Загадка хлорофилла – зеленого окрашивающего вещества в растениях, это загадка низшего разума – Кама Манаса. Внешняя природа – это произнесенное Слово божественного разума. Наиболее сложные истины природа, как правило, излагает очень просто, настолько просто, что ее послание исследователь и не замечает, ибо ищет чего-то более сложного.
Хлорофилл является зеленым красящим веществом растительной жизни и обладает загадочным свойством давать растению возможность строить самое себя при наличии солнечного света. Листья растения впитывают или вдыхают газ, известный под названием углекислый газ, который все человеческие существа и животные выдыхают и который также высвобождается при распаде органической материи. Этот углекислый газ состоит из химически соединенных атомов углерода и кислорода.
Когда растение вдыхает углекислый газ в свои листья, то этот газ входит в соприкосновение с гранулами хлорофилла в клетках растения; и при дневном свете, в особенности, когда сияет солнце, происходит удивительный процесс. Хлорофилл разделяет в газе атомы углерода и атомы кислорода; закрепляет и удерживает атомы углерода, которые становятся частью тканей растения; и высвобождает атомы кислорода, которые возвращаются в воздух, чтобы их могли вдыхать люди и животные.
Стало быть, хлорофилл для собственного роста и развития использует не только солнечный свет, но также и газ, и другие силы и жидкости, составляющие его. Это в точности соответствует функции Кама Манаса, низшего разума, в его контакте с материей и жизненными переживаниями. Зеленый свет разума, содержащий в себе сияние Высшего "Я", выбирает то, что ему нужно для строительства собственного существа, и таким образом растет в соответствии с целью, стоящей перед природой. Без света разума невозможен никакой рост: ни духовный, ни умственный, ни моральный, ни физический (доказательством тому служат идиоты, у которых практически отсутствует Нижний Манас и которые, в то же время, не подчиняются высшим принципам и инстинктам).
Функция Кама Манаса состоит в том, чтобы дать возможность Высшему Манасу и высшим духовным принципам – душе, если говорить обобщенно, – вступать в контакт с материей для того, чтобы двигать ее вверх по эволюционным линиям. В своем нормальном состоянии, Кама Манас производит отбор среди жизненных переживаний и узнает у чувств, что им нужно и чего бы они хотели, таким образом строя самого себя в физическом, умственном и моральном смыслах. Одухотворённые цвета и формы его деятельности добавляются к структуре души, которая вследствие этого и развивается.
Почему Кама Манас зеленого цвета? Считается, что он излучается Высшим Манасом, цветом которого является индиго-голубой. Зеленый цвет может появиться только в результате слияния лучей Высшего Манаса и желтых лучей Буддхического принципа – соединение голубого и желтого дает зеленый цвет. Стало быть, Кама Манас состоит из лучей этих двух цветов и их соответствующих качеств. Присутствие в зеленом желтого качества дает разуму большую способность производить правильный отбор.
Хлорофилл является точным аналогом Низшего Манаса, ибо химики обнаружили, что он состоит из двух субстанций: одной голубой, называющейся филлоцианин, и одной желтой, называющейся филлоксантин. Именно присутствие этих двух цветных субстанций и даёт такое разнообразие красок осенних цветов. Слияние этих двух субстанций дает зеленую субстанцию хлорофилла, а желтый и голубой цвета делают эту субстанцию и низший разум аналогом соответствующих сил и качеств всемирного Манасического и Буддхического принципов.
Лекция 28. Всемирный Разум.
Спектральный анализ доказывает, что хлорофилл существует на всех планетах солнечной системы. Это является свидетельством примерно одинаковой ступени развития всех планет, если иметь ввиду развитие их космических принципов.
Как было показано в предыдущей лекции, хлорофилл, зеленое красящее вещество всей растительной жизни, является ментальным принципом растений; его всемирность на нашей планете и других планетах доказывает, что низшее мышление является особенно активным на этой стадии нашей эволюции. Потому в природе и доминирует зеленый цвет. Когда наступят другие циклы и другие принципы будут доминировать в их развитии, то зеленый цвет будет продолжать присутствовать, ибо разум должен продолжать проявляться, но помимо зеленого, всемирными также станут и другие цвета. Значит зеленый цвет природы является доказательством всемирности деятельности Кама Манаса, низшего мышления (низшего только в том смысле, что оно является лучом или отражением высшего мышления).
