Философия религии д.юма.
176
0
3 минуты
Темы:
В "Естественной истории религии" Юм показывал укоренность
религиозных представлений в особенностях "природы человека". Он
считал, что монотеизм не был ранней религией человечества. Заботы о
житейских делах, надежды и страхи, а отнюдь не простое и
незаинтересованное созерцание природы явились, согласно Юму,
источником религиозных представлений. Положительно относился он и к
известной гипотезе, что прототипом богов древних религий были
реальные люди, ставшие благодаря своим особым достоинствам
предметом восхищения народа. Критическая аргументация Юма была
призвана показать не невозможность чудес как таковых, а
невозможность разумной веры в чудеса, представляющие собой
нарушения законов природы. Свою позицию он, как и деисты, называл
"естественной религией", в основе которой лежит допущение
непознаваемой высшей причины. "Естественная религия" Д. Юма. Уже в
юности Юма интересовала проблема доказательств бытия Бога. Наиболее
значимы следующие сочинения Юма: "Естественная история религии",
эссе "О бессмертии души", "О самоубийстве", "О суеверии и
исступлении" и глава Х "О чудесах" в "Исследовании о человеческом
познании". Эти сочинения вызвали негодование и злобу клириков. Юм
пытался дать свой ответ на вопрос - каким образом возникла религия?
Вера в бога или в богов не является "религиозной потребностью. Он
считал, религия возникла закономерно. По мнению Юма стремление к
полному удовлетворению потребностей, желание достичь полноты
счастья, свойственно человеческой природе. ". . . Первоначальные
религиозные представления у всех народов. . . были вызваны не
созерцанием творений природы, но заботами о житейских делах, а
также теми непрестанными надеждами и страхами, которые побуждают к
действию ум человека. . . » Неведомые причины повседневных событий,
нарушающие естественный ход вещей, наделяются антропоморфными
качествами и становятся предметом поклонения и страха. Обращение к
воображаемым средствам достижения счастья возбуждает у людей
приятные надежды, которые уже сами по себе влекут за собой
состояние не менее иллюзорной удовлетворенности. В рамках действия
этого психологического механизма складывается практика постоянных
просьб и молений людей, адресованных к силам природы.
Так возникают
фетишизм, а впоследствии - политеизм, который позднее сменяется
религией монотеизма. Религии обычно привлекают людей не сами по
себе, а как обещание вечной жизни, и бытие Бога нередко
рассматривается в качестве залога бессмертия человеческой души. Юм
посвятил этой теме специальное эссе. Причина религиозных чувств - в
определенном психическом состоянии людей (чаще в чувстве
неудовлетворенности). В отличие от животных, только люди способны
находить нереальные заменители предметов своих стремлений и
страстей. По мнению Юма люди сами повинны в том, что погрязли в
суевериях, но это произошло с ними отнюдь не случайно. Юм не
отрицает целесообразность мира, но оспаривает космологическое и
онтологическое доказательства бытия Бога. Критическое отношение Юма
к религии было очень сильным и устойчивым. Но религия, по его
мнению, не только бесполезна для людей, она и вредна для них. Она
всегда шла рука об руку с невежеством и мракобесием, с невзгодами и
неурядицами в жизни людей. Юм видел всю поднаготную деятельности
служителей церкви и срывал с них маски. Придумав религию, люди
обрели вредную веру в чудесную, сверхъестественную беспричинность,
вместо полезной для них веры в естественные причинные связи.
Следовательно, если люди освободятся от религиозного фанатизма, то
сотворят тем самым благо для себя и своих потомков. К освобождению
от суеверий и религиозного самообмана ради блага себя и потомков
призывал Юм. Юм приходит к выводу, что всякое "богословие, в
особенности схоластическое, имеет своего рода склонность к
нелепостям и противоречиям", а "величайшие преступления оказывались
во многих случаях совместимыми с суеверным благочестием и
набожностью" [Но] отыщите народ, у которого совершенно нет религии,
- удивляется он, - если вы вообще найдете таковой, будьте уверены,
что он стоит лишь на несколько ступеней выше животных- это его
противоречие. Одна за другой отвергаются Юмом все известные в то
время попытки доказательства бытия бога. Получилось так, что Юм сам
стал восстанавливать то, что до этого столь рьяно и успешно
разрушал. Он санкционирует абстрактную полудеистическую
"естественную религию", которая соединяет в себе минимум из всего
того, что выявляется как общее для различных религиозно-философских
решений проблемы бытия и для разных предикатов, приписываемых
божественному существу.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!