Поэтические вариации христианских мотивов в лирике Владимира Набокова и Бориса Поплавского Младшее поколение первой волны русских эмигрантов - так называемое поколение детей, к которому принадлежали данные поэты проявляло серьезный интерес к религии, в частности к христианству, пытаясь по-своему его переосмыслить. В юности потерявшие Родину и испытавшие всю тяжесть судьбы изгнанников, они винили в трагедии 1917
г. своих отцов 1 и не хотели следовать их идеалам. В оценке Бориса Поплавского и его друзей Александра Гингера, Николая Татищева, др именно Православие явилось причиной слабости старшего поколения. Добротолюбье - полевой устав Известен нам. Но в караульной службе Стояли мы, и ан легли, устав, Нас выдало врагам безумье дружбы.
2- пишет Поплавский в 1925 г. в стихотворении Армейские стансы. Религиозный поиск молодого поколения эмигрантов приобретает новое направление. Если, при учете всех погрешностей и ошибок по отношению к каноническому христианству, отправной точкой для старших философов и писателей-эмигрантов было все же Православие для С.Булгакова - исключая его софиологические заблуждения
Н.Бердяева, Л.Карсавина, Е.Трубецкого Д.Мережковского, особенно для И.Шмелева и Б.Зайцева то дети находят свои духовные идеалы далеко за пределами исконной веры отцов. Александр Гингер становится убежденным буддистом, Гайто Газданов вступает в масонскую организацию, сам Поплавский становится искренним поклонником теософии.
3 Старшие современники называли детей - незамеченным поколением. Сверстникам Поплавского было трудно напечататься, они испытывали муки творческого одиночества, не имея читателя, обращаясь в пустоту. Совсем иначе обстоит дело сейчас, здесь, у нас в России. Книги Набокова, Поплавского, Газданова пользуются необычайным спросом в среде современной русской интеллигенции. Думается, настала насущная необходимость разобраться в том, какие же идеи лежали в основе
творчества этих действительно талантливых писателей, тем более что в современном литературоведении существует тенденция замалчивания некоторых сторон их убеждений. А иногда Поплавского, например, называют православным писателем и поэтом. Цель данного доклада отнюдь не в том, чтобы вынести безжалостный приговор тем, кого и без того заставили страдать обстоятельства эмигрантской жизни и их собственные духовные заблуждения.
Но осознавать нехристианскую природу христианских образов в их произведениях, думается, необходимо. Мой бедный друг, живи на четверть жизни. Достаточно и четверти надежд. За преступленье четверть укоризны И четверть страха пред закрытьем вежд. Я так хочу, я произвольно счастлив, Я произвольно черный свет во мгле, Отказываюсь от всякого участья Отказываюсь жить на сей земле 4- говорит лирический герой стихотворения
Поплавского Дождь 1925-1929 гг Совсем по-иному - в радостном приветствии жизни - предстает герой-поэт в стихотворении В.Набокова Жизнь Шла мимо жизнь, но ни лохмотий, ни ран ее, ни пыльных ног не видел я Как бы в дремоте, как бы сквозь душу звездной ночи одно я только видеть мог ее ликующие очи и губы, шепчущие Бог Эти стихотворения представляют два полярных взгляда на жизнь. В первом - полное ее отвержение из буддийской боязни следующего воплощения, которое обречет на новые
муки. Во втором - принятие жизни как Божьего дара. Но принимается лишь светлая часть ее - трагизм отвергает лирический герой Набокова. Такое розовое мировосприятие было присуще раннему Набокову-Сирину, поэту. В лирике Поплавского и Набокова мы, может быть, не найдем схожего взгляда на мир. Тем более интересным представляется сопоставить поэтические вариации христианских образов и мотивов
обоими. Несомненно, столь разное мироощущение обоих поэтов определила тяжкая судьба изгнанников. Для Поплавского следствием становится ярко выраженный трагический взгляд на мир Как мы измучены и хорошо бывает, Забыв дела, бессмысленно читать Покинув жизнь, я возвратился в счастье Играть и спать, судьбы не замечать 5. Шары стучали на зеленом поле - 1932 г. Лирический герой
