Художественное конструирование– творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Художественное конструирование (часто отождествляемое с дизайном) – неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно ведётся в творческом контакте с инженерами–конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учёту требований потребителя и повышению эффективности производства. Художественное конструирование содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего все возрастающим материальным и духовным потребностям человека.
Художественное конструирование осуществляет художник–конструктор (дизайнер), использующий в своей работе результаты научных исследований в различных областях науки и техники, знающий современное промышленное производство, его технологию и экономику.
Художественное конструирование опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой, а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики, семиотики, системотехники и др. наук. Метод художественного конструирования складывается из художественно–конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функционально–эргономический и конструктивно–технологический анализ, композиционный анализ) и художественно–конструкторского синтеза (в процессе которого ведётся функционально–эргономический поиск, работа над композицией изделия). Для художественного конструирования характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и др. решений. При этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектированияи, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится, в конечном счете, эталоном опытного образца изделия. Специфическим для методахудожественного конструирования является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребностии способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом художественного конструирования являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используемые изделия. В этом случае метод художественного конструирования включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование её структуры с использованием средств унификации и агрегатирования и т. п.
Основы западноевропейского художественного конструирования закладывались в теоретических и практическихработах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г.Мутезиуса (Германия), художественное конструирование Ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого Веркбунда и «Баухауза». В 1930–40–е гг. центр художественного конструирования перемещается из Европы в США, где оно развивается преимущественно в форме коммерческого дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмы создают отделы художественного конструирования, возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950–1960–е гг. очагами теоретической мысли в областихудожественного конструирования становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США, Особенно велика роль Улъмской высшей школы художественною конструирования. В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественные организации, ставящие своей задачей содействие развитию художественного конструирования – национальные советы по дизайну, дизайнцентры и профсоюзные ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Международный совет организации по художественному конструированию (ИКСИД).
Для практики художественного конструирования капиталистических стран характерно создание промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отдельные примеры успешного использования художественного конструирования для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т. п.). Одной из важнейших сфер применения художественного конструирования в 1960–70–х гг. стало создание фирменного стиля для крупных промышленных предприятий и корпораций, который охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художеств, признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетическим уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рекламно–коммерческим соображениями.
В СССР предшественниками художественного конструирования явились деятели искусства (создавшие, напр., центры художеств, ремесла в Абрамцево, Талашкино и др.), представители русской инженерной школы (И. И. Рерберг, В. Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов, П. М. Энгельмейер).
После Октябрьской революции 1917 важной вехой на пути к современному художественному конструированию стало создание ВХУТЕМАСа, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства. В 1930–х гг. элементы художественно–конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования не систематически. В послевоенные годы художественное конструирование развивалось преимущественно в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением. Первой специализированной организацией по художественному конструированию было созданное в 1946 Архитектурно художественное бюро Министерства транспортного машиностроения СССР, которое разрабатывало художественно–конструкторские проекты пассажирских судов, железнодорожных вагонов, троллейбусов и т. д.
Развитие современного художественного конструирования ускорилось после выхода в свет постановлений Совета Министерства СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно–бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962) и «Об использовании достижений технической эстетики в народном хозяйстве» (1968). В 1962 были созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд специализированных художествен но–конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, в 1960–1970–х гг. большое количество художественно–конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут научную разработку вопросов методик художественного конструирования, его эргономических основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов промышленных изделий, методическое руководство работой художников–конструкторов в промышленности. С 1964 издаётся ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории, методики и практики художественного конструирования, выпускаются «Труды» ВНИИТЭ, библиографические и обзорные издания, ведётся пропаганда художественного конструирования, организуются выставки достижений советского и зарубежного художественного конструирования, осуществляется информационное обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ – член Международного совета организаций по художественному конструированию (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведён международный конгресс по дизайну и художественному конструированию.
Одна из основных тенденций развития современного советского художественного конструирования – расширение проектно–конструкторских задач, рост их масштабов (наряду с разработкой отдельных изделий, комплексное оборудование крупных объектов и предметное оснащение функциональных служб). В художественном конструировании осуществляется переход от частных разработок к созданию художественно–конструкторских программ, способствующих повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и целых отраслей промышленности.
В других социалистических странах художественное конструирование также находит широкое применение, оно используется в решении важных народнохозяйственных задач (в особенности тех, которые связаны с повышением качества промышленности продукции, культуры производства) и развивается планомерно при содействии государства; создаются отраслевые и межотраслевые центры художественного конструирования научно–исследовательских организаций, государственные координирующие органы.
Программа дизайнерского образования ВНИИТЭ
Из сборника «Дизайн в общеобразовательной системе».
