Введение.
Иконопись появилась на Руси в 10 в., после того какв 988 году Русь
приняла от Византии христианство. К тому времени в самойВизантии
иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную,
каноническуюсистему изображений. Поклонение иконе стало
неотъемлемой частью христианскоговероучения и богослужения. И Русь
получила икону как одно из «оснований» новойрелигии.
Однако со временем икона на Руси начала приобретатьсвои изменения и
постепенно, но неуклонно отходить от канона. Крайним
выражениемсвободомыслием на Руси в 14 веке стала в Новгороде и
Пскове ересь стригольников:стригольники учили, что религия есть
внутреннее дело каждого и каждый человекимеет право быть учителем
веры. Они отрицали церковь, они отрицали духовенство,церковные
обряды и таинства. Искусство Новгорода и Пскова в 14 веке в
целомярко отображает растущее свободомыслие. Художники стремятся к
образам болееживым и динамичным, чем прежде. Возникает интерес к
драматическим сюжетам.Пробуждается интерес к внутреннему миру
человека. Художественные исканиямастеров 14 века объясняют, почему
Новгород мог стать местом деятельности одного из самых
мятежныххудожников средневековья- византийца Феофана
Грека.
Работа в Новгороде.
Феофанпопал в Новгород, очевидно, в 70-е годы 14 века. До этого он
работал вКонстантинополе. В 1378 году Феофан исполнил свою первую
работу в Новгороде:расписал фресками церковь Спаса- Преображения.
Персонажи у Феофана не тольковнешне не похожи друг на друга,- они
живут, проявляют себя по-разному. Каждыйперсонаж Феофана —
незабываемый человеческий образ, через движения, позу, жестхудожник
умеет сделать зримым «внутреннего человека». Феофан мыслит
фигуру трехмерно, пластически. Он отчетливопредставляет себе, как
располагается тело в пространстве, поэтому, несмотря наусловный
фон, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем.
Большоезначение фон придавал передаче в живописи объема. Его способ
моделировкиэффектен, хотя на первый взгляд кажется эскизным и даже
небрежным. Основной тонлица и одежды Феофан кладет широкими,
свободными мазками. Поверх основного тонав отдельных местах – над
бровями, на переносице, под глазами — резкими, меткими
ударами кисти оннаноси светлые блики и пробела. С помощью бликов
художник не только передает объем,но и добивается впечатления
выпуклости формы, чего не достигали мастера болеераннего времени.
Озаренные вспышками бликов фигуры святых у Феофана
приобретаютособую трепетность, подвижность.
ВНовгородской летописи упоминается первая работа Феофана Грека
роспись Спаса-на-Ильинке и это единственная работа, сохранившаясядо
наших дней и имеющая документальное подтверждение.
Фрескицеркви сохранились фрагментарно, поэтому восстановить систему
ее росписи можнотолько частично. В куполе храма изображена фигура
Христа Вседержителя,окруженная архангелами и серафимами. Предел
расписан изображениями святых,композициями «Богоматерь
Знамение сархангелом Гавриилом», «Поклонение жертве», «Троица».
Манера Феофана ярко индивидуальна,отличается экспрессивностью,
темпераментом, свободой и разнообразием в выбореприемов. Форма
подчеркнуто живо написана, лишена детализации, строится спомощью
сочных и свободных мазков. Приглушенный общий тон росписи
контрастируетс яркими белильными высветлениями, подобно вспышкам
молний освещающими суровые,одухотворенные лики святых. Контуры
очерчены мощными динамичными линиями.Складки одежд лишены детальной
моделировки, ложась широко и жестко, под резкимиуглами. Палитра
мастера скупа и сдержанна, в ней преобладают
оранжево-коричневый,серебристо голубой, соответствующие
напряженному духовному состоянию образов.
«ЖивописьФеофана- это философская концепция в красках, притом
концепция достаточносуровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть
ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в
результате которой оноказался почти безнадежно удаленным от него и
может только со страхом и ужасоможидать прихода своего
бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которогос крайней
суровостью на грешное человечество из-под купола
новгородскогохрама»,- пишет исследователь русского средневекового
искусства В.В. Бычков.
ФеофанГрек создает мир, полный драматизма, напряжения духа. Его
святые суровые,отстраненные от всего вокруг, углубившиеся
в созерцание безмолвия — единственного пути к спасению.
После1378г. Феофан, по-видимому, работал в Нижнем Новгороде, но его
росписи этогопериода до нас не дошли.
Работы Феофана Грека вМоскве.
Приблизительнос 1390г. Феофан находился в Москве и недолго в
Коломне, где мог расписыватьУспенский собор, позже полностью
перестроенный. Здесь же, в соборе, находиласьи знаменитая в
последствии святыня – икона «Богоматерь Донская» (на ее
обороте«Успение»), позже перенесенная в Благовещенский собор
Московского Кремля. Ееисполнение некоторые исследователи связывают
с творчеством Феофана Грека.