Набокова, наоборот, нашел иной путь. Трагическое прошлое он выслал за пределы сегодняшнего сознания, изгнал из памяти это больно, и это не нужно 6 Романс - 1920 г. В стихотворении Детство 1918 г. Набоков укажет еще иные истоки односторонне светлого взгляда на мир своего лирического героя и после, может быть, потомок любопытный, стихи безбурные внимательно прочтя, вздохнет, подумает он сердцем был дитя. 7 Набоков отрицал взгляд на мир сквозь призму придуманных
кем-то до него идей и неоднократно прокламировал свою независимость от всевозможных течений, школ и группировок. 8 Такой творческий аристократизм уберег его от приятия модных в то время религиозно-философских трактовок, когда каждый на свой лад перекраивал Библию. Собственное - наивное - христианство, конечно, не избавило Набокова от ошибок. И все же оно окрасило его раннюю лирику в неповторимые светлые тона, наполнило ее
любовной благодарностью творения к Творцу. Теософские пристрастия Поплавского, напротив, сделали в его поэзии ведущим мотив небытия в жизни, поселили в сознании его лирического героя мысль о неизбежности воздаяния, так называемой кармы - и как следствие - тяготение к смерти. Счастье для героя Поплавского - в очищении от всякой надежды 9. В лирике Набокова устойчивое звучание приобрело именно чаяние о будущем соединении с
Родиной, да и тема загробной жизни всегда сливается у него с надеждой на Божью милость. Ведущим почти во всех сборниках Поплавского оказывается мотив небытия в жизни. Мы встречаемся с ним вплоть до последнего года жизни поэта 1935 г хотя 1932 г. и представлял собой попытку примирения с христианством образ же самого Христа всегда был дорог поэту. Мотив неприятия жизни воплощен многосторонне.
Возникший в стихотворении В венке из воска 1924 г. образ - овца души 10, которая тяготится миром - расшифровывается более поздней лирикой. Оставляю этот мир жестоким, Ярким, жадным, грубым, остальным. 11 II Neige sur la ville - 1931 г. Нежелание жить - это не прихоть героя. В основе этого - указание свыше, с небес. Для лирического героя Поплавского это - религиозная истина
Небо шепчет забудь о погоне, Ляг у насыпи низкой в кусты Отдаляйся. Молчи о грядущем 12 Жизнь на четверть жизни - как предрекает вера героя - обещает в дальнейшем обретение священного покоя 13. Счастлив тот, кто к жизни не вернется прокламируется буддийский постулат в стихотворении 1931 г. Над пустой рекой за поворотом 14. То же буддийское озвучание приобретает и тема смерти.
Лирический герой не желает продолжения мук памяти за гробом Темнота постели и могилы, Холод - утешение царей 15 Позднею порою грохот утихает - 1931 г Иным, радостным настроением проникнуты размышления о жизни и смерти в ранней лирике Набокова. В стихотворении Пир1921 г написанном на сюжет евангельской притчи, поэт дает ей свою трактовку. По его мнению, пир и званные на него - это не прообраз
Спасения и Спасшихся. Пиром является земное существование человека, мир - Божье творение. А лирический герой - тот гость в Божьем чертоге, который сумел оценить гостеприимство Хозяина Порою хмурится сосед мой неразумный, а я - я радуюсь всему. 16 Акцентирование трагических сторон в искусстве отвергает ранний Набоков. Именно отсюда его неприятие миропонимания
Достоевского, которое кажется поэту нарушением Божьего Завета статья Достоевский - 1919 г На годовщину смерти Достоевского - 1921 г Христианской формуле грех уныния Набоков придает глобальное значение, исключая из своей лирики вместе с темой уныния и тему сострадания мучениям ближнего. Вера набоковского лирического героя состоит в том, что предназначение человека -
не останавливаться на темных сторонах жизни, не замечать вообще ущербности мира здешнего а искать Творца в творенье 17. В стихотворении Жемчуг 1923 г. лирический герой - ныряльщик за жемчугом он из-под толщи вод внемлет шелковому звуку уносящейся ладьи Пославшего его. По Набокову, Сам Господь оставил человеку Завет не замечать трагических диссонансов земного существования.