Исходные позиции
Концептуальная программа дизайнерского образования разработана специалистами ВНИИТЭ для ряда сред них учебных заведений страны – Международного детского учебного центра и Лицея автомобилестроения, открытых в Москве, лицея дизайнерской ориентации при Ростовском государственном университете и некоторых других. Заведения эти уже имеют ту или иную специализацию. Так, в Лицее автомобилестроения функционируют инженерный и экономический факультеты, а в состав Международного учебного центра входят три лицея – менеджмента, экологический и художественный. В такие дифференцированные образовательные структуры достаточно органично включаются и отделения, факультеты дизайна (обобщенно мы будем называть их дизайн–колледжем), прием на которые осуществляется после семи классов общеобразовательной школы. В отличие от автономных независимых школ–студий, подобных студиям СТАРТ и ЭДАС, здесь мы имеем дело с государственными средними общеобразовательными, хотя и специализированными, школами, с характернойдля нашей образовательной системы организационной структурой, типовым набором учебных дисциплин (кроме дисциплин специализации), сложившимися методами преподавания, достаточно жесткими учебными планами, сеткой часов и т. д. И цикл дизайнерских дисциплин необходимо вписать в этот организм, по возможности не нарушая его целостности.
В программе реализована концепция образовательного пространства«Органон», а также использован опыт подготовки в области проектнойкультуры некоторых отечественных и зарубежных школ, в частности британской и японской. Профиль учебных заведений, для которых первоначально предназначалась программа, – Международного детского учебного центра с его гуманитарно-художественной ориентацией и Лицея автомобилестроения, имеющего инженерно–техническую направленность – определил и век торы дизайнерских специализаций – арт–дизайн и инженерный дизайн. Но в целом в своем методическом содержании программа едина и универсальна и может быть адаптирована к любому среднему учебному заведению.
Главная ценностная ориентация дизайнерского образования – воспитание проектности, проектного мышления, трансляция учащимся методов проектирования – выдвигается для всех учащихся средней школы, независимо от их способностей и наклонностей. Однако в дизайн–колледж желательно отбирать подростков, заведомо способных воспринимать проектную культуру во всем богатстве ее проявлений и в дальнейшем готовых сделать дизайн своей профессией. Желательно также, чтобы выпускники дизайн–колледжа получали начальную профессиональную квалификацию – младшего дизайне ра, дизайнера–макетчика, дизайнера–чертежника, что даст им возможность работать сразу же после окончания школы. Проблема профессионального отбора далеко не проста, что объясняется сложностью самой профессии дизайнера, интегрирующей в себе научное и инженерно–техническое знание со способностью художественно–образной интерпретации проектных ситуаций.Отечественная педагогическая практика пока еще не выработала сколько-нибудь целостных методик отбора. В художественно–промышленных вузах абитуриенты дизайнерских факультетов подвергаются экзаменам по художественным дисциплинам – рисунку, живописи, композиции. Разумеется, художественные способности – необходимый критерий отбора будущих профессионалов в области дизайна. Но нужна еще и дополнительная система тестов, вскрывающих именно проектные способности.
В зарубежных источниках в перечне наиболее общих характеристик личности, претендующей на обучение проектированию, фигурируют такие качества, как способность к визуальному мышлению и креативность (созидательность, «творческость»), а также некоторые черты характера. На эти качества и проводится тестирование поступающих на дизайнерские или архитектурные факультеты. Необходимость тестов на визуальное мышление объясняется тем, что, согласно результатам специальных исследований, дизайнер мыслит «графически» – зрительными образами и моделями. С точки зрения психологии восприятия такое мышление включив в себя ряд перцептивных процессов – определение пространственных соотношений, опознавание облика объекта по его линейным очертаниям, реконструирование трехмерного объекта по его двухмерному изображению, а также процессы зрительной памяти. Наиболее простые тесты для проверки таких способностей – это задания на воспроизведение по памяти предъявленного на короткое время объекта или воспроизведение внутренней структуры объекта, но его внешнему виду (например, план простого дома, но фотографиям с него) и т. п. Для подростков подобные задания не следует переусложнять. Свойство креативности, безусловно, главный критерий отбора учащихся для дизайн–колледжа. Один из возможных тестов – складывание конфигураций из определенного набора элементов – позволят оценить такие качества ума, как быстрота, гибкость (разнообразие идей), оригинальность (уникальность форм), масштаб охвата (число элементов, использованных в конфигурации). Наиболее доступный тест – предъявление простого задания проектного характера.
В программе для Лицея автомобилестроения в качестве такого задания, заимствованного из зарубежной педагогической практики, предусмотрен проект складного столика для загородных пикников. Задание это домашнее, с недельным сроком выполнения. Претенденты должны представить, помимо окончательного проекта, эскизы и записи, проделанные по ходу работы. Немаловажным в профессиональном отборе специалисты считают и имманентные качества личности претендента, черты его характера. Среди таких черт выделяются контактность в отношениях с людьми, самодисциплина, независимость суждений, склонность к самоанализу, наличие интуиции, эмоциональность, чувствительность и пр. Вопрос о личности, о способностях, склонностях и характере человека в программах дизайнерского образовании имеет принципиальное значение. Ведь очевидно, что дать учащимся достаточно глубокие знания и привить твердые навыки в области дизайна за столь короткое время (3– 4 старших класса при 4–6 занятиях в неделю) практически невозможно. Поэтому процесс профессионального обучения должен иметь направленность не столько образовательную, сколько воспитательную. Особый акцент на этом делают британские специалисты, и их мнения отнюдь не безынтересны для нас.
