Крайне трудно установить точный фиолетовый цвет, который не имел бы
ни красноватого, ни синеватого оттенка. Многие люди не обладают
способностью разбираться в оттенках фиолетового. В качестве
антипода желтого цвета – цвета познания – фиолетовый является
цветом бессознательного и таинственного, то угрожающего, то
ободряющего, но всегда впечатляющего. В зависимости от соседних
контрастирующих цветов он нередко может вызвать у зрителя даже
гнетущее настроение. Когда фиолетовый цвет покрывает большие
площади, он может стать определенно угрожающим, особенно рядом с
пурпурным цветом. «Свет этого рода, падающий на ландшафт»,– говорил
Гете, «наводит на мысль о всех ужасах гибели мира».
Фиолетовый – это цвет бессознательного благочестия, который в
затемненном или более тусклом виде становится цветом темного
суеверия. Из темно-фиолетового как бы прорываются таящиеся в нем
катастрофы. Но как только он осветлен, когда свет и познание
озаряют его суровое благочестие, то мы начинаем восхищаться его
прекрасными нежными тонами.
В самом общем виде диапазон выразительных возможностей мира
фиолетовых оттенков можно представить так: чистый фиолетовый цвет
несет в себе мрак, смерть и одновременно благочестие,
сине-фиолетовый вызывает чувство одиночества и самоотрешенности,
красно-фиолетовый ассоциируется с небесной любовью и духовным
величием. И в тоже время зародыши многих растений имеют
светло-фиолетовые побеги и желтые зернышки.
Принято считать, что все осветленные цвета представляют собой более
светлые стороны жизни, в то время как затемненные символизируют
темные и негативные ее силы.
Проверить точность этих высказываний о выразительных проявлениях
цвета можно с помощью двух опытов. Если два цвета являются
дополнительными по отношению один к другому, то и их истолкования
должны быть дополнительными между собой.
Желтый : фиолетовый = ясное познание : темное, эмоциональное
благочестие.
Синий : оранжевый = смиренная вера : гордое самосознание.
Красный : зеленый = материальная сила : сочувствие.
Когда два цвета смешаны, то истолкование вновь возникшей смеси
также должно соответствовать истолкованиям каждого из ее
компонентов.
Красный + желтый = оранжевый = сила и познание порождает гордое
самосознание.
Красный + синий = фиолетовый = любовь и вера порождают
эмоциональное благочестие.
Желтый + синий = зеленый = познание и вера порождают сочувствие
(сострадание).
Чем больше мы будем размышлять о психологической и эмоциональной
выразительности цвета, тем более таинственным он будет нам
казаться.
Изменчивыми, с одной стороны, являются проявления самого цвета, а с
другой, и наши субъективные способности переживать цвет.
Каждый цвет может изменяться в пяти аспектах:
· в характере цвета, когда зеленый может стать более желтоватым или
синеватым, а оранжевый может принять более красный или более желтый
оттенок;
· в светлоте, когда красный цвет может быть розовым, красным,
темно-красным, а синий – голубым, синим и темно-синим;
· в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее
осветлен белым или затемнен черным, серым или его дополнительным –
оранжевым цветом;
· в количественном отношении или в площади цветового пятна, когда,
к примеру, большое пространство зеленого цвета располагается рядом
с маленьким пространством желтого цвета, или на полотне много
желтого цвета по сравнению с зеленым, или же на полотне столько же
желтого, сколько и зеленого;
· в результате возникновения симультанных контрастных
воздействий.
Изложенное в этом разделе позволяет сделать одно критическое
замечание по отношению к творческому процессу художника. Его
впечатления и душевные переживания могут быть очень интенсивны и
велики, но если с самого начала работы над произведением он не
выберет из всей цветовой гаммы основной, нужной для него группы, то
конечный результат может оказаться сомнительным. Поэтому
подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные
знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия
доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные.
Матисс писал: «При правильной постановке дела выясняется, что
процесс написания картины не менее логичен, чем процесс постройки
здания. Вопросы таланта не должны играть здесь роли. Человек имеет
его или нет. И если талант есть, то это так или иначе в
произведении проявится».
Использование выразительных возможностей цвета особенно характерно
для произведений Конрада Витца (1410-1445) и прежде всего для
следующих его картин: «Цезарь и Антипатр», «Давид и Абишай»,
«Синагога», Публичное художественное собрание в Базеле. К этому
ряду можно причислить картины Питера Брейгеля Старшего (1525-1569)
«Притча о слепых», Неаполь, Национальный музей, и Маттиаса
Грюневальда (1475-1528) «Воскресение Христа» из Изенхеймского
алтаря, Кольмар, Музей Унтерлинден.
Фиолетовый
191
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!