В жизни средневекового общества церковь играла значительную роль.
Она определяла и регулировала многие стороны средневекового мира,
господствующими в котором были религиозное мировоззрение и
идеология.
В ХП-ХШ в.в. Беларусь находилась под монопольным влиянием
православия. Правящие круги поддерживали православную церковь, так
как она освящала великокняжескую власть.
Католицизм на территории ВКЛ начинает проникать в ХШ в. В его
распространении были заинтересованы: Ливонский орден, Рижское
архиепископство, Ватикан, Польское королевство. Кревская уния
нарушила монополию православия. В ХΙV – середине ХVΙ в. в.
расширяет свое влияние западное христианство, но по-прежнему в
восточных регионах ВКЛ тон задавало в духовной жизни общества
православие, несмотря на то, что его позиции все более потеснялись
[2, С. 184 -197].
К середине ХVΙ в. позиции православия и католицизма уравновесились:
на западе ВКЛ действовала Виленская каталитическая епархия,
приходы, монастыри; на востоке оставалось влиятельной идеологией
православие. Среди шляхты удельный вес католиков в первой половине
ХVΙ в. был незначительным.
Отношения между православием и католицизмом приобрели различные
формы: литературная полемика, парламентская и вооруженная
борьба.
В 1432 и 1436 гг. были приняты два привилея, которые уравняли в
экономических правах православную и католическую знать.
В ХVΙ в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился
Реформацией, в православии – ересями. Часть шляхты под влиянием
общественно-политического и идеологического движения в Западной
Европе начинает критически воспринимать католические культы,
политику костелов, выступает за богослужение на родном языке.
Особенность Реформации на Беларуси в том, что в отличие от Европы
она не стала народной, а охватила только высшие слои общества.
Феодальная знать хотела укрепить свое социально-экономическое
положение за счет костелов, монастырей. Крупные магнатские роды –
Радзивиллы, Ходкевичи, Сапеги – примкнули к реформаторскому
движению из политических соображений: хотели отгородиться от
католической Польши и закрепить самостоятельность ВКЛ.
Наибольшее распространение получил кальвинизм: создается 50
кальвинистских общин, храмы, школы, типографии, приюты. Реформация
привела к развитию толерантности в княжестве.
В 1564 г. орден иезуитов появился в ВКЛ. Правящие круги Речи
Посполитой способствовали укреплению позиций католической церкви и
оказывали ей все возрастающую поддержку. Интеллектуальную часть
белорусско-украинского общества иезуиты привлекали в костелы
богословской наукой, хорошо налаженной системой образования.
Обновленный и усиленный католицизм вытеснил не только
протестантизм, но и православие. Процесс окатоличивания высших
слоев, втянутых ранее в Реформацию, приобрел массовый характер.
К середине ХVΙ в. польские короли подчинили себе православную
церковь: не только утверждали на соборе епископов, но и назначали
их без ведома церкви; король становился судьей над православными
священнослужителями, передавал церкви и монастырям под опеку
светских лиц.
В ХVΙ в. возникают религиозно-культурные организации – братства,
объединявшие православное население. В них входили ремесленники,
купцы, шляхта, частично духовенство. Братства открывали школы,
типографии, стремились сохранить чистоту православного учения.
Балансирование Беларуси на протяжении столетий между православием и
католицизмом обусловило необходимость поиска компромиссов.
Развитие церковно-религиозных отношений в ВКЛ.
225
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!