Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных
компонентов. В самом цвете есть силы, способные выявлять глубину.
Это происходит за счет контраста светлого и темного, а также
возможностей изменения насыщенности цвета и площади его
распространения. Помимо этого изменения пространственных ощущений
можно добиться с помощью диагоналей и всевозможных пересечений.
Когда шесть цветов – желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий
и зеленый расположены на черном фоне один возле другого без
интервалов, то совершенно явно видно, что светлый желтый цвет
кажется выступающим, а фиолетовый погружается в глубину черного
фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступени между желтым и
фиолетовым. При использовании белого фона впечатление глубины
меняется. Фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и кажется
выступающим вперед, в то время как желтый цвет удерживается белым в
качестве «близкого и родственного». Эти наблюдения доказывают, что
для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как
и отдельный цвет. Здесь еще раз приходится сталкиваться с
относительностью цветового воздействия, о котором уже говорилось в
разделах, посвященных физической реальности цвета и цветовому
воздействию, симультанному контрасту и цветовой
выразительности.
Еще в 1915 году мною проводилось много исследований, связанных с
выявлением возможностей цвета выявлять глубину пространства, в
результате которых я пришел к заключению, что шесть основных цветов
на черном фоне в соответствии со ступенями проявления их глубины
соотносятся с пропорциями золотого сечения. Принцип золотого
сечения основан на том, что самый маленький отрезок относится к
самому большому, как самый большой к их общей сумме. Если
расстояние АВ разделено по принципу золотого сечения в точке С, то
это означает, что АС относится к СВ как СВ к АВ.
В области цвета это означает следующее: если мы поместим оранжевый
цвет между желтым и красным, каждый из которых имеет свою степень
глубины, то разница глубины между желто-оранжевым и
оранжево-красным будет соответствовать отношениям «меньшего» к
«большему». То же отношение «меньшего» к «большему» существует
между желто-красно-оранжевым и красно-оранжево-синим. В тех же
пропорциях золотого сечения находятся желто-красный и
красно-фиолетовый цвет, как и желто-зеленый и зелено-синий.
Желтый, красно-оранжевый и синий на черном фоне имеют следующую
картину заглубления: желтый сильно выступает вперед, красный в
меньшей степени, а синий кажется почти столь же глубоким, как
черный. На белом фоне возникает обратное впечатление: синий сильно
выступает вперед, красно-оранжевый остается почти на месте, а
желтый только слегка выдвигается вперед. Отношения глубин между
желтым и красно-оранжевым, красно-оранжевым и синим соответствуют
отношениям «большего» к «меньшему».
Все светлые тона на черном фоне будут выступать вперед в
соответствии со степенью их светлоты. На белом фоне впечатление
будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а
темные постепенно выступают вперед.
Что касается холодных и теплых цветов одинаковой светлоты, то
теплые цвета будут выступать вперед, а холодные стремиться в
глубину. Если встречается контраст светлого и темного, то ощущение
глубины или усиливается благодаря цвету, или нейтрализуется, или же
будет действовать в обратном направлении. Одинаково светлые
сине-зеленый и красно-оранжевый ведут себя на черном фоне так:
красно-оранжевый выступает вперед, а сине-зеленый уходит вглубь.
Если красно-оранжевый будет осветлен, то он выступит вперед еще
сильнее. Если слегка осветлить сине-зеленый, то он произведет то же
впечатление глубины, что и красно-оранжевый, а если он будет
осветлен еще сильнее, то выступит вперед, а красно-оранжевый,
наоборот, отступит назад.
Контраст по насыщенности вызывает следующие ощущения в восприятии
цвета: чистые, насыщенные цвета будут выступать вперед по сравнению
с близкими по светлоте, но блеклыми цветами. Как только к этому
контрасту прибавляется контраст светлого и темного или холодного и
теплого, впечатление глубины снова изменяется.
Контраст размеров цветовых пятен играет большую роль в создании
впечатления глубины. Когда на большой красной поверхности имеется
маленькое желтое пятно, то красный цвет становится как бы фоном и
желтый цвет в этом случае выступает вперед. Если мы будем
увеличивать площадь, занятую желтым цветом, и уменьшать, занятую
красным, то может настать такой момент, когда желтый цвет будет
играть более значительную роль, чем красный. Желтый цвет может
стать фоном и вытеснить красный вперед.
Если бы мы захотели рассмотреть все возможные варианты с точки
зрения изменения впечатлений относительно глубины цвета, то это не
дало бы нам никакой уверенности в правильном создании
пространственного равновесия каждой цветовой композиции. Здесь
можно рассчитывать на личный тонкий вкус художника и поставленные
им цели.
Для того чтобы пронаблюдать пространственные возможности
диагоналей, нужно желтый, красно-оранжевый и синий расположить на
черном и белом фоне в двух диагональных направлениях, в одном
случае – слева направо и в другом – справа налево.
Проблемы создания живописных иллюзий глубины можно изучить,
сравнивая, например, желтый и синий прямоугольники во всевозможных
вертикальных и горизонтальных их положениях, пересечениях и
наложениях, используя для этого белый и черный фон.
Если о цвете хотят судить как о силе, способной обеспечить
живописную глубину, то для этого нужно упражнять свое видение в
восприятии возможностей цвета в построении пространства. «Не
устраивайте окон, не делайте дыр в картине», – говорил Коро,
призывая живописцев быть внимательными к общей целостности
живописного пространства.
Особо сильного ощущения глубины картины можно добиться, используя
взаимодействие цвета, вертикальных и горизонтальных направлений и
пространственных планов композиции между собой. Как правило,
пространство картины строится за счет двух, трех и большего
количества планов. Например, Клод Лоррен пространство своих
пейзажей строит на использовании пяти планов. Но наиболее
распространенный вариант плоскостно-изобразительной передачи
пространства основан на двух планах.
Пространственное воздействие цвета
187
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!