Жизнь арабов в ранней истории, их занятия
Ныне обычно исламские авторы называют историю Аравии до ислама «периодом джахилийи». (Джахилийя, от араб. слова джахл (основное значение – неведение) , т.е. «периодом невежества».
При этом, например, иранские авторы, остающиеся персами, говоря о «периоде невежества », подчеркивают арабский национализм, который якобы расцветал в домухаммедовскую эпоху в Аравии, и которого уже якобы не было при раннем исламе, что оправдывает исламское завоевание Ирана (авторы исламского Ирана не могут критиковать само исламское завоевание).
История Аравии до ислама из современного коллективного иранского сочинения «Жизнь четырнадцати непорочных»:
«Аравия, которую ещё называли «выжженной землёй», представляла собой жаркие пустыни, бескрайние песчаные долины и холмы. Аравия - безводный край, край, где ничего не произрастало, кроме пустынной колючки, которую там называли «растительностью». Жилища арабов, если это можно было называть жилищами, больше походили на склеп, где существо под названием «человек», копошась, проводило свою скудную жизнь, питаясь финиками и затхлой водой. Войны и междоусобицы были привычным явлением общественной жизни того времени. Мекка представляла собой храм идолов. Ее жители – торговцы и ростовщики, скупающие человеческие души за дирхемы и динары. Арабские племена по причине своего невежества поклонялись явлениям природы или идолам. Кааба же была превращена в языческий храм. Неблагопристойные обычаи и уклад жизни уничтожал величие целой нации.
Согласно своим обычаям, арабы признавали более достойными и предпочтительными в общении лишь тех, кто происходил из арабов, в ком текла арабская кровь. Точнее говоря, тогда, в эпоху первоначального невежества (джахилия), хорошо знакомый двадцатому веку национализм, в своеобразной ему окраске, был культом доисламской Аравии. Каждое племя, гордилось тем, что обладает теми или иными качествами, считая это для себя отличительным критерием. Набеги, совершение грабежей, варварство, гнёт, агрессия, вероломство – наглядная характеристика, которую можно было бы дать арабам того времени. Убийство расценивалось ими как проявление истинной доблести и мужества!…
Дочь в семье означала позор, и, нередко, крайняя и унизительная бедность вынуждала араба отказаться от ребёнка, убивая или же закапывая живьём в могилу невинное дитя. Когда же арабу- язычнику возвещали о рождении дочери, от негодования лицо его становилось чёрным. Отец уединялся, и всё размышлял, как поступить с младенцем: принять на себя позор, оставив его, или же нет - зарыть живьём в землю «и тем самым не запятнать своё достоинство, ибо порой, наличие даже одной девочки в семье воспринималось предосудительным», - пишет иранское издание, используя лишь мрачные тона.
Как и сейчас, доисламская Аравия была домом для семитских племен. И вопреки утверждениям ряда исламских историков, жизнь в Аравии до ислама была не однообразной мукой. Религизно-политического разнообразия было в доисламской Аравии явно больше, чем после прихода ислама, хотя это порождало столновения, о последних любят писать исламские авторы.
«Аналитическая история раннего ислама» современного иранского автора Мохаммада Насири:
«До появления ислама в Аравии, наряду с язычниками жили иудеи и христиане. Йасриб (так до ислама называлась Медина (теперь Madīnat an-Nabī – букв. «город пророка». Прим. Portalostranah.ru) и Йемен были местами сосредоточения иудеев, а Наджран – городом, где жили христиане. С начала проповеди Христа (мир ему!) и появления христианства отношения между христианами и иудеями были очень плохими. Иудеи считали христиан заблудшими и еретиками. Христиане тоже считали иудеев врагами Христа (мир ему!) и его сподвижников. Между христианами и иудеями постоянно происходили столкновения и стычки».
