народа в 90-е гг. ХХ в. – нач. ХХI в.[25]
Провозглашение государственной независимости Беларуси повлияло на
развитие духовной жизни общества. Национальная культура стала
самоопределяться как культура белорусского народа и
государства.
С целью создания благоприятных условий для развития национального
образования в 1991 г. был принят «Закон аб адукации». Он
гарантировал создание условий для всестороннего развития личности,
способствовал пополнению системы образования общечеловеческими
ценностями.
С 1998 г. началась реформа 4,5 тысяч общеобразовательных школ. Ее
основными чертами стали: демократизация системы образования,
создание условий для гармонического развития личности, повышение
качества и эффективности образования. Начался переход школ к
12-летнему обучению. Появляются новые формы учебных заведений:
гимназии, лицеи, колледжи.
В 90-е гг. расширяется сеть высших учебных заведений. Возникает
около 20 негосударственных институтов, т.е. формируются
альтернативные формы высшего образования. По количеству студентов
Беларусь оказалась на среднеевропейском уровне (300 студентов на 10
тысяч населения).
Профессионально-технические училища осуществляют подготовку кадров
массовых профессий. Ежегодно эти учебные заведения выпускают более
50 тысяч квалифицированных рабочих.
Происходит процесс интеграции высших учебных заведений с
производством и научными учреждениями. В 1993 г. был принят закон
«Об основах государственной научно-технической политики» Он
возложил на Академию наук ответственность за развитие в стране
фундаментальных научных исследований.
В 90-е гг. белорусская культура пополнилась значительными
произведениями литературы и искусства. Широкий резонанс получила
постановка в 1995 г. балета «Страсти» («Рагнеда»). Авторы
постановки (А. Мдивани, В. Елизарьева). Они получили
Государственную премию Республики Беларусь (1996 г.) и премию
Международной ассоциации танца под эгидой ЮНЕСКО. Репертуар
Национального академического театра оперы и балета Республики
Беларусь обогатили оперы «Князь Новаградскi», Майстар i Маргарыта».
На художественном уровне происходит осмысление реальных
исторических событий в постановках Национального академического
театра им. Я. Купалы «Князь Вiтаўт» А. Дударева, «Звон – не
малiтва», «Крык на хутары» В. Бутрамеева.
Традиционным становится проведение фестивалей «Музыкальное
Полесье», «Музы Нясвiжа», Международного фестиваля органной музыки
в Полоцке, белорусской песни и поэзии в Молодечно, «Золотой шлягер»
в Могилеве. Особой популярностью пользуется международный фестиваль
«Славянский базар» в Витебске.
В белорусской литературе проявились попытки отойти от идеологизации
искусства, возрос интерес к историческому прошлому, модернизму и
постмодернизму. Новое поколение литераторов широко использует в
своем творчестве разнообразные стилевые формы зарубежной
литературы. В стиле постмодернизма работают А.Бахаревич, З. Вишнев,
В. Гапеева. Появляются литературные объединения почти в каждом
высшем учебном заведении.
Белорусские писатели продолжают традиции исторического романа (В.
Ипатова, Л.Дайнека, В.Орлов). Высокое гуманистическое звучание
характерно для произведений В. Быкова, Н. Гилевича, Я. Брыля, А.
Дударева.
В изобразительном искусстве расширились неформальные традиции.
Открылись негосударственные галереи «Арт-творчасць», «Верхнi
горад». Высоким профессионализмом отличается белорусская школа
графики. Традиции белорусской школы скульптуры продолжают В.Ковач,
К. Селиханов.
Кроме создания новых культурных ценностей перед обществом встала
проблема сохранения исторического наследия. В 1993 году был принят
Закон Республики Беларусь «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны».
Памятники культурного наследия находятся в 138 музеях и их
филиалах. Их фонд пополняется личными архивами известных деятелей
литературы и искусства. Проводится реставрация исторической
застройки Верхнего города в Минске, Мирского замка, который по
решению ЮНЕСКО был включен в список памятников мирового культурного
наследия.
Происходит возрождение и активно развивается около 40 видов
декоративно-прикладного искусства, действует более 50 клубов и
домов ремесел, творческих мастерских народных мастеров.
В последнее время в духовной жизни общества все большую роль играют
религия и церковь. Благодаря изменению отношений
«государство-церковь» происходит рост религиозных общин.
Христианские конфессии способствуют возрождению моральности,
гуманизма в обществе, проводят благотворительные акции.
Таким образом, экономические и политические перемены тесно связаны
с национально-культурным возрождением.
Тема 2.1.12 Путь к суверенитету и государственной независимости
Беларуси (1991-2004 гг.)
1 Усиление движения за национальное возрождение Беларуси.
Законодательное оформление независимости Республики Беларусь.
2 Трудности и сложности экономических реформ 1992 – 1994 годов.
Коррекция программы экономического развития в 1995г.
3 Референдумы 1995 и 1996 гг.
4 Союз Беларуси и России.
5 Торгово-экономические и научные связи РБ с государствами СНГ,
европейскими и другими странами.
6 III Всебелорусское собрание. Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг.
7 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь
на 2001 – 2005 гг.
Изменения в духовной и культурной жизни белорусского
223
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!