На данной стадии человечество тоже развивает этот низший ментальный принцип, не касаясь, но приближаясь к бесконечному равновесию Высшего Разума, Манаса, только очень робкими шагами. Стоит нам коснуться Высшего Манаса, и мы узнаем и осознаем наше фундаментальное единство со всем, ибо Манас – это Всемирный Разум. На нашем внешнем плане Он, так сказать, разделяется на мириады искр, и каждая искра одушевляет отдельное существо и заставляет его думать, что оно является всем, рождая таким образом великую иллюзию обособленности.
Причиной большого самомнения всех созданий является то, что зеленый цвет низшего разума состоит из голубого (индиго) цвета Высшего Разума и желтого цвета Буддхического принципа, что дает зеленому некоторое представление о его всемирности на высших планах, о том, что он является всем, ибо сочетание Высшего Разума с Буддхическим принципом, если судить с духовной точки зрения, является планом единства всех вещей. Потому-то все создания и обладают инстинктивным чувством высокого самомнения, и каждое из них считает себя центром мироздания. С точки зрения высших планов, это правда, но это не может быть верным для низших планов, пока не будет достигнута способность проявлять все вещи, а такая возможность не будет достигнута, пока проявляется самомнение. Так, зеленый цвет конкретизирует, а желтый и голубой цвета Высшего "Я" обобщают его качества в проявлении.
Каждый раз, когда на низших планах воплощается или одушевляется пламя зеленого качества, проявляется миниатюрная копия всей вселенной. Этот зеленый свет может одушевить лист, стебель травы, человеческое существо, солнце, солнечную систему или целую вселенную, и все же его центры внутри центров и колесики внутри колесиков будут неразрывно связаны посредством живущих в нем желтого и голубого цветов с Всемирным Высшим Разумом, Манасом-Буддхи. Поскольку можно сказать, что Манас-Буддхи является мышлением Бога, то низшее отражение должно подчиниться проходящей сквозь него воле, и вся природа должна гармонично развиваться в соответствии с божественным планом эволюции, который представляет собой просто другое название, т. к. все вещи, благодаря их врожденному свету разума, просто знают, что им делать и как это делать в соответствии с божественным и естественным планом эволюции Всемирного Разума, который вечно руководит как в общекосмическом масштабе, так и в частностях.
Лекция 29. Мозг.
Человеческий мозг является одновременно и символом, и орудием Разума как высшего, так и низшего. Его можно также считать космосом в себе, как и любую другую сложную вещь, созданную природой, будь то мозг, мир, солнце, лист или стебель травы. Иначе говоря, все, что само по себе сложно, является копией и символом всего космоса, и его составные части являются аналогами составных частей космоса. Так и в мозге мы находим высшее и низшее "я", или центры сознания, роль которых в нем играют шишковидное тело и гипофиз, передающие высшее сознание, а остальную часть мозга мы можем считать низшими или индивидуальными фазами.
Таким образом, здесь, как и во всех проявившихся вещах, мы имеем полярность. У мозга есть правое и левое полушария – положительный и отрицательный аспекты. Отражения этих полушарий в теле мы находим в противоположных им сторонах тела – правое полушарие командует левой стороной тела и наоборот – подчиняясь, таким образом, закону отражения планов. Например, то что положительно на астральном плане, – отрицательно на физическом, и так далее. Это также верно и для закона магнитного притяжения и связи, что хорошо иллюстрирует ситуацию, когда положительно заряженный конец магнита вызывает отрицательный магнетизм в приставшем к нему куске железа, а тот вызывает положительный магнетизм в следующем куске железа, который, в свою очередь, вызывает отрицательный магнетизм в следующем за ним куске железа, и так далее. Вот почему на одном плане по сравнению с другим планом вещи инвертированы или кажутся инвертированными.
В мозге также имеются передняя и задняя части, причем передняя отвечает за мыслительный процесс вообще, а задняя – за силу, волю и физическую координацию частей тела.