Основная воспитательная установка английских педагогов дизайна заключается в том, что дизайнерское образование должно готовить выпускников школ к быстрым изменениям в самом обществе, а не в средствах приспособления к нему – тому обществу, которое известно нам сегодня. В этом смысле дизайнерское образование, призвано не только интегрировать, все получаемые в школе общие и специальные знания, умения и навыки, но и формировать черты личности, необходимые для активного восприятия изменений, происходящих в мире.
В английской школе это осуществляется не автоматически, а целенаправленно, при самом активном творческом участии преподавателей, которые поощряют развитие тех или иных положительных качеств личности, помогают преодолевать неизбежные в подростковом возрасте сомнения и т. д.
Английские специалисты довольно скрупулезно перечисляют те чертыхарактера, которые должны как бы подкрепить кардинальное для дизайн–специализации свойство креативности:
· восприимчивость, интерес к миру вещей, к его многообразию и единству; понятливость,
· способность к обобщению понятого;
· автономность, независимость характера;
· способность к общению с широким кругом людей, и не только в личном, речевом контакте, но и посредством письменных текстов, рисунков, схем, чертежей и т. п.;
· склонность к аналитической и исследовательской работе;
· дисциплинированность, настойчивость, старательность, прилежность;
· готовность ставить и решать проблемы, ментальная активность;
· умение планировать свою деятельность;
· способность критически оценивать ее результаты; критичность по отношению к проектам и изделиям, выполненным другими;
· способность самоутверждения, честолюбие, умение убеждать;
· чувство ответственности перед обществом за дело, которое выполняешь.
Выявление и укрепление всех этих качеств – педагогико–воспитательная задача, приемлемая и для наших колледжей и лицеев, специализирующихся в области дизайна. Но как образовывать такого специалиста, чему следует учить его?
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕ ТИКИ ИНСТИТУТ Всесоюзный научно–исследовательский Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике (ВНИИТЭ). Создан в 1962 в Москве.
Институт разрабатывает:
1.теоретические проблемы технической эстетики и эргономики,
2.методику художественного конструирования,
3.проекты отдельных видов массовых и уникальных изделий машиностроения, и товаров культурно–бытового назначения;
Институт осуществляет координацию научно–исследовательских работ в области технической эстетики и эргономики, а также методического руководство работой специализированных художественно–конструкторских бюро, отделов и групп, действующих на предприятиях и в организациях различных министерств и ведомств.
В составе института: отделы теории и методов художественного конструирования, эргономики, экспертизы потребит, свойств изделий, художественного конструирования изделий машиностроения, комплексных проблем оборудовании жилых и обществ, зданий, декоративных свойств новых материалов и покрытий,анализа, обобщения и распространения опыта художественного конструирования.
Филиалы: в Ленинграде, Свердловске, Хабаровске, Киеве, Харькове, Минске, Тбилиси, Ереване, Вильнюсе; опытное производство в Москве.
Институтимеет очную и заочную аспирантуру; учёному совету предоставлено право приёма к защите кандидатских диссертаций. Издаёт ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», Публикует сборники трудов, методические рекомендации, информационные материалы.
Службы технической эстетики возглавляет всесоюзный научно–исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с его филиалами в крупнейших городах страны – С. Петербурге, Киеве, Харькове, Ереване, Баку, Свердловске, Минске, Вильнюсе, Тбилиси, Хабаровске. Деятельность института и его филиалов необычайна многогранна. Институтведёт проектирование не только в обычном смысле этого слова, но и проектированиепоказательное, проектирование «завтрашнего дня».
В результате существования «дизайн–программы» сейчас все предприятия отрасли переходят на изготовление приборов по предложенному ВНИИТЭ принципу.
Практическая деятельность института технической эстетики связана с самыми многообразными научными изысканиями в области теории и практики художественного конструирования. Институт ведёт широкую издатель скую деятельность.
Институт технической эстетики не может охватывать всю многогранную деятельность по созданию новой предметной среды, новых изделий, благоустройства территории и проч. В каждой отрасли – свои задачи, свои традиции, свои перспективы. Перед одной из групп дизайнеров была поставлена как будто бы чисто практическая задача – спроектировать бытовой электроутюг. Технологическая основа его при этом не должна была кардинально переделываться. Ведущий художник Группы (В. Коновалов) поставил перед собой цель – из одних и тех же унифицированных элементов сделать не сколько разных по своему назначению и применяемому материалу типов утюга. Автор не только добился своей цели, но и сумел создать удивительно разнообразную серию, причём каждый из утюгов получил свой пластическийхарактер, свой облик.