Мастервыполнил несколько росписей в Московском Кремле: в церкви
Рождества Богородицыс приделом Святого Лазаря (1395), где Феофан
работал вместе с Симоном Черным, в Архангельском(1399) и
Благовещенском(1405) соборах.
Последний он расписывал вместе с
Андреем Рублевым и Прохором с Городца. В Кремле Феофан принимал
участие в росписяхказнохранилища князя Владимира Андреевича и терем
Василия 1. Ни одна из этихработ не сохранилась. Не исключено, что
Феофан Грек участвовал в создании икон деисусного чина,
находящегося в настоящее время вБлаговещенском соборе. Однако, как
доказано последними исследованиями, этотиконостас не является
первоначальным, относящимся к 1405г., и деисусный чин мог быть
перенесен сюда лишь послеопустошительного пожара в Кремле,
случившегося в 1547г. В любом случаеиконы»Спас в силах»,
«Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Апостол Петр»,
«АпостолПавел»,»Василий Великий», «Иоанн Златоуст» обнаруживают
такие черты стиля итакое высокое техническое мастерство, которые
позволяют предполагать здесьработу великого мастера.
МанераГрека в иконописи (если согласиться с тем, что иконы
деисусного чина Благовещенскогособора Московского Кремля написаны
Феофаном ) значительно отличается отфресковой. Это может быть
объяснено спецификой иконописи. Образы деисусногочина
внушительны и монументальны. Почти двух метровые фигуры,
исполненныевнутренней значительности и самоуглубленности,
составляют единую композицию,подчиненную одному замыслу – воплотить
благодарственную молитву святых Спасу,творцу и владыке небесных
сил, и ходатайство их за род человеческий в деньСтрашного Суда.
Подобнаяпрограмма деисусного чина со «Спасом в силах»впоследствии
получила распространение в русских иконостасах, но здесь
онапроявляется впервые.
В отличие от фресковой росписи образы икон нестоль
экспрессивны внешне. Их драматизм и скорбь словно ушли вглубь,
выявляясьв мягком свечении ликов, в приглушенных цветах одежд.
Каждый лик по типу и выражениюэмоционального состояния ярко
индивидуален, почти портретен. Контуры фигурболее спокойны, в их
рисунке яснее видна классическая традиция, уходящая истоками
в античность. Иконынаписаны виртуозно, с использованием сложных и
разнообразных техническихприемов, которые под силу лишь выдающемуся
мастеру.
В« Успении» Феофана апостолы не похожи настрогих греческих
мужей. Они сгрудилисьу погребального ложа Марии без всякого
порядка. Не совместная просветленнаяскорбь, а личное чувство
каждого – смятение, удивление, отчаяние,
горестноеразмышление о смерти – читается на простых лицах.
Многие словно бы не в состоянии смотреть немертвую Марию. Резкое
звучание красок «Успения» как бы раскрывает крайнююстепень
душевного напряжения, в котором пребывают апостолы.
Вывод.
ФеофанГрек прожил на Руси около 30 лет. Более всего он работал в
Москве, однако, различие его Московских иНовгородских работ
разительное. В начале своего творческого пути художник былполон
творческих сил, эмоций, темперамента, что мы и замечаем в его
раннихработах. Мазки были смелыми, жесткими, экспрессивными. В
поздних же работахможно заметить изменение приоритетов, как в
философии, так и в живописи. ВМосковских работах акцент идет больше
на одухотворенность, на мысль у персонажей.Краски используются
более приглушенные. Силуэты более мягкие.
Ноесть все — таки фундаментальные черты творчества великого
художника,определяющие его талант. Все изображения святых у
него строго индивидуальны. У каждого персонажа икон и фресок
Феофанасвой характер, свои эмоции, свое неповторимое лицо.
ФеофанГрек – один из немногих византийских мастеров, чье имя
осталось в истории,возможно, благодаря, тому что, находясь в
расцвете сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси,
гдеумели ценить индивидуальность живописца. Ему то и было суждено
сыграть решающуюроль в пробуждении русского художественного
ремесла.
Список литературы.
1. Вздорнов Г.И. Феофан Грек.
Творческоенаследие.М.,1983.
2. ГумилевЛ.Н. От Руси до России.
ОчеркиЭтнической истории.СПб.,2002
3. ЛазаревВ.Н. Феофан Грек и его школа.М.,1961
4. ЛазаревВ.Н. Этюды о Феофане Греке. –
Византийский временник, том 7.М.,1953.
5. ЛазаревВ.Н. Русская иконопись от истоков
до начала 16 века.М.,1983
МГТУим. А.Н. Косыгина
Реферат
по историирусского искусства
на тему:
«ФеофанГрек в Новгороде и в Москве».
Выполнила:
Малинова М.А.гр.22-05
Москва 2006
Феофан Грек в Новгороде и в Москве
160
0
5 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!