(литература для самостоятельного прочтения)
1. Августин Аврелий. Исповедь. – М. : Республика, 1992. – 335С.
2. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 1. – М. : Мысль, 1975. – 550с.
3. Беркли Д. Сочинения: Трактат о началах человеческого знания. Три разговора между Гиласом и Филонусом. – М. : Мысль, 1978. – 556с.
4. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М. : Мысль, 1990. – 177с.
5. Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. – М. : Республика, 1995. – 375с.
6. Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М. : ИМА-ПРЕСС, 1990. – 286с.
7. Библер В.С. Цивилизация и культура. – М. : РГГУ, 1993. – 48с.
8. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. – М. : Прогресс, 1990. – С. 707–735.
9. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М. : Наука, 1988. – 522с.
10. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М. : Юрист, 1995. – 687с.
11. Витгенштейн Л. Философские работы. – М. : Политиздат, 1994. – 623с.
12. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М. : Искусство, 1991. – 368с.
13. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М. : Прогресс, 1988. – 704с.
14. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. – М. : Мысль, 1974 – 1977.
15. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. – М. : Наука, 1989. – 400с.
16. Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М. : Наука, 1989. – № 22. – С. 176–257.
17. Гоббс Т. Левиафан. М. : Мысль, 2001. – 478с.
18. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. – 496с.
19. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. – М. : Харвест, АСТ, 2000г. – 752 с.
20. Деррида Ж. О грамматологии. – М. : Ad Marginem, 2000. – 512с.
21. Деррида Ж. Письмо и различие. – СПб. : Академический проект, 2000. – 432с.
22. Декарт Р. Рассуждения о методе // Соч. В 2-х т. – М. : Мысль, 1989. Т.1.
23. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв. – М. : Дом интеллектуальной книги, 1987. – С. 270–730.
24. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – М. : Политиздат, 1990. – 419с.
25. Камю А. Творчество и свобода. – М. : Радуга, 1990. – 608с.
26. Кант И. Критика практического разума. – М. : Наука, 2007. – 530с.
27. Кант И. Критика чистого разума. – М. : Мысль, 1994. – 574с.
28. Конфуций. Изречения. – М. : Изд-во МГУ, 1992.
29. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – 162с.
30. Кун Т. Структура научных революций. – М. : ООО АСТ, 2001. – 608с.
31. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М. : Наука, 1985. – 536с.
32. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч., Т.18. – М. : Политиздат, 1968.
33. Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна. – СПб. : Алетейя, 1998. – 160с.
34. Лоренц К. Агрессия /так называемое зло/. – СПб. : Амфора, 2001. – 347с.
35. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М. : Республика, 1998. – 393с.
36. Маритен Ж. Философ в мире. – М. : Высшая школа, 1994. – 134с.
37. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. – М. : Политиздат, 1955.
38. Маркузе Г. Одномерный человек. – М. : REFL-book, 1994. – 367с.
39. Монтень М. Опыты. – М. : ОлмаМедиаГрупп, 2011. – 304с.
40. Ницше Ф. Антихрист СПб. : Лениздат, 2014. – 224с.
41. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. – М. : Культурная революция, 2005. – 873с.
42. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. – М. : Азбука, 2015. – 544с.
43. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М. : Наука, 1991. – 408с.
44. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. Избранные работы. – М. : Прогресс, 1983. – 606с.
45. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. – М. : Эдиториал УРСС, 2002. – 384 с.
46. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: – Т. 2.: Время лжепророков: Маркс, Гегель и другие оракулы. – М. : Феникс, Международный фонд Культурная инициатива. – 528с.
47. Платон. Диалоги. – Харьков : Фолио, 1999. – 383с.
48. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. – Киев : Ника-Центр, 2001. – 383с.
49. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М. : КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2002. – 624 с.
50. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. – СПб. : Азбука, 2001. – 416с.
51. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права // Трактаты. – М. : Наука, 1969.
52. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. – М. : Республика, 2004. – 639с.
53. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М. : Политиздат, 1990. С. 319 – 344.
54. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М. : Политиздат, 1992. – 544с.
55. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М. : Наука, 1987. – 384с.
56. Тойнби А.Дж. Цивилизации перед судом истории. – М. : ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. – 318с.
57. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М. : Айрис-Пресс, 2002. – 640с.
58. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М. : Прогресс, 1986. – 542с.
59. Фейербах Л. Сущность христиантсва // Соч. в 2-х т. – М. : Наука, 1995. Т. 2. – 424с.
60. Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества. – М. : Республика, 1992. – 512с.
61. Фрейд З. Психология бессознательного. – М. : Просвещение, 1990. – 448с.
62. Фромм Э. Душа человека. – М. : Республика, 1992. – 429с.
63. Фуко М. Археология знания. – Киев : Ника, 1996. – 482с.
64. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб. : Наука, 2001. – 380с.
65. Хайдеггер М. Бытие и время. – М. : Ad Margnem, 1997. – 451с.
66. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М. : Республика, 1993. – 447с.
67. Хакен Г. Информация и самоорганизация. – М. : Мир, 1991. – 240с.
68. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М. : АСТ, 2003. – 603с.
69. Хейзинга Й. Человек играющий. – М. : Прогресс-Традиция, 1997. – 416с.
70. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: Собр. соч. в 5-ти т. – Т.1. – М. : «Московский клуб», 1992.
71. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. – Т. 1. Образ и действительность. – Мн. : ООО «Попурри», 1998. – 688с.
72. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 20.
73. Юнг К. Архетип и символ. – М. : Ренессанс, 1991. – 304с.
74. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М. : Политиздат, 1991. – 527с.
СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ
Абсолют (лат. аbsolutus «безусловный») – в религии и идеалистической философии – безусловное совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий.
Абсолютная идея – понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновременно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безусловности и всеобщности.
Абстрагирование(лат. abstractio «отвлечение») – способ замещения чувственно данного объекта мысленным конструктом (абстрактным объектом) посредством двух взаимосвязанных мыслительных процедур – отвлечения и пополнения, при которых, с одной стороны, в содержание конструкта включается лишь часть из множества соответствующих чувственных данных, с другой стороны, в это содержание привносится новая информация, никак не вытекающая из этих данных.
Абстракция(лат. abstractio «отвлечение») – результат мысленного членения объекта познания с помощью абстрагирования, в результате которого в науке вырабатываются мысленные конструкты и устанавливаются связи между ними (понятия, суждения и др.)
Агностицизм(греч. а – отрицание, gnosis «знание»; недоступный познанию) – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Термин введен английским естествоиспытателем Т.Гексли в 1869 для обозначения филос.позиции, ограничивающей сферу компетенции философии рамками «позитивного» знания.
Академия(платоновская) – основана Платоном в 85 г. до н.э. Просуществовала шесть веков. Ее название происходит от имени мифического героя Академа, по имени которого был назван сад близ Афин. Руководил Академией схоларх, избиравшийся из ее членов. Члены Академии во многом добровольно ограничивали себя в мясоедении, плотской любви, во сне. Они занимались разработкой таких дисциплин, как философия, астрономия, естествознание, геометрия, особая роль которой была подчеркнута в девизе Академии: «Не геометр да не войдет!»
Аксиология– (греч. аxios «ценность» и logos «слово, учение») в общем случае – учение о ценностях; но весьма различным образом трактуемое в зависимости от общих исходных философских установок и предпосылок учения – от естественно-натуралистических до метафизически-религиозных.
Акциденция (лат. accidentia «случайно появляющееся») – философское понятие, означающее случайное, несущественное, противоположное субстанциальному, т.е. существенному. Впервые это понятие встречается в работах Аристотеля.
Аллегория(греч. allos «иной» и agoreuo «говорю»; иносказание) – понятие, близкое к понятию «символ». Это иносказание, развернутое уподобление, закрепленное культурной традицией.
