СЫФАТЫ ПРОРОКОВ
Необходимо и важно знать следующие пять качеств, свойственных Пророкам:
1. Сыдк– правдивость: они никогда не говорили неправду.
2. Аманат– надежность: им можно доверять во всем.
3. Таблиг– точность в исполнении порученного. Они без искажений и смело передавали повеления Всевышнего Аллаhа.
4. Фатанат– исключительная прозорливость.
5. ´Исмат – безгрешность. Они далеки от любого греха.
Последнего Пророка – Мухаммада (с.а.в.) – от остальных Пророков отличают еще пять особых, присущ лишь ему качеств:
1. Он наилучший из Пророков (превосходит их).
2. Он послан для всего человечества и для всех джиннов.
3. Он последний в цепи всех посланных Пророков (Хатамуль-Анбия), после него не явится ни один Пророк с новым Шари´атом.
4. Он как милость Аллаhа послан для всех миров.
Его Шари´ат будет действителен до Судного дня.
Природные качества нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям)
А - Его внешний вид
По своей природе от рождения все пророки - самые прекрасные и совершенные люди.
Пророк наш (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) был самым совершенным из людей и пророков.
Всевышний Аллах сотворил его с душой несравненной красоты, бесподобным по натуре и в прекрасном образе. Сам он (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) об этом говорил так:
- Аллах наградил всех своих посланников красивым голосом и лицом. Ваш Пророк тоже
послан с красивым голосом и лицом.
Письменные и устные источники, объясняющие натуру и нравственную красоту
Посланника Аллаха, носят название ≪Хилья≫ (наряд) или ≪Шамаиль≫ (достоинства) и несут в себе огромную ценность, начиная от эпохи самого Посланника. Сподвижники так описали образ нашего Пророка:Благородный Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) имел прекрасное телосложение. Рост его был выше среднего. Среди людей он выглядел выше всех. Лоб широкий и открытый, близко посаженные брови в форме полумесяца не были сросшимися. У него были черные глаза и длинные черные ресницы. Когда он потел, пахнущие запахом мускуса капельки пота спадали жемчужинками с его благородного лица. Голова его была овальной формы с прямым носом на слегка округлом лице, шея была чуть длиннее обычной. Зубы ровные и блестящие как жемчуг.При разговоре передние зубы его сияли.
Широкоплечий, с плотными предплечьями и икрами ног, руки и запястья чуть длиннее,
кисти рук и пальцы чуть толще обычных. Грудь широкая, живот не выступал. Он не был толстым.
Ступни ног не были плоскими. Ширококостный, сильный, крупного и плотного телосложения.
Между лопатками была пророческая печать размером с голубиное яйцо округлой формы и красного цвета. Мягкое тело, не белое и не смуглое, блестящее с розоватым оттенком.
Волосы не были курчавыми, но и не прямыми. Борода была густая. Волосы ниспадали
ниже мочек ушей. Бороду подстригал, не отпуская более ширины ладони.
Волосы начали седеть только к концу жизни. Была небольшая седина на голове и
несколько седых волос в бороде.
Тело чистое, с приятным запахом. Применялись благовония или нет - запах тела всегда
был приятным. Если кто-нибудь здоровался с ним за руку, то весь день чувствовал его приятный запах.
Он появился на свет с природной пуповиной и суннатом.
Чувства его были сильно развиты, он слышал и видел с далеких расстояний.
Величие, исходившее с лица Почтеннейшего Посланника (саллаллаху ‘алейхи ва саллям),
производило глубокое впечатление на сподвижников и всех, кто его видел. Он был красивейшим и светлейшим из людей. Те, кто описывал его, говорили: ≪Он прекрасен как полная луна.
Джабир, один из сподвижников (радыйаллаху ‘анху), говорит: ≪В одну из лунных и
безоблачных ночей, взглянув на лицо Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), а затем на
поверхность луны, я увидел, что лицо Пророка было более прекрасным≫.48
Бера, один из сподвижников (радыйаллаху ‘анху), также говорит: ≪Лицо нашего Пророка
было самым приятым и прекрасным.
