Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш
глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления
его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, то
есть одновременно порождает его сам. Этот факт означает, что
основной закон цветовой гармонии базируется на законе о
дополнительных цветах. Симультанно порожденные цвета возникают лишь
как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть
сфотографированы. Симультанный контраст, как и последовательный
контраст, по всей вероятности, возникает по одной и той же
причине.
Можно поставить следующий опыт: на большой, ярко окрашенной
плоскости разместить маленький черный квадрат, а затем поверх
положить листок папиросной бумаги. Если эта плоскость окрашена в
красный цвет, то черный квадрат будет казаться зеленоватым, если в
зеленый, то черный квадрат покажется красноватым, на фиолетовом
фоне – желтоватым, а если поместить его в желтый, то черный квадрат
будет казаться фиолетово-серым. Каждый цвет в глазах зрителя
одновременно порождает и свой противоположный цвет.
Рисунки 31-36 демонстрируют этот опыт несколько иным способом. В
каждый из шести квадратов, окрашенных в чистые цвета, помещено по
маленькому квадрату нейтрального серого цвета, светлота которого
соответствует светлоте основных цветов. И сразу же каждый их этих
серых квадратов начинает приобретать оттенок цвета дополнительного
к основному цвету большого квадрата. Проводя этот опыт и наблюдая
за изменением оттенка серого цвета в том или ином цветном квадрате,
следует предупредить, что все остальные квадраты должны быть
прикрыты, а сам лист, на котором они расположены, приближен к
глазам. Симультанное действие будет тем сильнее, чем активнее
основной цвет и чем дольше мы будем смотреть на него.
Поскольку симультанно возникающие цвета реально не существуют, а
возникают лишь в глазах, они вызывают в нас чувство возбуждения и
живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых
ощущений. При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет
свою силу, глаз устает, в то время как восприятие симультанно
возникшего цвета усиливается.
Симультанный контраст возникает не только при сочетании серого и
какого-либо чистого хроматического цвета, но и при сочетании двух
чистых цветов, не являющихся строго дополнительными. Каждый из этих
цветов будет стремиться сдвинуть другой в направлении к его
дополнительному, причем в большинстве случаев оба цвета теряют
нечто от присущего им характера и приобретают новые оттенки. В этих
условиях цвета получают максимально динамическую активность. Их
устойчивость нарушается, и они приходят в состояние изменчивой
вибрации. Цвета теряют присущий им объективный характер и как бы
«качаются», переходя из своей реальности в новое нереальное
измерение. Цвет начинает терять свою материальность, и слова о том,
что «сущность цвета не всегда идентична его воздействию», здесь
полностью оправдывают себя.
Симультанные свойства цвета имеют первостепенное значение для всех
работающих с ним. Гете говорил, что «симультанный контраст является
первейшим качеством цвета, дающим возможность использовать его в
эстетических целях».
На рисунке 37 на оранжевом фоне изображены три маленьких серых
квадрата, демонстрирующие три едва различимых оттенка серого цвета.
Причина различий этих трех серых цветов заключается в том, что к
первому серому было подмешано немного синего цвета, который
содействовал появлению симультанного контраста; второй серый –
нейтрален и подвержен симультанным изменениям. Третий же серый
содержит примесь оранжевого цвета, достаточного для уничтожения
симультанного действия, вследствие чего этот серый не вызывает
никаких симультанных изменений. Этот опыт показывает, что с помощью
соответствующих мер действие симультанного контраста может быть
усилено или уничтожено.
Художнику важно знать, при каких условиях возникают симультанные
воздействия цвета и как их можно избежать. Существует множество
цветовых задач, при которых симультанные контрасты нежелательны.
Несколько лет тому назад мой посетитель – директор одной ткацкой
фабрики, выпускающей текстиль для галстуков, в отчаянии обратил мое
внимание на несколько сот метров дорогого галстучного шелка,
которые не продавались потому, что черная полоса на красном фоне
казалась не черной, а зеленой, а это вызвало ощущение беспокойной
вибрации.
Впечатление, которое производила эта ткань, было настолько сильным,
что покупатели утверждали, что пряжа была зеленой. Если бы для
производства данной ткани вместо сине-черной пряжи была
использована пряжа коричневато-черного цвета, то действие
симультанного контраста было бы нейтрализовано, а материальных
потерь не было.
Кроме изобразительных возможностей нейтрализации действия
симультанного контраста существует еще вторая возможность
использовать цвета в разной степени их осветленности. При наличии
контраста светлого и темного возможность возникновения
симультанного контраста уменьшается. Прежде чем начинать работу над
композицией, целесообразно проверить действие цветовых
взаимоотношений в эскизе.
Симультанные проявления чистых цветов возникают и тогда, когда
вместо дополнительных цветов двенадцатичастного цветового круга
берутся цвета, расположенные справа или слева от выбранного
начального цвета. Так можно взять не желтый к фиолетовому, а желтый
к красно-фиолетовому или сине-фиолетовому цвету. Так как желтый и в
красно-фиолетовом, и в сине-фиолетовом всегда выявляет
дополнительный фиолетовый цвет, красно-фиолетовый в желтом
подчеркивает желто-зеленый, а сине-фиолетовый в желтом –
желто-оранжевый, благодаря чему и возникают симультанные вибрации.
Или другой пример: если композиция построена из желтого и красного
цвета на синем, то она гармонически спокойна. Если вместо синего
цвета взять сине-зеленый, то это сразу же приведет к симультанной
игре, потому что красный и желтый будут симультанно возбуждаться и
будут проявлять себя совсем иначе, чем на синем.
Если необходимо усилить действие симультанного контраста, то новые
возможности дает здесь контраст по насыщенности.
В качестве примеров использования симультанного контраста могут
быть приведены следующие произведения: миниатюра «Сатана и саранча»
в Апокалипсисе из Сен Севера, XI век, Париж, Национальная
библиотека;
«Срывание одежд с Христа» Эль Греко (1541-1614), Мюнхен, Старая
Пинакотека; «Ночное кафе» Винсента Ван Гога (1853-1890), Оттерлоо,
Рейксмузеум Креллер-Мюллер.
Симультанный контраст
196
0
4 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!