
Как избавиться от мятущейся камеры?
— нужно направить камеру на происходящее, настроить кадр по композициии,(то что вы видите в кадре) которая вас устраивает и снимать не менее 10 секунд в одном направлении не двигая камеру. Или плавно ее двигая из точка А в точку B — в сосответствии с задумкой кадара, или по вертикальной оси — если это движение - так же ваша задумка кадра.Этого времени - 10 секундна один план - достаточно, чтобы этот кадр можно было смонтировать. Далее можно передвинуть камеру в другой участок происходящего или укрупнить — на какие-то детали. Например, если это событие в ресторане - день вареника. Значит сначала вы сняли общий план — в котором видно всё — повара, участников, и то, что они стоят готовые возле стола для лепки. Сняли не меннее 10 сек, а если, например, повар что-то показывает или говорит, то непрерываясь снять пока не закончит, иначе разорвется это событие. А затем укрупнить план с помощью зума на камере — и например направить по-очереди на участников — сначала на одного 10 сек, потом на второго 10 сек. Затем можно снять крупно стол — на котором все приготовлено - все по 10 секунд.
Трясущаяся камера
Снимая с руки маленькой бытовой камерой — мы получаем трясущиеся кадры.Эти кадры в профессиональной среде летят в корзину как брак. Трясущиеся кадры напрягают глаз , как буто что-то мешает когда ты их смотришь. Поэтому это брак.
Как избежать эффекта трясущейся камеры
1. с помощью штатива. В съемке ресторанных событий и в поездке штатив можно использовать. Для этого нужно немного режиссировать происходящее — например, попросить пару минут не начинать лепку вареников и подождать, когда вы переместитесь со штативом и будете готовы. В поездке — например если вы идете по какой-то живописной местности и хотите заснять этот проход— то тогда нужно забежать вперед всех — на какую-то удобную точку съемки установить штатив и камеру - и засянть как вся группа проходит мимо камеры и может быть машет вам в объектив. И т.п.
2. В такой любительской съемке конечно не избежать таки трясущейся камеры потомучто все таки не всегда штатив можно установить технически, или просто не успеваете его перемещать — тогда нужно стараться держать камеру так, чтобы она не тряслась в руках.
3. Камера меньше трясется — если она тяжелая. Например камера которая крупнее и тяжелее в руках практически не будет трястись. Поэтому можно придумать обвес на вашу бытовую камеру — то есть примостить груз на нее и это будет способствовать меньшей тряске. Многие любители так и делают — прикрепляют к своим бытовым камерам груз и снимают.
4. Есть так же профессиональное устройство, монопод: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B4 . Стоимость его до 3000р. Петля одевается на плечо, камера устанавливается на площадку, и таким образом рука облегчена, тряски пости нет, и ко всему прибор дает больше возможностей с поворотами камеры и т.д. Для любительских маленьких камер в самы раз. Нужно выбрать под маленькую камеру самы простой , удобный — сходить в соответствующий магазин и примерить под себя, попробовать.
ВЫВОД: первое и главное условие качественной съемки — это отсутствие мельтешений камеры и тряски. Правило — не менне 10 секунд держать один план.
Кадр.
Что такое кадр и какие они бывают
Кадр - это рамка, которая ограничивает реальность ,которую мы записываем на видео. Один известный режиссер, говорил, что весь первый курс ходил с рамкой, которая висела на веревке у него на шее — и смотрел через нее — чтобы внедрить в себя этот способ режиссерского мышления — видеть и передавать мир через этот квадратик.
И эта рамка - это и есть ключевая вещь в кино и в видео — режиссер дожен выбрать - какой участок пространства ему захватить этой рамкой, что должно войти в эту рамку — то есть в этот кадр, а что нет.
И выбор этот соотвественно не случайный, а должен подчиняться замыслу режиссера об этом фильме.
То есть кадр — это минимальный кусок конструкции фильма. Из последовательности кадров складывается весь фильм. Каждый кадр в фильме учтен и продуман заранее режиссером.
Это в случае постановки. В случае репортажной съемки достаточно применять знание о крупности кадра, когда вы снимаете событие и это будет уже хорошо.
Крупность кадров
3. Монтажная съемка
Поскольку кино это пследовательность кадров, значит из того какие кадры мы снимем будет складываться наш фильм.
Это знание о крупности кадров сразу продвигает нас в съемке. Напрмиер мы в поездке и набрели на источник- как с помощью крупности кадра можно полно и содержательн показать его?
Просто. Сначала возмем бощий план — в который войдет все :
- труба из которой бьет вода,
- окружающая рядом природа — столько сколько вмещается в этот общий план,
- и группа людей которая к нему подошла — все это видно в одном кадре.
Но если мы довольствемся только таким кадром — этого мало.
Ведь что привлекает наше внимание, как мы сами смотрим на эту картинку? — мы сначала увидели тоже все общим планом. Затем наш взгляд привлекла брызжущая вода и капли на фоне неба например — то есть крупно. Затем нас привлекло как вода падает на землю и там утекает в ручей например, далее мы смотрим как люди стали либо набирать в ладоши воду и пить, либо вставать под струю и окунаться и т.д. - то есть какое то действо происходит.
Наша камера - это по сути наш глаз, вернее наше внимание — поэтому и камера так же последовательно снимает — сначала общий план всего источника и людей рядом. Затем крупно льющаяся вода, следом - крупно как вода падает в землю.
И что получается — когда мы смонтируем подряд эти кадры? — Получается мы предлагаем зрителю так же посмотерть как и мы живьем смотрели на этот источник, разглядеть и его детали и общий вид обстановки. Тогда у зрителя останется полная картина этого места.
Получается тремя кадрами мы показали достаточно объемно источкник — общий и два крупных. А затем например сняли как человек в ладоши набрал воды и попил, и как друго человек встал под струю окунулся, а третий набрал в бутылку — сняли все эти кадры по-отдельности, спокойно, не торопясь.