Анализ (от греч. analysis «разложение») – в теории познания процедура мысленного расчленения явления, процесса, предмета. Противоположным ей является синтез. Это первая стадия исследования , когда теоретик переходит от общего описания предмета или явления к характеристике его структуры и свойств.
Аналитическая философия – направление в западной философии ХХ в., считающее собственно философией исключительно употребление языковых средств и выражений, толкуемое как подлинный источник постановки философских проблем. В аналитической философии два направления: лингвистическая философия и философия логического анализа. Философия логического анализа, применяющая аппарат современной математической логики, представляет линию сциентизма в современной философии, тогда как лингвистическая философия, отвергающая логическую формализацию в качестве основного метода анализа, выступает против культа научного знания и отстаивает «естественное» отношение к миру.
Анимизм(лат. anima «дух, душа») – в узком смысле учение, объясняющее жизнь присутствием в каждом организме души. Тем самым анимизм противостоит материализму (объясняющему жизнь существованием неодушевленной материи) и отличается от витализма (который вообще отказывается ее объяснять). В более широком смысле анимизмом называют стремление во всем видеть душу (anima) или дух (animus)–даже в тех существах, которые, на первый взгляд, лишены способности чувствовать: в деревьях, в огне, в реке, в звездах и т. д. Анимизм–самое первое суеверие и, возможно, принцип, на котором строятся все остальные.
Антисциентизм(греч. anti- «против» и лат. scientia «знания») – философская концепция, обосновывающая антигуманитарную сущность науки и технического прогресса в его современных формах. Наука с ее жестким рационализмом и стандартизацией не способна адекватно репрезентировать ценностный мир человека, его индивидуальный жизненный мир и свободу, без которых нет человеческой личности. Наука чужда человеку не только потому, что усредняет и стандартизирует всех, способствуя развитию тоталитарного сознания в обществе, но и из-за своих опасных технологических и экологических применений, когда партикулярная, краткосрочная выгода становится ведущим мотивом. Только гуманитарный, ценностный контроль за развитием науки со стороны всего общества способен как-то ослабить мощь взлелеянного наукой монстра научно-технического прогресса. Организационными формами протестного движения антисциентизма является различного рода религиозные, религиозно-экологические, антивоенные, анархистские течения.
Антроподицея(греч. anthropos «человек» и dike «справедливость») – учение об оправдании человека в русской религиозной философии начала XX в., близкое по темам к религиозной и философской антропологии.
Антропология– см. Философская антропология.
Антропоморфизм(греч. anthropos «человек» и morphe «форма») – наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.
Антропоцентризм(греч. anthropos «человек» и лат. centrum «центр») – мировоззрение, согласно которому человек помещается в центр мироздания, а бог на периферию.
Антиномия (греч. antinomia «противоречие закона самому себе») – одно из понятий «Критики чистого разума» Канта. Антиномии, по Канту, возникают при попытке мыслить мир как единое целое. Противоречия возникают от того, что имеет место попытка нашего разума экстраполировать приложимые только к миру «вещей в себе», понятия абсолютного и бесконечного на мир опыта и явлений.
Апейрон (греч.apeiron «беспредельное, безграничное, безмерное») – термин древнегреческой философии, означающий бесконечное, отсутствие внутренних границ. Первым его употребил в VI в. до н. э. представитель Милетской философской школы Анаксимандр.
Апория (греч. а – отрицательная частица, poros «выход», aporia «безвыходное положение, затруднение, недоумение») – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Наиболее известными являются апории представителя древнегреческой философской школы в городе Элея – Зенона «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др.
Апология (греч. apologia – «защита») – оправдание, защита, защитная речь на суде, «Апология Сократа» – произведение Платона.
Апологетика (греч. apologeomai «говорю в защиту») – творчество защитников христианского вероучения, выделяемое в отдельный период развития христианской философии.
Апостериори и априори (лат. a priori «из предшествующего», a posteriori «из последующего») – апостериори – знание, получаемое из опыта; априори – знание, получаемое независимо от опыта. Встречаются у Декарта и Лейбница, наиболее часто употребляются Кантом. Априорной, по Канту, является только форма, способ организации знания. Заполняясь апостериорным содержанием, априорная форма придает научному знанию характер всеобщности и необходимости.
