Фил. Рел. Классического марксизма.
158
0
3 минуты
Темы:
Выведение религиозных форм из отношений реальной жизниК анализу
религии Маркс и Энгельс применили принципы материалистического
понимания истории Если Фейербах все сверхъестественное сводил к
человеку, то они выдвинули и осуществляли программу выведения
религиозных форм из соответствующих отношений реальной жизни.
Выведение представляет собой конкретизацию принципов
материалистического понимания истории применительно к анализу
религии и предполагает раскрытие отношения человека к природе, а
вместе с тем общественных условий его жизни и проистекающих из них
духовных представлений. Маркс замечает, что всякая история религии,
абстрагирующаяся от этого материального базиса, некритична. . У
религии нет истории, оторванной от всемирной истории, она не может
быть понята лишь из самой себя, как некое независящее от
общественных отношений и оторванное от них царство. Она не является
причиной самой себя, ее следует объяснить из эмпирических условий,
показать, каким образом определенные отношения промышленности и
общения необходимо связаны с определенной формой общества,
государства, а стало быть, с определенной формой религиозного
сознания Например, обожествление природы на . ранних стадиях
развития общества вызывается «формой общества», коренится в том,
что ограниченное отношение людей к природе обусловливает их
ограниченное отношение друг к другу, а их ограниченное отношение
друг к другу – их ограниченное отношение к природе. С разделением
труда, появлением частной собственности, образованием классов и т.
д. возникает противоречие классовых интересов, противоречие между
интересом отдельного индивида или отдельной семьи и общим интересом
всех индивидов, находящихся в общении друг с другом. Этот общий
интерес существует не только в представлении, как «всеобщее», но
прежде всего в самой действительности в качестве взаимной
зависимости индивидов. В стихийно сложившемся обществе существует
разрыв между частным и общим интересом, разделение деятельности
совершается не добровольно, а стихийно, собственная деятельность
человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой,
которая угнетает его. Социальная, собственная объединенная сила
индивидов предстает как вне их стоящая власть, о происхождении и
тенденциях которой они ничего не знают. Характеристика
религииРазличные характеристики, которые Маркс и Энгельс давали
религии, вытекали из их общих воззрений. По мнению Маркса, «религия
есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не
обрел себя, или уже снова себя потерял. Но человек – не абстрактное
где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека,
государство, общество. Это государство, это общество порождают
религию, превратное мировоззрение, ибо сами они – превратный мир».
Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду; в
своей действительности она есть совокупность (ансамбль) всех
общественных отношений. Человек всегда принадлежит к определенной
общественной форме, и потому религиозное чувство есть общественный
продукт.
Религия претворяет в фантастическую действительность
человеческую сущность, потому что человеческая сущность не обладает
истинной действительностью. Выражая превратность мира, религия в то
же время отрицает, иллюзорно «преодолевает» ее. Она есть общая
теория этого мира и одновременно его энтузиазм, духовная услада,
моральная санкция, торжественное восполнение, всеобщее основание
для утешения и оправдания. Религиозное убожество есть в одно и то
же время выражение действительного убожества и протест против этого
действительного убожества; религия – это вздох угнетенной твари,
сердце бессердечного мира, дух бездушных порядков, опиум народа.
Приведенные метафорические выражения, как и всякая метафора,
неоднозначны, полисемантичны, содержат широкий спектр мыслей.
Энгельс дает следующую характеристику религии: «. . . всякая
религия является не чем иным, как фантастическим отражением в
головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их
повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают
форму неземных» В начале истории это, прежде всего, силы природы,
которые в ходе дальнейшей эволюции у разных народов проходят через
самые разнообразные и пестрые олицетворения. По мнению Энгельса,
религия имеет «предысторическое содержание», находимое и
перенимаемое историческим периодом. Первобытные представления о
природе, о существе самого человека, о духах, волшебных силах имеют
по большей части экономическую основу лишь в отрицательном смысле.
Низкое экономическое развитие предысторического периода имеет в
качестве дополнения, а порой в качестве условия и даже в качестве
причины ложные представления о природе Впоследствии, наряду с
силами природы, вступают в действие также и общественные силы,
которые противостоят людям столь же чуждо и первоначально также
необъяснимо господствуют над ними с такой же кажущейся естественной
необходимостью, как и силы природы. Фантастические образы, в
которых первоначально отражались только таинственные силы природы,
приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся
представителями исторических сил: образы богов получают
двойственный характер. Постепенно вся совокупность природных и
общественных атрибутов множества богов переносится на одного
всемогущего Бога, который является лишь отражением абстрактного
человека. Возникает монотеизм – ко всему приспособляющаяся форма
религииМаркс и Энгельс высказали гипотезу о том, что религиозное
отражение действительного мира в будущем может исчезнуть. Это
произойдет лишь тогда, когда отношения практической повседневной
жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их
между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса,
т. е. материального процесса производства, сбросит с себя
мистическое туманное покрывало, лишь тогда, когда станет продуктом
свободного общественного союза людей и будет находиться под их
сознательным планомерным контролем. «Но для этого, – пишет Маркс, –
необходима материальная основа общества или ряд определенных
материальных условий существования, которые представляют собой
естественно выросший продукт долгого и мучительного процесса
развития».
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!