Мохаммад Насири довольно неправдоподобно, но с исламских позиций, объясняет причину появления евреев в Аравии в доисламский период:
«Как выше упоминалось, в Хиджазе проживали в большом количестве и иудейские племена. Они называли себя потомками Исхака и Исраила и считали себя выше арабов. Вокруг Медины в особых крепостях-укреплениях проживало три иудейских племени: бани Курайза, бани Надир, бани Кайнака. Исследователи полагают, что одной из причин их переселения в Хиджаз, было ожидание обещанного спасителя и пророка, который, согласно иудейскому священному Писанию, должен был появиться в Хиджазе. Таким образом, иудеи (как и христиане) знали о предстоящем появлении Пророка ислама (да благословит Аллах Его и Его род!). В священном Коране сказано:
«A кoгдa пpишлo к ним пиcaниe oт Aллaxa, пoдтвepждaющee иcтиннocть тoгo, чтo c ними, - a eщe пpeждe oни пpocили пoбeды пpoтив тex, кoтopыe были нeвepныe, - тaк кoгдa пpишлo к ним тo, чтo oни знaли, oни нe yвepoвaли в этo. Проклятие же Aллaxa над неверующими!»
Одной из основных причин того, что иудеи не приняли последнего пророка, было то,.. что мессия не может быть не-иудеем. Иудеи были готовы вступить в политический союз, но не были готовы признать Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) пророком. Однако были в этом ряду исключения. Некоторое число иудеев приняло ислам».
Когда из Аравии
Изгнали всех немусульман
Евреи были теми, кого, наряду с христианами, кого Коран упоминает в качестве людей книги. Мухаммед вел войны с обитателями (еврейского) оазиса Хайбар, и одержал над ними победу. Несмотря на принятую со времен Мухаммеда практику давать религиозным меньшинствам право исповедовать свою религию в обмен на налог джизья, один из приемников Мухаммеда второй халиф Омар около 640 года приказал евреям покинуть Аравийский полуостров. Он выделил им землю в завоеванной Сирии в эквиваленте потерянной.
Омар запретил вообще всем немусульманам проживать в Хиджазе более трех дней. Запрет на въезд в Медину и Мекку для евреев сохраняется и современной Саудовской Аравии. В Мекку запрещен в настоящее время въезд и христианам.
Но вернемся в доисламские времена. Посмотрим на основные народности и государственные образования доисламской Аравии
Арабы-язычники Аравии до ислама
Мохаммад Насири о аравийских племенах:
«Арабы ‘араба (горожане). Это торгово-земледельческие племена, которые жили в Йемене и других областях Южной Аравии. Среди этих племён можно выделить племена аус и хазрадж, которые в период (прихода) Ислама были самыми крупными племенами в Медине (Йасрибе). Оба племени (считающиеся племенами Южной Аравии. Прим.. Portalostranah.ru) возводили свою родословную возводят к Йа‘рабу ибн Кахтану, пятому сыну Ноя (пророка Нуха). Когда в исторических источниках говорят об арабах до ислама, то, как правило, имеют в виду именно арабов ‘араб;
Арабы муста‘араба (‘аднанийян). Эти арабские племена через ‘Аднана и еще несколько поколений возводят свою родословную к пророку Исма‘илу (мир ему!) (Исмаил - старший сын пророка Авраама. Семитские племена выводят свое происхождение от двух сыновей Авраама: Арабы от Измаила (Исмаила), а евреи от Исхака (Исаака). Что касается племен аднанийян, то они считаются племенами северо-запада и центра Аравии. Прим. Portalostranah.ru).
Племя курайш является одним из племён аднанийян. (Племя курайш, или иначе, курайшиты (курайш) управляли в Аравии до ислама Меккой, где их представители были хранителями древнего языческого алтаря Каабы. На этом алтаре одновременно стояли божки многих арабских доисламских племен. Из племени курайшитов происходил будущий исламский пророк Мухаммед, принадлежавший к роду хашимитов. Из рода хашимитов происходили четвертый халиф Али, которого шииты считают своим лидером, а также вторая всемирная арабская династия Абассидов. Первая династия Омейядов также относилась к племени курайшитов, но к клану пророка ислама – хашимитов не принадлежала, относясь к роду Омейяд. Однако очень многие исторические фигуры исламской истории относились к племени курейш – пророк Мухаммед, и правившие за ним первый халиф Абу-Бакр (клан бану Тайми) второй халиф Омар (Умар) (клан бану Ади), третий халиф Осман (клан Омейяд), а затем упомянутый Али, и следовавшие затем две монархические династии арабского мира Омейяды, и сменившие их Аббасиды и т.д. Прим. Portalostranah.ru).