Архетип (греч. arce «начало», и tupoz «тип», «образец» – «первоначальный образец») – в психологии и философии термин, примененный К.Г. Юнгом для обозначения символов, сюжетов и мифов, составляющих структуру «коллективного бессознательного».
Архэ(греч. arche «начало») – в досократовской древнегреческой философии – первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель.
Атеизм (греч. atheos «безбожный») – учение о несуществовании Бога, отрицание религии.
Атман (санкср. atman «дыхание, дух, я, самости») – понятие древнеиндийской философии и религии, синоним индивидуальной души.
Атомизм (греч. atomon «неделимое») – учение греческого философа Демокрита, утверждавшего, что мир состоит из отдельных атомов. Стал основной гипотезой устройства вещества в современной науке (Галилео Галилей, Исаак Ньютон и т.д.).
Атараксия (греч. ataraxia «отсутствие волнений, невозмутимость») – понятие философии Эпикура, идеальное душевное состояние, к которому должен стремиться человек. Она достигается избавлением от страха перед богами и смертью.
Брахман (санскр. brahman, первоначально «молитва», «молитвенная формула») – в древнеиндийском религиозном умозрении: высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится.
Бессознательное – ключевое понятие философии фрейдизма, означающее совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Будди́зм – религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Бытие – философская категория, обозначающая всю существующую реальность. Ключевое понятие философии. Оно было выдвинуто греческими досократиками, одни из которых рассматривали его как единое, неподвижное, самодостаточное и самотождественное (Парменид), другие – как перманентное становление (Гераклит). Они различали бытие по истине и по мнению, т.е. идеальную сущность бытия и его реальное существование.
Варна – закрытое социальное сословие.
Веды– священный текст индусов.
«Вещь в себе» – одно из основных понятий философии Канта, согласно которому теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно непознаваемой их основы, рассудочно мыслимых предметов. Адекватный перевод с немецкого языка «вещь сама по себе».
Верификация (лат. verus «истинный» и facio «делаю») – подтверждение.
Виртуальный (фр. virtuel, англ. virtual «возможный», «потенциальный», «предполагаемый», «искусственно воссозданный в форме макета») – термин постмодерна, обозначает действия в пространстве искусственно воссозданной реальности – в компьютерной графике, в СМИ и т.д. Процесс перехода от реальности к виртуальности – характерная особенность постиндустриального информационного общества.
Витализм (лат. vita «жизнь») – учение о качественной несводимости жизненных процессов к законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.
Возрождение (Ренессанс; франц. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы.
Волюнтаризм (лат. voluntas «воля») – направление в философии, сторонники которого считали волю предельным основанием бытия.
Воля (лат. voluntas) – способность к выбору цели, деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Ключевое понятие философии Шопенгауэра, для которого воля является предельным основанием бытия.
Время – это объективная форма существования материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире.
Вульгарный материализм – философское направление, которое основывалось па убеждении, что содержание сознания определяется главным образом химическим составом продуктов питания. По их представлениям мозг так же вырабатывает мысль, как печень вырабатывает желчь.
Гегельянство – идеалистическое философское течение, исходящее из идей Гегеля.
Гедонизм (греч. hedone «наслаждение») – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и главный побудитель поведения человека.
Географический детерминизм (греч. geōgraphia (gē «земля», graphō «описываю») «география» и лат. determinismus «предопределенность») – историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события предопределены той географической средой, где они развертываются.
Герменевтика (греч. hermeneutike «истолковываю») – теория толкования текстов. В древнегреческой философии – искусство понимания, у неоплатоников – интерпретация произведений Гомера, в христианской традиции – искусство толкования Библии. Современное направление западной философии, основными представителями которого являются Бетти, Гадамер, Рикёр.