Отвергающую оценку трагическому слышим в стихотворении Достоевский 1919 г. подумал Бог ужель возможно, что все дарованное Мной так страшно было бы и сложно 18 Герой Набокова так формулирует свою веру Люблю зверей, деревья, Бога, и в полдень луч, и в полночь тьму. 19 Создание Божие - мир - в его первых поэтических сборниках
Горний путь 1923 г. и Гроздь 1923 г. наделен отблесками райской красоты. Облака видятся поэту райским сахаром на блюдце блестящем 20 Знаешь веру мою - 1921 г. космос - Божье творение - приоткрывает перед человеком райскую гармонию Ночь, ты развертываешь рай над темным миром 21 Ночь - 1921 г Весь земной мир предстает как храм, где солнце пламенное -
Бог месяц ласковый - Сын Божий звезды малые во мгле - Божьи детки на земле 22 Храм - 1921 г В таком контексте христианские образы окрашиваются в пантеистические тона. Но, к чести поэта, следует отметить, что творение все же никогда не заслоняет для него Самого Творца. Образ прекрасного Мира-Храма очень устойчив в ранней лирике Набокова. Молится не только человек. В торжественной службе участвуют и все неразумные создания - животные,
цветы Молится неистово кузнечик в стихотворении Был крупный дождь. Лазурь и шире и живей 23 1921 г. молятся луга, облака над миром роняют слезы Рая 24 Облака - 1921 г. святые таинства творят бледные крестики тихой сирени 25 На сельском кладбище, отпевая на кладбищах умерших. В приятии мира лирический герой-поэт подчеркивает любовь к явленной красоте плоти.
В стихотворении Ты все глядишь из тучи темно-сизой 1923 г. он представляет себе Саму Матерь Божию. Эстетическая сторона образа ближе к западному средневековому мистическому миросозерцанию 26, где поклонение Богородице было наделено чувственно-телесными оттенками такой огранкой образа Набоков подчеркивает любовь к земному началу жизни в дополнение к духовному мировосприятию и все ищу в изгибах смутной ризы изгиб живой колена иль плеча 27
Не только творение поет гимн Создателю, но и Он благословляет земную жизнь у Набокова. Неслучайно в стихотворении Мы столпились в туманной церковенке настоящая церковная служба вдруг претерпевает по воле автора преображение. Весна милосердная вошла тенью лазоревой - и уже на иконе сливаются воедино Лик Богоматери и лик весны и, расставя ладони лучистые, окруженная сумраком радостным, на иконе Весна улыбается. 28 При всей прокламируемой чуждости идеям предшественников, мы вдруг встречаем
в образе Весны-Богоматери у Набокова софиологическую деформацию в духе идей Вл.Соловьева, С.Булгакова 29. Односторонне светлое, так называемое розовое восприятие земного бытия приводит Набокова-лирика к полному игнорированию темы воздаяния за грехи. У его героя не возникает и тени сомнения, что ему место в Раю. О существовании ада он просто не вспоминает. Рай же ассоциируется у него с моментами высшего ощущения
счастья на земле. Рай небесный для лирического героя - повторение земного цветения жизни. Он видит в нем отражение чистоты мира. В стихотворении Крым 1920 г. лирический герой надеется в Раю увидеть прелесть Бахчисарая и буду я в Раю Небесном, он чем-то издавна известным повеет, верно, на меня 30 В других стихотворениях героев ждет в Небесном Раю привычная обстановка погибшие матросы оказываются
в родном портовом городе Воскрешение мертвых -1925 г. сам герой-поэт и в небесной обители хочет видеть на столе открытую тетрадь 31 В Раю - 1920 г И все же в ранней лирике Набокова более сильны жизнеутверждающие мотивы и боязнь загробной жизни, даже райской Вдохновенье я вспомню, и ангелам бледным я скажу отпустите меня 32 Эту жизнь я люблю исступленной любовью - 1919 г. Иную деформацию претерпевает тема жизни и смерти у
Поплавского. Будучи пылким последователем теософии, он не видел противоречия в том, чтобы одновременно избрать путь святого, мученика, христианского аскета. Эта тема часто звучит в его дневниках. Не смирением освящен этот путь. Автор дневников будто вымеряет, сколько ему Бог уже стоил, чего он уже лишился из-за Бога 33. Его этическая система лежит в русле гностических выводов, а также идей немецких философов-идеалистов
