Ставя перед собой ту же задачу, которую пытался разрешить и Ф.Бэкон — найти прочную основу научного познания, выработать его метод — Рене Декарт строит дедуктивную модель науки. Как и у Бэкона методология Декарта носила антисхоластическую аправленность. Эта направленность проявлялась, прежде всего, в стремлении к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не явлились бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин. Другой важной чертой декартовской методологии, также сближающей ее с бэконовской, являэтся критика схоластической силлогистики. Поэтому оба они стремились к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания. Однако путь, разработанный Декартом, весьма отличался от пути, предложенного Бэконом: бэконовская методология была эмпирической, опытно-индивидуальной, метод же Декарта можно назвать рационалистическим. Декарт отдавать должное опытно-экспериментальным исследованиям в естественных науках, но научные открытия, по мнению Декарта, совершаются не вследствие опытов, сколь искусными бы они не были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты. Преимущественная ориентация на деятельность человеческого ума в процессе познания и делает методологию Декарта рационалистической. Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Рационалистический метод Декарта и представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика.
Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям:
1) в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания, по Декарту, должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, — это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. Декарт подверг сомнению истинность всех знаний, которыми располагало человечество. Провозгласив сомнения в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт хотел помочь человечеству избавиться от всех предрассудков, принятых на веру, и таким образом расчистить путь для подлинного научного знания. Следует отметить, что принцип сомнения применялся в философии и до Декарта в античном скептицизме, в учении Августина и др. Следовательно, в этих вопросах Декарт не оригинален и находится в русле философской традиции. За пределы этой традиции его выводит крайне рационалистическое положение, что только мышление обладает абсолютной и непосредственной достоверностью.
2) разум должен из интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция — это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.
Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода.
1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.
2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.
3. В вопросе также должно содержаться нечто известное.
Таким образом, дедукция — это определение неизвестного через ранее познанное и известное.
Исходные основания учения Декарта о методе научного познания дают ему возможность сформулировать универсальные правила для руководства ума в его поисках нового знания:
Первое — тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе — делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить постепенно до познания наиболее сложных.
И последнее — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Рационалистические мотивы в учении Декарта переплетаются с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом в силу особого расположения — благодати. Согласно Декарту, источником заблуждений не может быть разум сам по себе. Заблуждения есть продукт злоупотребления человеком присущей ему свободной воли. Однако Декарт верит в неограниченные возможности человеческого разума в деле познания всей окружающей его действительности.
23. Специфика познавательной модели Просвещения. Философия и наука XVIII века об основах познавательной деятельности человека.
Эпохой просвещения, как правило, считается XVIII век. Знаменитыми просветителями были французские философы Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк, Ламетри, Дидро, Гольбах и другие. Каждый из них написал немалое количество сочинений и изложил свои воззрения по различным философским вопросам.
Для всех просветителей была характерна секуляризация мышления, и каждый так или иначе выступал с критикой теистической христианской религии как мировоззрения. Большинство из них разделяли точку зрения деизма, в котором Богу отводится всего лишь роль первотолчка, исходной причины мироздания (Он создал мир, но после этого Его нигде, никак и никогда нет). Деизму понятие о Боге требуется только для объяснения происхождения мира и больше ни для чего. Некоторые просветители разделяли атеистические воззрения. Атеизм – это отрицание существования Бога. В любом случае для всех философов Просвещения центральной реальностью и главным объектом изучения был физический мир, или природа, которую, как они считали, можно понять и объяснить из нее самой, то есть найти естественные причины всего существующего и происходящего и не прибегать к понятиям о потустороннем, таинственном и неведомом. Эта характерная черта их мировоззрения называется натурализмом.
Век Просвещения связан с освоением научного наследия Ньютона. Классическая наука основывалась на исходных представлениях Ньютона о механической картине мира, в которой мир понимался как механизм, действующий по законам физики. Механические представления распространялись на понимание биологических, химических и даже социально-экономических процессов. Механицизм в это время стал синонимом научности. Способность человека к познанию мира тоже получала механистические объяснения. Так, французский ученый, философ XVIII века Д. Дидро утверждал, что вся материя обладает ощущениями. Он наметил теорию психических функций. По этой теории в способах общения животных и людей нет ничего, кроме действий и звуков. Животное - инструмент, обладающий способностью ощущения и памятью. Наши чувства - «клавиши», по которым ударяет окружающая нас природа. По мнению Дидро, умозаключения выводим не мы: все они выведены природой, мы только регистрируем известные нам из опыта явления, между которыми существует связь. Ощущения понимаются как зеркально точные копии предметов. В сознании человека нет ничего, что не было бы дано нам в ощущениях. Условие возникновения всякого знания - возбуждение души, ощущение извне. Методами познания Дидро признавал эксперимент и наблюдение. В познании разум опирается на чувства и опыт. Только на этой основе может быть достигнута достоверность знания.
Механистические представления о разуме и познавательной деятельности опроверг немецкий ученый и философ И. Кант. Кант сделал акцент на активности человеческого сознания. Человек обладает внутренним миром - это сфера духа. Именно в своем духовном мире человек способен к свободе, самоопределению, тогда как в мире природы законы, открытые наукой, действуют с железной необходимостью, не зависящей от человека.
Обоснованию изучения сущности научных истин посвящена работа И. Канта «Критика чистого разума» (1781). Это уяснение возможностей познавательных способностей человека. Чистый разум - это способность к теоретическому, то есть научному мышлению, этим он отличен от практического разума - способности строить отношения с другими людьми.
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится связь между двумя понятиями - субъектом (мыслью о каком-то предмете) и предикатом (мыслью об известной части содержания предмета) суждения. Существуют суждения, в которых связь между субъектом и предикатом нельзя получить из простого анализа понятия субъекта. Такие суждения Кант называет синтетическими. В некоторых случаях синтетические суждения не основываются на опыте - это априорные суждения, именно им Кант приписывает первостепенное значение в знании.
Априорное знание - это математика, теоретическое естествознание и философия. Эти знания не выводятся из опыта, а существуют как идеи, понятия разума. Законы познания принадлежат не самой природе, а нашему разуму. Наш ум находит и может найти в природе только то, что он сам вкладывает в нее до опыта и независимо от опыта. Природа как предмет познания строится сознанием человека. Вывод Канта о том, что сознание само строит предмет науки - это субъективный идеализм. Агностицизм Канта состоит в утверждении, что возможно познание явлений, но не сущностей. С теорией Канта нельзя согласиться в целом, но его заслуга в том, что он подходит к человеку как активному, творческому существу, сознание которого действует совсем не по законам механики.