Мы видели, что под влиянием княжеских усобиц и половецких набегов
к концу XII века произошло новое размещение русского населения.
Это население разбилось географически, отхлынув из Приднепровья,
где оно прежде главным образом сосредоточивалось, и уйдя либо в
Суздальскую землю, либо в Галицко-Волынскую и отчасти в Смоленскую.
Татары еще более усилили это географическое разобщение русского
населения. После Батыева погрома Киево-Черниговское Приднепровье
уже стало почти пустыней. Киев, так прельщавший прежде князей,
пришел в полное пренебрежение. Александр Невский, которому хан
пожаловал Киев в 1249 году, не поехал туда и не послал даже
наместника. Очевидно, не стоило хлопот. Даниил Романович собирался
было занять Киев, но и он в конце концов отступился от своего
намерения. Во второй половине XIII века в Киеве совершенно не было
русских князей, и им управляли татарские баскаки, пока в начале
XIV века хан не отдал Киева путивльским Ольговичам. На полное
разорение Киевщины указывает и переселение митрополитов из Киева
во Владимир Залесский. «Около 1300 года, — рассказывает летописец,
— митрополит Максим, не стерпят татарского насилия, переселился
во Владимир со всем житьем. Тогда же, — замечает при этом
летописец, — и Киев весь разбежался». Подобная же участь постигла и
города Чернигов и Переяславль Южный, которые в X-XI веках в
иерархии русских городов занимали второе и третье место. Чернигов
утратил значение старшего стола в Чернигово-Северской земле. Это
значение перешло к Брянску на верхней Десне; в Переяславле же Южном
совершенно и навсегда прекратилось княжение; очевидно, уже не над
кем было и княжить.
Но куда же девалось из Приднепровья население? Огромное количество
его было, как уже сказано, перебито и уведено татарами в плен, но
далеко не все. Часть населения спаслась, как о том свидетельствует
летопись и сказание о мученической кончине в орде черниговского
князя Михаила и боярина его Федора. Население бежало в соседние
леса и горы. Такие густые непролазные леса, настоящие дебри, были
на верхней Десне и Оке, в области вятичей. Туда и отхлынула часть
населения из Приднепровья во время погрома. Этим и объясняется
тот факт, что здешний город Дебрянск сделался главным городом
Чернигово-Северской земли после погрома.
Этим же объясняется и
возникновение в этой области целого ряда новых княжений во второй
половине XIII и начале XIV века, каковы: Новосильское, Карачевское
и Тарусское, которые потом выделили из себя княжества Одоевское,
Воротынское, Белевское, Козельское, Мосальское, Перемышльское,
Звенигородское, Волховское, Оболенское и Волхонское. С
правобережного Приднепровья население отхлынуло на запад в
Карпатские горы. Князь Даниил Романович, возвращаясь из Венгрии,
остановившись ночевать в Синеводском монастыре, на рассвете увидал
«множество бежащих от безбожных татар». На иммиграции населения в
Галицко-Волынскую землю основана была и вся реставрационная
деятельность князя Даниила Романовича. После ухода татар Даниил,
как известно, стал строить в своей земле новые города и
возобновлять старые. Очевидно, к нему приливало население, которому
он и старался обеспечить безопасность. В конце концов народу у него
набралось так много, что Даниил возмечтал низвергнуть иго татар.
Эти мечты едва ли были только плодом пылкой фантазии южно-русского
князя, а вероятно порождены были и сознанием своей силы, своего
значения, что в свою очередь можно объяснить не чем иным, как
приливом населения в Галицкую и Волынскую земли.
В XIV веке Галицко-Волынская земля называлась уже Малой Русью,
очевидно в отличие от Великой, лежавшей на северо-востоке. Юрий
II, последний Галицкий князь, в одной грамоте 1335 года называет
себя dux totuis Russie Minoris. Из грамоты прямо видно, что это
название относилось к землям Галицкой и Волынской. Название
μικρά´Ρωσία встречается и в грамотах Константинопольской
патриархии XIV века. Появление этого названия служит характерным
указанием на то, что юго-западная Русь к тому времени
сосредоточилась именно в Галицкой и Волынской землях, что здесь она
нашла свои политические, религиозные и культурные центры.
Ко времени этого сосредоточения надо относить и окончательное
образование малорусской народности, которая с течением времени
покрыла племенное разнообразие населения в юго-западной Руси.
Основным элементом этой народности сделались те племена, которые
наиболее уцелели в юго-западной Руси после татарского погрома.
Какие же это были племена? По соображению с сообщениями начальной
летописи и позднейшими данными можем остановить наше предположение
главным образом на волынянах и карпатской руси (белых хорватах).
Эти племена поглотили в себе части других племен, сбитых
кочевниками на запад, прежде всего уличей и тиверцев, затем древлян
и полян, быть может и часть северян, ассимилировали их и претворили
в единую народность. Навстречу этим историческим соображениям как
раз идут и соображения тех филологов, которые усматривают
особенности малорусской речи впервые в памятниках, писанных в
Галицкой Руси. Итак, по отношению к этнографической эволюции,
совершавшейся на юго-западе Руси, татары явились только
завершителями дела своих предшественников — печенегов и половцев.
Окончательное разъединение северо-восточной и юго-западной Руси.
224
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!