Отсутствие единой культуры и общей идеологии между этими племенами, отсутствие удобных дорог и способов связи, а также ограниченность экономических источников стали причинами обособленности племён друг от друга и отсутствия единой государственной власти и политического порядка на Аравийском полуострове. И кочевые, и оседлые арабы находились во власти родоплеменной традиции…
В арабской среде весьма похвальными считались такие качества, как верность договору, смелость, щедрость, гостеприимство, красноречие, хорошая память и уважение к поэзии и поэтам.
Природно-географические области Аравии
Северо-Западная Аравия (Хиджаз). В этой части Аравии находятся такие города, как Мекка, Медина, Тайиф, Йамбу и Джидда. Для Хиджаза характерно сочетание горных и пустынных районов. Здесь мало воды и осадков, и поэтому земледелие практически не развивалось. Лишь в наше время, благодаря ирригации, появилась возможность земледелия в окрестностях Медины и Тайифа.
Центральная и Восточная Аравия (Аравийская пустыня). Горная область этой части Аравии носит название Неджда, северную часть занимает обширная пустыня Нефуд, южную – огромная пустыня Руб ал-Хали. В обеих пустынях выпадает ничтожное количество осадков, и отсутствуют оседлые поселения и города. Важнейшую роль в пустыне играют четыре актера – кочевники (бедуины), верблюды, пальмы и песок, а четырьмя важнейшими чертами пустыни являются нехватка воды, страшная жара, непроходимость дорог и отсутствие пищи.
Юг (Йемен).Эта территория в прошлом носила название Счастливой Аравии, или Йемена. Она представляет собой треугольник, восточная сторона которого омывается Аравийским морем, западная – Красным морем, а третья сторона представляет собой линию Захран – Хадрамаут. Йемен – наиболее пригодная для жизни часть Аравии.
(«Аналитическая история раннего ислама» современного иранского автора Мохаммада Насири).
Подробное описание географии Аравии и ее истории при саудах см. на нашем сайте здесь;
Поэзия, бывшая самым высоким проявлением арабской культуры, черпала вдохновение из родоплеменных представлений и предрассудков, а потому зачастую была такой грубой и кровавой, что, можно сказать, с острия ее меча капала кровь.
Главными темами этой поэзии были восхваление либо унижение какого-нибудь рода или племени, либо его вождя, призыв к совершению грабительского набега, призыв к возмущению и бунту, мрачные воспоминания о прошлом, плотская любовь, вино и охота. Все это просто кричало о печальном закате арабской литературы.
Каждый год избранные касыды вышивались на шелковой ткани, иногда даже золотыми нитями, и вывешивались на (доисламской, с языческими божками) Ка‘бе…
Основными экономическими занятиями арабов были скотоводство, земледелие и торговля драгоценными камнями.
Некоторые племена жили за счет средств, получаемых от паломников (тогда язычников), направляющихся в Мекку, особенно в праздники.
Кроме того, существовали, конечно, грабеж и воровство, работорговля и торговля под проценты…
Среди некоторых племён основным источником жизни были наиболее благоприятные периоды сезонных ярмарок, которые устраивались в определенных местах в определенные месяцы, это способствовало укреплению торговых связей с другими городами и провинциями. Одна из важнейших ярмарок - Указская собиралась ежегодно около Мекки.
Язычники проводили эти мероприятия под аккомпанемент музыки, веселья и поэзии…
Многоженство не было обусловлено ничем, вплоть до того, что мужчина мог быть женат хоть на десяти свободных женщинах…»