В дальнейшем, в разделе, специально посвященном теории цветовой
выразительности, я попытаюсь описать выразительные возможности
цвета. Однако форма, так же как и цвет, обладает своей
«чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном
произведении эти выразительные качества формы и цвета должны
действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать
друг друга.
Как для трех основных цветов – красного, желтого и синего, так и
для трех основных форм – квадрата, треугольника и круга должны быть
найдены присущие им выразительные характеристики.
Квадрат, основной характер которого определяется двумя
горизонтальными и двумя вертикальными пересекающимися линиями
одинаковой длины, символизирует материю, тяжесть и строгое
ограничение. В Египте квадрат служил иероглифом слова «поле». И
понятно, почему мы чувствуем сильное напряжение, если хотим
заставить прямые стороны и прямые углы квадрата выразить движение.
Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер
уквадраченных форм, включая сюда крест, прямоугольник, меандр и их
производные.
Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и
непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжелой
формой квадрата.
Форма треугольника возникает из трех пересекающихся диагоналей. Его
острые углы кажутся боевыми и агрессивными. К треугольнику
причисляются все формы диагонального характера, как, например,
ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник – символ
мысли и его невесомый характер соответствует светло-желтому
цвету.
Круг – это геометрическая форма, которая возникает при движении на
постоянном расстоянии от определенной точки, расположенной на
какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжелому,
напряженному чувству движения, которое вызывает квадрат, движение
для круга естественно, постоянно и создает чувство отдыха и
ослабления напряжения. Круг – символ постоянно подвижной
духовности. В древнем Китае планировка храмов строилась на основе
круга, в то время как дворец земного императора возводился на
основе квадратных форм. Астрологическим символом солнца является
круг с точкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы
кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные
формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в
области цвета соответствует синий цвет.
В целом можно сказать, что квадрат – это символ неподвижной
материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является
знаком мысли, а круг – вечное движение духа.
Если для цветов второго порядка попытаться подыскать
соответствующие им формы, то для оранжевого – это будет трапеция,
для зеленого – сферический треугольник и для фиолетового – эллипс
(рис. 57).
Подчиненность определенного цвета соответствующей ему форме
предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в
своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается.
Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом,
должна строиться на подчинении формы цвету, а картина, в которой
художник придает главное значение форме, в своем цветовом решении
должна идти от формы.
Кубисты уделяли особое внимание проблемам формы и поэтому
относились к цвету редуцированно, уменьшая в своих картинах
количество используемых ими цветов. Экспрессионисты и футуристы в
равной степени проявляли интерес и к форме, и к цвету.
Импрессионисты и ташисты предпочитали форме цвет.
То, что говорилось о субъективном отношении к цвету, применимо и к
форме. Каждому человеку в соответствии с его конституцией присуще
предпочтение определенным формам. И неслучайно графологи
обстоятельно исследуют связи между субъективными формами почерка и
личностью писавшего. Однако в рукописном шрифте могут проявить себя
только некоторые субъективные факторы.
В древнем Китае восхищались шрифтами, имевшими субъективно
оригинальный характер. Но больше всего ценились шрифты, в которых
оригинальность и гармония были уравновешены.
То же ценилось и в рисунках тушью. Лян Кай и другие большие мастера
сделали следующий шаг. Интерес к «оригинальности и индивидуальности
стиля» уступил место поиску абсолюта и решению каждой темы на
основе общедействующих средств выразительности. Характер письма у
Лян Кай настолько различен, что нужны большие усилия, чтобы
определить его авторство. Субъективный характер формы преодолевался
им во имя высшей объективной правды.
В искусстве живописи имеется множество объективно обусловленных
возможностей. Они открываются и в построении пространства, и в
распределении акцентов, и в свободном выборе форм и поверхностей с
их колоритом и текстурой.
В европейской живописи к объективности в цвете и форме стремился
Маттиас Грюневальд. В то время как Конрад Витц и Эль Греко были
чрезвычайно объективны, прежде всего, в колорите, но предельно
субъективны в передаче форм. Жорж де ла Тур субъективно работал и с
цветом, и с формой, так же как и Ван Гог, предпочитавший формальную
и цветовую субъективность.
Форма и цвет
169
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!