Философия религии гегеля.
171
0
3 минуты
Темы:
Народная религия и христианство" Гегель выступил критиком
христианской религии, и со временем эта критичность только
усилилась, особенно — по отношению к современным для него формам
христианства. Гегель критиковал историческое христианство с
социальной точки зрения,считая, что оно было опорой власти для
угнетения народа. При всей критичности позиция Гегеля не была
антирелигиозной. Гегель считал религию "одной из самых важных дел
нашей жизни". Во-первых, Гегель воспринял концепцию Канта, но понял
ее по-своему, считая, что религия поднимает мораль на новую высоту.
Во-вторых, Гегель опирался на идеи французской просветителей. Как
Монтескье, Руссо и др., Гегель считал, что обществу нужна религия,
но лишенная теологической догматики и фанатизма, освящающая
социальные добродетели людей. Идеал "народной религии" Гегель видел
в язычестве древних греков. Гегель по сути мечтал о
социально-религиозной революции, связывая религиозное сознание с
общественным бытием. В работе "Дух христианства и его судьба"
Гегель размышлял об отношении религии к социальным противоречиям.
По его мнению, христианский принцип любви не стал средством для
преодоления противоречий, потому что Евангельская идея всеобщей
любви замкнулась внутри религиозных общин. Идея христианской любви
оказалась нереализованной в жизни, а это привело к тому, что
основным свойством христианской религии, характерным для всех форм
христианства, стало положение "божественное всегда должно быть
только в сознании, но не в жизни". Размышляя о том, что религия не
решает социальных противоречий, Гегель пришел к выводу о
необходимости создать синтез мышления и бытия. Для этого, по мнению
Гегеля, надо преобразовать понятия из рассудочных в разумные.
Задачей философского мышления Гегель провозгласил "выявлять во всем
конечном бесконечность и требовать усовершенствования конечного
посредством разума". Таким образом, наиболее адекватным выражением
истины Гегель признал не религию, а философско-понятийное мышление.
Во "Фрагменте системы" в 1800 г. он заявил, что религия возвышает
человека "от конечной жизни к бесконечной", но познание
бесконечности во всем конечном есть исключительная прерогатива
философского мышления. Бог — это абсолютная идея, дух,
рассматриваемые как единство понятия и реальности. Бог представляет
собой абсолютно истинное, из которого все исходит и к которому все
возвращается, от которого все зависит и вне которого ничто не имеет
подлинной самостоятельности. Он есть в себе и для себя всеобщее,
всеохватывающее, всесодержащее и придающее всему устойчивость. Бог
как всеобщее есть единый и не противопоставлен многим богам: он
есть единое и единственное, Бог.
Единое и единственное предстает
далее как триединое: Бог делает себя предметом для себя, но в этом
саморазличении он остается тождественным самому себе. Религия как
таковая начинается с появлением конечного духа, субъективного
человеческого сознания. Тогда уже Бог как дух существует для духа,
Бог становится предметом сознания: “это отношение духа к духу лежит
в основе религии”. В основе религии, полагал философ, лежит
существенное отношение конечного и бесконечного. религия— результат
Божественного воздействия на человека и деятельность Бога в
человеке. Позитивная религия (христианство) дана в Откровении
внешним для индивида образом, религиозная вера опосредована
Откровением. Но вера в то же время является внутренней: знание о
Боге непосредственно, хотя он дано в Откровении. Дух
свидетельствует о духе, и это свидетельство есть собственная
внутренняя природа духа. Поэтому религия не является механическим
привнесением, воздействием извне, он находится в самом человеке,
его разуме, его свободе. Далее Гегель анализировал формы
религиозного сознания, истолковывая их как формы религиозного
отношения, проявляющиеся в области конечного духа. Философ выделял
субъективную( сознание Бога, вера и уверенность в его бытии )и
объективную (содержание, которое выступает в формах созерцания,
представления, мышления.) стороны этих форм . Первой и наиболее
простой формой субъективного обоснования веры Гегель считал чувство
в нем непосредственно дан предмет, и, значит, оно свидетельствует,
что в бытии моего “Я” содержится и бытие предмета, “чувство
чувствует”. Постольку религиозное чувство не только субъективно,
ему свойственен переход к рефлексии. Гегель интеллектуализировал
религиозное чувство (как и иные формы сознания). Созерцание —
отлично от чувства тем, что в созерцании истина выступает в своей
объективности, однако остается в чувственной непосредственной
самостоятельности, В созерцании предмет и самосознание распались,
но субъект нуждается в чувственно созерцаемом предмете.
Представление — более высокая ступень религиозного отношения. В
религии, возведенной в форму представления, Содержание постигается
уже не непосредственно в чувственном созерцании в форме образов, а
опосредованно, путём абстракции; чувственное, образное возводится
до всеобщего. Следующая ступень религиозного отношения постижение
истины в форме мышления, в понятиях, посредством рассудка и разума.
Рассудок мыслит по принципу абстрактного “или - или”, полагает, что
противоречивые определения не могут принадлежать единому. Разум в
отличие от рассудка имеет две стороны; диалектическую, или
отрицательно-разумную, и спекулятивную, или положительно-разумную.
В спекулятивном разуме Гегель усматривал единственную почву, где
религия может быть “у себя”. Анализ понятия религии Гегель завершал
рассмотрением культа: деятельность, практическая сторона
представляет собой культ. . В культе через веру реализуется
абсолютная божественная связь.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!