Философия религии фейербаха.
168
0
3 минуты
Темы:
Согласно логике Фейербаха, например, христианская формула «Бог есть
любовь» должна быть сведена к любви. Если поменять местами субъект
и предикат, получаем суждение «любовь есть Бог». Такую же операцию
можно проделать и с суждением по поводу других качеств БогаФейербах
анализировал религию в ряде своих произведений: “Предварительные
тезисы к реформе философии”, “Основные положения философии
будущего”, “Необходимость реформы философии”, “Сущность
христианства”, “Лекции о сущности религии” и др. Обозревая путь
своего духовного развития, Фейербах писал, что его Первой мыслью
был “Бог”, второй — “разум”, третьей и последней — “человек”.
Сначала считал Гегеля своим учителем. Однако затем Фейербах подверг
философскую систему Гегеля принципиальному переосмыслению. Он
провел “реформу” философии и сформулировал основные положения
“новой философии”, “философии будущего”. Вместо абсолютного
идеализма он предложил в качестве подлинной философии натурализм в
единстве с антропологизмом. Это “откровенно чувственная философия”,
ее объективно обоснованным началом и одновременно “каноном”
является природа. Поскольку человек — часть природы, Фейербах
рассматривал его как “единственный, универсальный и высший предмет
философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и
физиологию, в универсальную науку”. Новая философия опирается на
разум, но сущность его сводится к человеческой сущности: человек
есть мера разума. Поэтому познавательным принципом, субъектом новой
философии является не “Я”, не абсолютный дух, не разум в
абстрактном смысле, но действительное и цельное человеческое
существо Согласно принципам новой философии мышление исходит из
бытия. Предмет дается не посредством мышления, а благодаря
чувствам, бессознательно мысль предполагает истинность реальности,
чувственности, от мысли не зависимой. Фейербах утверждал: “Понятие
объекта в непосредственном смысле есть. . . понятие чужого Я.
Только в ощущении, только в любви это лицо, эта вещь обладает
абсолютной ценностью, в ощущении конечное оказывается бесконечным,
в любви, а не в абстрактном мышлении заключена тайна бытия. любовь
есть подлинное онтологическое доказательство наличности предмета
вне нашей головы. Отличительными признаками истинно человеческого в
человеке Фейербах считал разум, волю и чувства (сердце):. Разум
(воображение, фантазия, представление, мнение), воля и любовь не
являются его непосредственным достоянием и продуктом, это —
оживотворяющие, определяющие господствующие, абсолютное силы,
которым человек не может противостоять, они им владеют и поглощают
его. По его мнению, искусство, религия, философия и наука суть
проявление или развитие человеческой сущности. Предметом и
содержанием религии считается человек, его непосредственная
сущность. Религия выражает существенное отличие человека от
животного: у животных нет религии. Религия есть сознание человеком
себя в своей живой цельности, в которой единство самосознания
существует только как завершившееся единство “Я” и “Ты”.
В религии,
считал Фейербах, имеется сознание бесконечного, человек осознает
свою не конечную, а бесконечную сущность. Чувственный объект
находится вне человека религиозный — внутри него, поэтому познание
Бога — самопознание человека. Бог есть откровение внутренней сути
человека, выражение его “Я”, а религия - торжественное раскрытие
тайных сокровищ человека, признание его сокровенных помыслов,
открытое исповедание его тайн любви. В религии содержится
внутреннее противоречие: религия есть первое и к тому же косвенное
самосознание человека: прежде чем искать свою сущность в себе, он
полагает ее вне себя, свою собственную сущность он объективирует в
качестве другой. Поскольку, с точки зрения Фейербаха, сущность
человека обрадуют разум, воля и чувства, постольку и сущность
религии составляют эти свойства, но предстающие в качестве
объективированных. Человек не может допустить, представлять,
мыслить другую духовную сущность, другой разум, кроме того, который
светится и проявляется в нем. Он может только вынести разум,
пределы своей индивидуальности. Религиозные чувства не отличаются
от тех, которые человек испытывает вне и без религии. Настроения и
чувства, связанные религиозным предметом он, человек, переживает и
по отношению к нерелигиозным предметам. Фейербах полагал, что,
поскольку подлинным предметом и содержанием религии является
человек, антропология, религиозные определения Бога выражают и
объективируют истинную человеческую сущность. Важным моментом
фейербаховской концепции религии являлся поиск ее “основы”,
“корня”, “источника”, “фона”. Исходный принцип формулировался так:
“Основу религии составляет чувство зависимости человека”; самым
ярким выражением чувства зависимости является страх. Вначале
предметом этого чувства была природа с ее изменчивостью,
непостоянством, драматическими событиями: она — первый, изначальный
объект религии. Религии, в которых поклоняются явлениям природы,
Фейербах называл естественными. Главный предмет религии —
случайность, ибо она является чем-то непреднамеренным и
непроизвольным, независимым от человеческого знания и воли, но в то
же время таким, от чего зависит судьба человека. От естественной
религии Фейербах отличал религию духовно-человеческую: в ней
предметом является дух, духовное существо, иной оказывается и
основа. По мнению философа, в ходе истории человек возвышается над
природой, его Бог оказывается “сверхъестественным существом”, и
тогда объектом чувства зависимости выступают и общественные силы.
Из чисто физического существа человек становится существом
политическим. Как и в природе, в обществе действует случай.
Основание религии Фейербах связывал с потребностями, желаниями,
эгоизмом человека. Религия есть не только дело воображения,
фантазии, не только дело чувства, но также и желания, стремления
человека устранять неприятные чувства и создавать себе приятные.
Стремление к счастью, любовь к себе, т. е. человеческий эгоизм,
Фейербах называл “первоосновой”, “последним основанием” религии и в
то же время ее целью. Периоды человечества, развивал свою мысль
философ, отличаются один от другого лишь переменами в религии.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!