Гилозоизм (греч. hyle «вещество, материя» и zoe «жизнь») – термин, введенный в XVII в. для обозначения натурфилософских идей и концепций, отрицавших границу между живым и неживым, и рассматривавшим жизнь в качестве имманентного свойства материи вообще.
Глобализм (лат. globus «шар», «земной шар») – идея о принципиальном единстве человечества, которое должно рассматриваться как однородная масса атомарных индивидуумов без национальных, культурных, религиозных различий. Системно-механический уравнительный подход к многообразию истории основан на экстраполяции либерально-демократического мировоззрения на все типы обществ. Ставит акцент на научно-техническом развитии и экономической унификации. Сопряжен с развитием информационных сетей. Вытекает из представления об универсальности «пост-индустриального» или «информационного» общества.
Гносеология (греч. gnosis «знание», logos «учение») – теория познания, изучающая законы и категории перехода от незнания к знанию.
Гуманизм (лат. humaniis «человечный») – в узком смысле слова – философское движение эпохи Возрождения; в широком – исторически развивающаяся система воззрений, признающая в качестве нормы отношений между людьми справедливость, равенство, человечность и считающая благо человека и его право на развитие, свободу и счастье критерием оценки социальных институтов.
Гуманитарные науки– в широком смысле – науки о всех продуктах деятельности человека (науки о культуре). В более специальном смысле – науки о продуктах духовной творческой деятельности человека (науки о духе). Их обычно отличают от общественных (социальных) наук, изучающих различные стороны и институты экономической и социально-политической жизни человека (экономика, социология, политология и др.), а также от антропологии как общего учения о человеке как таковом.
Дао (кит. «путь») – одно из основных понятий китайской философии. Если в понимании Конфуция дао есть «путь человека», т.е. нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок, то в собственно даосизме дао имеет универсальный онтологический смысл: первопричина вселенной, ее таинственная закономерность; целостность жизни, присутствующая во всем.
Даосизм– национальная религия Древнего Китая, остающаяся живой религией; философская школа Древнего Китая.
Движение – способ существования материи, в самом общем виде – изменение вообще, всякое взаимодействие объектов.
Дедукция (лат. deductio «выведение») – понятие, обозначающее процесс логического вывода, перехода от общего к частному. Термин впервые употребил Боэций, но понятие дедукции как доказательство данного предложения посредством силлогизма ввел Аристотель.
Деизм (лат. deus «Бог») – понятие, противостоящее теизму, в основе которого находится представление о божественном провидении, постоянной связи человека и бога. По деизму, бог сотворил мир, но после этого не вмешивается в его процессы и события. Родоначальником деизма считают англичанина лорда Черберри (XVII в.), деистами были Вольтер, Кант, Ломоносов.
Детерминизм (лат. determino «определяю») – философское учение, в основе которого лежит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) порождает с необходимостью другое (следствие).
Джайнизм – ведущая индийская кастовая религия, для которой характерны: аскетизм, запрещение убийств живых существ и причинение им вреда, сохранение веры в перевоплощение душ. Джайнизм основан в 6 веке до н.э. Джиной (Махавирой).
Диалектика (греч. dialektike (techne) «искусство вести беседу, спор») – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Диалектический материализм – философия, основывающаяся на принципах материального единства мира, рассматривающая его как проявление законов диалектики (единства и борьбы противоположностей). В 20 столетии был официальной философской доктриной марксизма-ленинизма.
Догматизм (греч. dogma «мнение», «постановление») – способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.
Дуализм (лат. dualis «двойственный») – философское учение, признающее равноправными два начала: идеальное и материальное. Противостоит монизму.
Дхарма(санскр. «порядок», «уклад», «установление») – «сакральный порядок», идеальная парадигма социально-политического устройства. Важнейший термин индуистской традиции. Вся индусская цивилизация имеет общую сверх-цель – соответствие «дхарме». В более узком кастовом смысле, «дхарма» – ритуальная жизненная цель высшей касты, брахманов.
Естествознание– науки о природе, в том числе и о человеке как ее части.