Б - Его человеческие качества
Его разговор и улыбка
Речь нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) была приятной и впечатляющей.
Голос его был сильным и громким, слова он произносил отчетливо, так что окружающие могли запоминать сказанное. Обычно он повторял сказанное три раза, при этом голову держал высоко. Он никому не говорил бранных слов и никого не прерывал в разговоре. Пустословие отсутствовало в его речи.
У первой жены Пророка Хадиджы (радыйаллаху ‘анха) от первого мужа был сын по имени
Хинд (радыйаллаху ‘анху). Он был хорошим оратором. Однажды Хасан (радыйаллаху ‘анху)
спросил у Хинда о манере речи Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям). Тот ответил:
≪Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) находился в постоянном размышлении и
предпочитал молчание. Без необходимости он не говорил. Но когда говорил, то каждое слово произносил отчетливо и чисто. Жестикулируя, он поднимал всю руку. Удивившись чему-либо, он разводил руками. Иногда рассказывая о чем-либо, он ударял в ладони. Шутя во время разговора, он опускал глаза. Редко смеялся, но часто улыбался≫.50 Судя по некоторым рассказам, Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) никогда громко не смеялся.
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), будучи в состоянии гнева или
спокойствия, всегда говорил истину. При объяснении некоторых тем для полного понимания объяснял косвенно. Когда он хранил молчание, говорили его сподвижники.
Его манера сидеть
Наряду с сидением опустившись на колени, наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям)
имел манеру сидеть, скрестив ноги (багдаш), а также подобрав колени к животу и обхватив ноги руками (курфуса). Он часто предпочитал эту манеру сидения. Так же он имел манеру сидеть, завернувшись в одежды и охватив спину и колени тканью или ремнем (ихтиба). Эта манера сидения была похожа на предыдущую. Когда Пророк садился, он прикрывал ноги и колени мантией (джубба), руками приводил в порядок одежду. Чтобы не причинять неудобство своим сподвижникам, он не сидел среди них, вытянув ноги. Обычно он садился, обратившись лицом в сторону Каабы. Усаживая пришедших к нему гостей, он стелил им свой шерстяной плащ (аба). Иногда он усаживал гостя на свою подстилку. Он не сидел, накреняясь назад с заложенными за голову руками, и не позволял так сидеть своим сподвижникам.
Его походка
Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ходил легко и быстро, будто спускался с
возвышенности, при этом не смотрел ни вправо, ни влево. Он ходил небольшими, но частыми шагами, ногу ставил на землю всей ступней. Походка его была сильной, уверенной и сбалансированной. Ходил он быстро. По этой причине те, кто сопровождали его, отставали или с трудом поспевали за ним. При ходьбе у него не было привычки смотреть по сторонам. Если нужно было посмотреть на что-либо или в какую-либо сторону, он поворачивался всем телом.
Его манера еды
Ведя скромный образ жизни, Посланник Аллаха был непривередлив к пище и получал
удовольствие от еды в обществе. Опускаясь на колени, он садился на обе ноги и приступал к еде с именем Аллаха.
- Я раб и как рабы я ем и пью, - говорил он.
Он не ел горячей пищи и говорил, что в ней нет блага:
- В горячей пище нет блага. Всевышний Аллах не кормит нас огнем. Поэтому охлаждайте свою еду.
Он всегда брал еду, находящуюся перед ним, тремя пальцами, редко помогая четвертым. Ему не нравилось, когда еду берут двумя пальцами. Иногда во время еды он прибегал к помощи ножа.
Однажды ‘Усман (радыйаллаху ‘анху) принес Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва
саллям) сладкое блюдо под названием ≪балуза≫. Отведав сладости, он спросил:
- Это что за блюдо и как оно готовится?
- Да будут искуплением для тебя моя мать и отец, о Посланник Аллаха! Раскаливаем на
углях сковороду и растапливаем на ней масло с медом. Затем, помешивая, добавляем пшеничной
муки, пока не загустеет. И получится сладость, которую вы видите перед собой, - сказал ‘Усман.
