По инициативе группы специалистов в СССР создан принципиально новый независимый (межотраслевой) специализированный журнал «Тара и упаковка». До этого подобные журналы создавались лишь при отраслевых министерствах и ведомствах и существовали за их счет. Журнал, первым в СССР, а затем в России, уже в начале 90-х гг. становится участником многих специализированных выставок по упаковке за рубежом и отраслевых выставок в России. Начинает активно работать со специализированными национальными и международными организациями по упаковке. Становится членом ряда международных организаций. Одновременно, журнал ведет активную работу по консолидации упаковочных предприятий и организаций СССР, а затем России, развитию связей между производителями и потребителями упаковочной и этикеточной продукции. Журнал «Тара и упаковка» - организатор ряда крупнейших специализированных выставок и конкурсов по упаковочной и этикеточной продукции в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. В 1994 г. По инициативе журнала в Москве учреждена некоммерческая ассоциация «СОЮЗУПАК», а в 1999 г. - Культурно-просветительский центр дизайна упаковки, включающий первый в России и странах СНГ, Музей упаковки.
Г. В Германии появляется «Зеленая точка»
Еще в начале 80-х гг. во многих европейских странах возникает проблема утилизации отходов упаковки. Напомним, что если тогда в СССР приходилось до 9 кг отходов упаковки на душу населения в год, то в странах Западной Европы - до 150, а в США и Японии до 200. Вот почему специалисты на Западе начинают усиленно искать возможности снижения объемов производства упаковки и превращения бытового мусора во вторичное сырье. В разных странах появляются различные теории борьбы с твердыми бытовыми отходами (ТБО). В основном, в этот период они или сжигаются на специальных мусоросжигательных заводах или вывозятся на специальные полигоны, за пределы городов, загрязняя в обоих случаях окружающую среду.
В Германии создается принципиально новая система раздельного (сепарированного) сбора отходов упаковки (макулатура, пластики, стекло, металл) и переработка их во вторичное сырье. Все производители продукции, официально признающие эту систему, ставят на своей упаковке знак «Зеленая точка». Сегодня к этой системе уже присоединились многие европейские страны. При чем их число все время увеличивается.
Г. В России введен в действие Закон о товарных знаках
Правоотношения в области товарных знаков (знаков обслуживания, торговых марок, фирменных знаков) начинают регламентироваться в России законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», введенным в действие с 1992 г.
Начало 90-х гг. Первые ПЭТ бутылки в России
Появление на отечественном рынке ПЭТ-бутылки «зарегистрировано» в начале 90-х годов. К середине 90-х годов появилось довольно много малых предприятий, которые начали организовывать производства по розливу напитков в ПЭТ-тару. При этом они ориентировались на малопроизводительную и дешевую технику для выдувания ПЭТ-бутылок, позволяющую быстро наладить их мелкосерийное производство. Выдувные полуавтоматы китайского или корейского производства пользовались активным спросом.
Е гг. Экологические упаковки, этикетки
Минималистический подход к упаковке и, например, нанесение экологических этикеток, стали расхожими фазами нашей обыденной жизни. Упаковочные системы совершенствуются в целях удовлетворения требований к рисайклингу и вторичному использованию ресурсов (в России системный подход до последнего времени отсутствовал).
Е гг. Швед Оккэ Розен создает LEAN материал
Шведский химик Оккэ Розен, работающий на одном из предприятий компании «Тетра Пак», изобретает на основе карбоната кальция экологически чистый упаковочный материал - LEAN, химический состав которого повторяет состав яичной скорлупы. Попав в открытый грунт этот материал, по сообщению его создателей, быстро разлагается и даже «удобряет» землю. В 1999 г. за создание этого материала автор был номинирован на Нобелевскую премию.
В 2001 г. дилером этой пленки в России становится фирма «Дубль В».
Г. Создание ассоциации «СОЮЗУПАК»
По инициативе сотрудников и журнала «Тара и упаковка» и объединившихся вокруг него специалистов, в России впервые создан Союз производителей и потребителей тароупаковочной продукции - ассоциация «СОЮЗУПАК».
Г. Создан Комитет по предпринимательству в сфере упаковки при ТПП РФ
По инициативе журнала «Тара и упаковка и ассоциации «СОЮЗУПАК» при Торгово-промышленной палате Российской Федерации создается Комитет по предпринимательству в сфере упаковки. Позднее преобразован в Подкомитет ТПП РФ по развитию индустрии упаковки.
Г. В Москве создан Музей упаковки
Впервые в России (и странах СНГ), в Москве журналом «Тара и упаковка» совместно с Политехническим музеем создан уникальный Музей упаковки.
Г. Стрейч пленка в России
Попытки выпускать такую пленку предпринимались еще в СССР. Но, к сожалению, безуспешно. Впервые ее производство было налажено в России фирмой «Регент».
Раздел 10. Графические стили. Понятие
10.1 Стили в графическом дизайне
Рассмотрение истории графического дизайна в связи с изучением современной практики выявляет ряд закономерностей. Первая из них, цикличность смены подходов к проектированию и графических языков в развитии стилей. Они сменяют друг друга «проектный» и «художественный» подходы, изощренность, перегруженность графического языка обязательно уступает место минимализму в средствах и ясности графических решений. При более глубоком рассмотрении каждого конкретного стиля обнаруживается некоторое количество направлений, многие из которых могут значительно и по принципиальным вопросам отличаться от других. Эти направления, добавляют в общий цикл дополнительные колебания длинной примерно в пять лет.
Другая выявляемая закономерность характерна для графического дизайна. Речь идет о постоянном расширении профессиональной сферы графического дизайна. До пятидесятых годов дизайнер график был, в основном, либо художником книги, либо художником рекламы, и совмещал в себе функции типографа, иллюстратора, фотографа, и нередко, специалиста по допечатной подготовке.
Теоретическая подоплека большинства стилей, появившихся во второй половине двадцатою века, связывается со швейцарской школой. В пятидесятые сформировался стержень профессии дизайнера-графика и классическая система творчества. Были сформулированы основные задачи, встающие перед проектировщиком, и разработаны наиболее экономичные и логически обоснованные схемы их решения.
В последние годы графический дизайн стремительно теряет национальную идентичность. Происходит формирование некоего нового интернационального стиля, наследующего принципы швейцарской школы и интернационального стиля 1960-х годов, основные черты которого проявляются уже сегодня. Подтвердить или опровергнуть эти предположения невозможно без изучения швейцарской школы графического дизайна, его истории, корней, общественно-экономической ситуации того времени, теории и практики стиля. Также необходимо проследить развитие стиля в дальнейшем, появление стилей-антиподов и т. д. Изучение современного графического дизайна следует вести с акцентом на его систематизацию, выделение малых стилей и анализ их графических языков и идеологий, с последующим обобщением и проведением сравнительного анализа между швейцарской школой и современной дизайнерской практикой. Исследование интернационального стиля в контексте современного дизайна позволит выйти на новый уровень теоретического осмысления художественных проблем графического дизайна, его места и роли в системе культуры, коммуникационных процессах, а также способствовать развитию профессиональной сферы графического дизайна и повышению качества проектной работы.
Современное проектно-художественное развитие графического дизайна во многом опирается на опыт формирования профессиональных основ в середине 20 века. Происходившие в этот период процессы сложения модели профессии, концептуальных предпосылок деятельности, первые теоретические обоснования роли графического дизайна, процессы стиле образования, формирование методики и сложение эстетических и художественных критериев качества во многом определяют современное состояние графического дизайна. Вскрыть эти закономерности, показать их влияние на современный дизайн — одна из главных задач исследования.