Жень – в конфуцианстве – нравственный принцип, согласно которому основой отношений между людьми являются уважение и любовь к старшим по возрасту и общественному положению.
Западничество – течение русской общественной мысли, сложившееся в 40-х годах XIX века. Его объективный смысл заключался в борьбе с крепостничеством и в признании «западного», то есть буржуазного пути развития России.
Идеализм (фр. idéalisme, от греч. idéa «идея») – общее обозначение филос.учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Не путать со словом «идеал». В философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности.
Идея (греч «idea») – философский термин, означающий «небесный прообраз» вещи, духовную матрицу, чьим телесным воплощением являются предметы и существа земной реальности.
Имманентное (лат. immanens, род. падеж immanentis «пребывающий в чём-либо») – понятие, означающее то или иное свойство, внутренне присущее предмету или явлению.
Индивидуализм (франц. individualizme, от лат. individuum «неделимое») – тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счете абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному социальному строю, а обществу вообще, миру в целом.
Индуизм – древнейшая религия, одна из наиболее крупных по числу последователей. Основа индуизма – кастовая система и принадлежность к единой традиции, имеющей очень большое число вариаций. В рамках индуизма существует множество философских и религиозных систем, подчас фундаментально различающихся между собой. Все индуисты почитают в качестве священных книг «Веды», а также большее количество комментаторской литературы, имеющей сложную иерархию.
Индукция (лат. inductio «наведение») – логическое умозаключение от единичных данных к общему выводу. По своему характеру индукция противоположна дедукции. Индукция бывает полной, когда для получения общего вывода рассмотрены все сходные случаи, и не полной, когда все сходные случаи не представляется возможным рассмотреть.
Интеллигибельный (лат. intelligibilis «умопостигаемый»), сверхчувственный – философский термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и не доступный чувственному восприятию. Такими объектами в истории философии были идеи Платона, бестелесные сущности, усматриваемые умом. У Канта интеллигибельными являются «вещи в себе», ноумены, которые могут мыслиться, но не могут познаваться.
Интровертивный и экстравертивный (лат. intro «внутрь», extra «вне, снаружи» и verto «поворачиваю, обращаю») – обращенный внутрь и обращенный вовне, психологическая характеристика двух типов личности: направленной соответственно на внутренний мир мыслей и переживаний, самоуглубленной, и направленной на внешний мир и деятельность в нем, отличающейся преобладающим интересом к внешним обьектам. Понятия введены К.Г.Юнгом.
Интуитивизм – идеалистическое течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное знание.
Интуиция(лат. intuitio «пристально смотрю») – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. У разных философов в истории философии это понятие включало разное содержание: интуиция как форма непосредственного интеллектуального знания у Декарта; как инстинкт – у Бергсона, как бессознательный первопринцип творчества – у Фрейда.
Инь и ян (кит., букв. «темное и светлое») – категории китайской философии, выражающие идею универсального дуализма мира: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, женское и мужское, земное и небесное.
Иррационализм (лат. irrationalis «неразумный бессознательный») – направление философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума. Сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно–идеалистические учения, например, философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.).
Ислам(мусульманство) – последняя из трех монотеистических религий, основана пророком Мухаммедом (отсюда другое название – «магометанство»). Священной книгой признает «Коран», в котором, по мнению мусульман, «исправлены» некоторые положения иудейской «Торы» и христианского «Евангелия». Настаивает на том, что между Богом (Аллахом) и верующим не должно быть посредников. Категорически осуждает язычество (неверных).
Исторический материализм – часть марксистко-ленинской философии, основанной на распространении принципов и законов диалектического материализма на общество.
Кантианство – совокупность философских учений, популяризирующих учение Канта.
Карма (санскр. karman «действие, дело, жребий») – закон воздания, одно из центральных понятий индуистской философии, дополняющее доктрину перерождения.
Картезианство(от Картезий, Cartesius– латинизиров. имени Декарта) – термин, используемый для обозначения учения самого Декарта и учений его последователей.