- Поистине прекрасное блюдо,53 - похвалил Пророк.
Посланник Аллаха питался хлебом, приготовленным из непросеянной ячменной муки. Ему
нравилось есть огурцы со свежими финиками и солью.
Из фруктов ему нравились больше всего мягкие, свежие финики, дыня, арбуз и виноград.
Арбуз он ел с сахаром и хлебом, иногда со свежими финиками. Дыню и арбуз он ел придерживая двумя руками. Финики ел правой рукой, собирая косточки в левую. Бывало, что он ел виноград, поднося ко рту всю гроздь. Часто едой ему служили финики и вода.
Когда случалось одновременно есть финики с молоком, он говорил:
- Это самая прекрасная еда.
Он очень любил мясо и мясные блюда. Ел тирит (хлебную похлебку) с тыквой. Любил
тыкву и говорил:
- Это овощ брата моего Юнуса.
Он ел дичь, однако сам не охотился.
Когда он ел мясо, не наклонялся к нему, а подносил ко рту и откусывал зубами. Ему
нравились бараньи ножки, вареная тыква, накрошенный хлеб с уксусом, финики ≪аджва (сорт фиников, произрастающих в Медине)≫. Остатки пищи он собирал пальцами и говорил при этом: - В остатках еды еще большее благо.
Не почистив пальцы, он не вытирал руки об полотенце. В конце еды он благодарил
Всевышнего Аллаха, дарующего все блага, и затем мыл руки.
Пить воду старался в три приема. Каждый раз начиная с именем Аллаха (Бисмиллях) и
заканчивая восхвалением Аллаха (Альхамдулиллях).56
Когда он пил воду или молоко в присутствии людей, то передавал сосуд тому, кто
находился справа от него, и желал, чтобы и дальше передавали таким образом. Он не дул и не выдыхал в сосуд, из которого пил. Делал вдох или выдох только после того, как отводил от себя сосуд.
Будучи в чьем-либо доме он вел себя скромнее стыдливой девушки, не просил еды и ел
только в том случае, если скатерть была накрыта. Он ел и пил то, чем угощали. Бывало, что и сам брал еду и питье.
Он никогда не набивал желудок сам и не приветствовал, когда это делали мусульмане. Он говорил: - Человек не наполнял более худшего сосуда, чем свой желудок. Достаточно съесть нескольких кусков, чтобы вновь обрести силу. Если же случилось, что человек поддался своим желаниям, ему следует одну треть желудка выделить для еды, еще одну треть для питья и оставшуюся одну треть для дыхания.
Его одежда
В одежде Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не придерживался какого-
либо определенного вида и одевал то, что имелось в наличии: будь то изар,60 рида,61 рубашка или джубба. Он одевался просто, любил зеленый цвет, но большей частью, носил одежду белого цвета. Пользовался носками, которые прислал в подарок король Эфиопии Негус. Иногда он надевал вышитый кафтан. Кафтан был из атласной ткани и очень подходил к его белой коже. Он не носил одежду, спускающуюся ниже щиколоток. Изар был еще короче. Платок поверх чалмы (тайласан) свободно опускался между плечами. У него было окрашенное шафраном покрывало, на котором он порой совершал намаз. Согласно некоторым сообщениям, иногда Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) пользовался одеждой из йеменской ткани в красную полоску, которая называлась ≪хулле хамра≫. Обычно он носил одежду, связанную из козьей шерсти. После кончины Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) показала народу одежду, которую он носил до последних минут жизни. Это была заплатанная накидка и длинная рубашка из грубой ткани ручной работы.
Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) предпочитал одежду полезную для тела и
удобную в ношении. Он наставлял, что одежда не должна быть предметом хвастовства. Поэтому он сам не носил роскошных одежд и запрещал это другим.
Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) носил сандалии из коровьей кожи, которые
крепились к ногам ремешками.