- Шеллинга, Шопенгауэра и особенно Ницше. Неразличение добра и зла логически обосновывает Поплавский И зло и добро, отдельно выпущенные на свободу, погубили бы мир 34. Увлекшись в 1932 г. учением Ницше, поэт отвергает дорогой ему ранее образ страдающего Бога - значит, и на небе страдание 35. Такие мысли приводят Бориса Поплавского к еще более страшной бездне Я понял свою люциферическую природу 36 он воспринимает
ее как данную свыше, самим Господом. А отступление от нее теперь расценивает как выход из-под Божьей Воли. В поэзии теософские пристрастия Поплавского изливаются в образ жизни-сна. Этот сон всеобъемлющ, так как все творение вообще якобы есть лишь сон Божества 37 жизнь, что Бога кроткая мечта 38 Пейзаж ада - 1926 г. все только вьюга золотой свободы Лучам приснившаяся боль 39
Как холодно. Молчит душа пустая - 1932 г Тему земного бытия сопровождает устойчивый мотив необходимости уйти от жизни при жизни, еще более заветная мечта героя - погибнуть вовсе Танцуя, мы о гибели мечтали 40 Вращалась ночь вокруг трубы оркестра б.г Стремление перестать быть 41 Снег идет над голой эспланадой - 1931 г. глобально и распространяется даже на мысли о загробной жизни
Ведь исчезает человек бесследней, Чем лицедей с божественным лицом. 42 В венке из воска - 1924 г. Думается, из этих истоков - преобладание апокалипсических образов, которые толкуются не как предостережение ущербному миру с чем мы встречались в лирике предшественников и кумиров Поплавского - В.Брюсова и А.Блока, особенно в урбанистических циклах. У Поплавского звучит восторг Конца. Им наполнено преобладающее большинство стихотворений первого сборника
Флаги 1936 г а циклы - Снежный час издан после смерти поэта, в 1936 г. и В венке из воска 1936 г уже в своих названиях символически заключают тему Конца. Лирический герой так передает чувства своего поколения В тот вечер, в тот вечер описанный в книгах Нам было не страшно галдеть на ветру 43 Весна в аду - б.г. Та же тема пира во время чумы продолжена в стихотворении
Последний парад 1927 г. и многих других. В бытии герой видит осуществление лишь одной меры справедливости - добро во зле 44 Артуру Рэмбо - 1926-1927 гг Тот же мотив - в стихотворениях Черная мадонна 1927 г Детство Гамлета 1929 г В последнем чудовищно деформируется Образ Божий. У поэта в Нем кощунственно сливаются как в Андрогине Господь и люцифер Светлый дракон их о Боге учил на горе 45
Именно таково божество в Тайной доктрине Е.П.Блаватской. Из мотива добра во зле рождается притягательность для лирического героя всех персонажей мирового искусства, которые нарушили Божью заповедь и возлюбили человека более Господа Лаура -навсегда прелестна и ужасна Прекрасная Елена - королева ужасов- Показалась нам спокойно спящей
Пеною на золотых волнах 46 DIABOLIQUE - 1927. Данные оценки образов Дантова Ада соответствуют идеям нравственного эстетизма, столь модным в литературе серебряного века. Поплавскому, как и многим поэтам-предшественникам, присуще восприятие люцифера как спасителя, давшего человеку знание, искусства, любовь. Мнение, безусловно, ошибочное, о чем подробно говорит Андрей Кураев в книге Сатанизм для интеллигенции. Но именно это убеждение в наибольшей мере определило
мироощущение Поплавского. Неслучайно свой роман он назвал Аполлон Безобразов - явно из люциферических истоков возникает это имя. Отсюда - зловещая трансформация евангельских образов. Образ Михаила Архангела, когда-то изгнавшего сатану из Божьих Пределов, наделен холодными, нечеловеческими чертами равнодушного убийцы
И не раздавит розовым авто Шофер-архангел гада равнодушно. 47 Сентиментальная демонология - 1926 г Даже образ Христа искажен. Христос предстает не в силе и славе, не в могуществе прощать. Он сам бесправен перед волей судьбы. Христианство Поплавского насквозь кармично, поражено теософской болезнью.