Категории (греч. kategoria «высказывание») – предельно общие философские понятия, отражающие наиболее существенные связи и отношения действительности и познания. Первые категории возникли в философских учения древности, и их авторы пытались с помощью этих категорий выявить принципы бытия: бытие, идея, сущность, количество, качество, отношение и т. д.
Категорический императив (лат. imperativus «повелительный») – термин, введенный Кантом в «Критике практического разума» и обозначающий основной закон его этики. Главный смысл которого в абсолютизации морального поведения человека, видящего в другом человеке всегда цель и никогда средство.
Кибернетика (от греч. kybernetike «искусство управления», от kybernao «правлю рулём, управляю»)– наука о процессах и законах управления, протекающих в сложных динамических системах природы, общества и человеческой культуры на основе использования информации.
Кинизм – философское учение, согласно которому наилучшая жизнь – это естественное, свободное от обладания чем бы то ни было, избавленное от условностей и прочих искусственных сложностей существование, подобное жизни собаки. Родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким представителем – Диоген Синопский.
Классическая немецкая философия – философия Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.
Коммунизм – политическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Легло в основу политической теории и практики большевиков (В.Ленин). С 1917 по 1991 был господствующей идеологией СССР. Настаивает на радикальном свержении буржуазного строя, создании на его месте социалистического общества (с полным контролем социалистического государства над хозяйственной деятельностью, политикой, культурой и т.д.) с последующим построением общества коммунистического. Предполагает постепенное отмирание государства, искоренение всех видов неравенства, создание на земле идеальных условий существования.
Конвенциализм (лат. conventio «соглашение») – направление в философском истолковании науки, согласно которому в основе научного знания лежат конвенции (соглашения) между учеными.
Консерватизм (лат. conservo «сохраняю») – идейное течение, противостоящее прогрессивным тенденциям общественного развития.
Конформизм (позднелат. conformis «подобный», «сообразный») – термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.
Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в VI веке до н.э. Конфуцием. Соответствовало интересам наследственной аристократии. Конфуцианство объявляло власть правителя священной, а разделение людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек») – всеобщим законом справедливости.
Концептуализм (лат. conceptus «понятие») – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Пьер Абеляр утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом. Джон Локк объяснял происхождение универсалий, общих понятий деятельностью разума.
Космизм (греч. kosmos «организованный мир», kosma «украшение») – философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу.
Космогенез – сам процесс образования и становления мира.
Космология (греч. kosmos – «порядок, строй, мир» и logos – «слово, учение») – учение о происхождении мира, о процессе его становления, который привел к его современному состоянию.
Космос (греч. kosmos «порядок, строй, мир») – в переводе с древнегреческого означает «порядок». Космос или порядок в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смещению.
Космоцентризм – мировоззрение, согласно которому космос мыслится как структурно организованное и упорядоченное целое, а человек как часть этого мира, как микрокосм.
Креационизм (лат. creatio «сотворение») – религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистических религий – иудаизма, христианства, ислама.
Культура (лат. cultura «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание») – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Существует более 500 определений этого слова.
Кумулятивизм (лат. cumulatio «увеличение», «совершенствование») – основополагающий принцип классической эпистемологии, в соответствии с которым прогресс науки состоит в добавлении новыхнеизменных истин к массиву приобретенного ранее знания.
Ламаркизм – первая целостная концепция эволюции живой природы, сформулированная Ж.Б. Ламарком. По Ламарку, виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Ламарк первым провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы.
Легизм(лат. lex «закон») – принятое в западной науке обозначение древнекитайского философского течения фа цзя («школа закона»).
Легитимация (лат. lex «закон») – правовое законодательное оформление политического, социального или экономического явления, придание какому-то политическому, социальному, административному или экономическому явлению правового, законного статуса.
Либерализм (лат. libartas «свобода») – экономико-политическая философия, считающая, что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум, способный максимально реализовать свои возможности в условиях свободного рынка. Либерализм настаивает на минимизации участия государства в хозяйственной жизни граждан.