Лирический герой стихотворения На желтом небе аккуратной тушью б.г. так обращается ко Христу Не верю я себе, Тебе, но знаю Но вижу, как бесправны я и Ты 48 Вообще тема безжалостной кармы звучит во множестве стихотворений поэтаПоля без возврата. Большая дорога 1931-1934 гг Вечер сияет. Прошли дожди 1931 г На мраморе, среди зеленых вод б.г Лицо судьбы доподлинно светло б.г др.
Отношение ко Христу самого поэта, выразившееся в дневниках, не полностью вошло в его лирику. Здесь отсутствует мотив отречения от страдающего Бога. А вот упрек Спасителю за допущение воздаяния, за существование ада очень силен в лирике последних лет Как Ты смел, былинка говорит, Как Ты мог, волна шумит из мрака Нас вдали от сада Гесперид Вызвать быть для гибели и мрака 49
По собственному признанию Поплавского в дневниках 1934 г в этот период он впервые по-настоящему приблизился к истинной христианской вере, к осознанию страха Божия. Именно из него вырастают, как ни странно, богоборческие мотивы в поздней лирике. Ими наполнены стихотворения В кафе стучат шары. Над мокрой мостовой 1932 г Все спокойно раннею весною Темен воздух, в небе розы реют
Мать без края быть или не быть 1935 г Рождество расцветает. Река наводняет предместья 1930-1931гг др. Страх без смирения и без надежды на силу Божией милости неминуемо порождает бунт слабой человеческой природы, которая своими силами не в состоянии спастись. Подтверждаются слова преподобного Исаака Сирина Не называй Бога справедливым, ибо если Бог справедлив, то я погиб.
Христианство - это путь любви, которая выше закона Бог может прощать там, где закон должен казнить. По-иному предстают эти мотивы в ранней поэзии Набокова. Ангелы постоянно таинственно соседствуют с человеком в готовности прийти ему на помощь, если надо - грозными знаками Господства - 1918 г или ласковой поддержкой Мерцательные тикают пружинки - 1920 г Волчонок - 1922 г
Серафим, охраняющий Гроздь-Мир, подаренную Богом человеку, скрывается в саду - лилейно-белым 50, павлиньим оперением. Ранее, в стихотворении На смерть Блока встречался образ Серафимы как павлины. Думается, не случаен и псевдоним юного Набокова - Сирин. В поэме Слава автор намеренно останавливает внимание читателя на своем вымышленном птичьем облике я божком себя вижу, волшебником с птичьей головой, в изумрудных перчатках, в чулках из
лазурных чешуй. Прохожу. Перечтите и остановитесь на этих строках. 51 Несомненно, в образе Сирина автор пытался в фольклорных наивных традициях переосмыслить фигуру ангельского чина. Это не было самовозвеличиванием. Это было прокламированием своей поэтической концепции - воспеть божественную красоту земного, по-своему участвовать в возделывании сада. Сирин - одновременно приобретает значение виноградаря в
Божьих угодьях. Поэзия как ответный дар благодарности Господу озвучена во многих стихотворениях Набокова Катится небо, дыша и блистая 1919 г Каштаны 1920, Туман ночного сна, налет истомы пыльной др. Есть и другая деталь в традициях народного Православия в облике поэта у Набокова поэт-юродивый, стоящий у паперти храма мира.
В более поздней лирике детская вера, розовое мировосприятие приведут поэта к полному разочарованию в ущербном мире, с которым ему все же придется столкнуться лицом к лицу. Не осуществится так долго жданная встреча поэта с Россией, произойдет следующая за событиями 1917 г. катастрофа - воцарение фашизма и Вторая мировая война И розовые очки расколются. Поэт придет к полному атеизму.
Печальны духовные итоги обоих поэтов люциферическая пора венчает жизненный путь не смирившегося перед Создателем Бориса Поплавского, отвергнувшего Божью благодать. Атеизм подстерегал Набокова, отвернувшегося от трагических знаков ущербного мира.