Мельчайшие составные части мозга, его клетки, являются самыми высоко организованными клетками тела. Они являются передатчиками, отражателями и генераторами разума, света, мысли и интуиции. Практически клетки мозга являются звездами, солнцами и мирами, сгруппировавшимися в системы и созвездия, и они так же скоординированы, как в небесном пространстве скоординированы звезды, солнца, миры и созвездия. Посредством этих звездных точек мозга – клеток – действует Всемирный Разум, вечно стремящийся к созданию еще более высокоразвитого организма, посредством которого он смог бы осуществлять свои безграничные возможности.
В предыдущей лекции я коснулся нескольких важных, хотя и общего характера, эзотерических явлений, имеющих отношение к мозгу с физической точки зрения. А сейчас будет уместно рассмотреть духовный мозг, являющийся высшим аналогом физического.
И в символическом, и в буквальном смысле верным является утверждение, что мозг – это не что иное, как первичный свет, воплощенный в настолько высокоорганизованную материю, что на каждое, порожденное пятью или семью чувствами, движение или эмоцию, клеточные составные части мозга реагируют и высвобождают определенное количество этого первичного света или цвета, и тогда в идеально упорядоченной последовательности происходит то, что мы называем мыслью или мыслительным процессом. Мысль соответствует затенению или качеству цвета, который высвобождается.
Все части головы, включая мозг, соответствуют Эго – Я Есть – как Высшему, так и низшему. Сила, одушевляющая и пронизывающая эту часть нашего существа, известна как Акаша, соответствующая, естественно, Всемирной Акаше, которая является вместилищем всех сил, форм и потенциальных возможностей, проявляющихся на внешних планах. Стало быть, Эго живет в Акашической сфере магнетических возможностей, а возможности эти можно сделать действительными путями правильных желаний и устремлений, концентрации и так далее – иначе говоря, материализацией сил Акашической сферы.
Эта Акашическая сфера, в которой Эго живет и где размещен трон его сознания, конечно связана со Всемирной Акашей и является ее частью, и в силу этой связи индивидуальное Эго, живущее в каждой идивидуализации Акашической сферы существ, воплотившееся на внешнем плане, имеет возможность обрести всемирное (то есть, космическое) сознание.
Всемирная Акаша – это суть душа всех проявившихся вещей. Силой воли и желания ее можно привлечь к созданию любой вообразимой формы и любого воображаемого организма. В категориях мышления она создает ощущающие качества во всех вещах как одушевленных, так и неодушевленных. Из потребностей любого организма рождается желание, желание заряжает энергией волю, а воля обращается к Акаше, и тогда то, что необходимо и желанно создается и помещается в объективное существование. Это и есть ключ к эволюции формы – типов, органов и функциональных частей всех созданий.
И наоборот, если орган или часть более не нужны, нежеланны и полностью использованы, то они атрофируются и исчезают из расы или организма, к которым были приданы. Например, тому доисторическому созданию, которое впоследствии стало лошадью, были очень нужны копыта, и оно их настолько сильно хотело иметь, что со временем ногти на ногах этого создания срослись в одну большую массу, которая и является нынешним копытом.
С биологической точки зрения, вся жизнь родилась в океане. Пришло время, когда жившим в его глубинах созданиям потребовалось выйти на сушу – и конечно же, в поисках пищи, и когда у некоторых из обитателей глубин произошли структурные изменения в жабрах, которые превратились в легкие, то эти существа стали земноводными. Затем некоторые из этих же созданий – конечно же, в целях своей безопасности – почувствовали необходимость в желании полета; и со временем два передних плавника стали крыльями, а позднее, по прошествии многих веков, чешуя стала перьями, и эти существа перестали быть обитателями вод. Если бы моллюск или черепаха почувствовали бы внутреннюю потребность в полете, то по прошествии веков их панцири разделились бы, и эти существа развили бы в себе крылья и обрели бы желанное умение летать. И все это было бы сделано потребностью, желанием и волей, непрерывно трудившихся бы над Акашей, с которой связано каждое создание, благодаря чему оно является единым со Всемирным Целым на этом плане.
Поскольку Акаша окутывает и пронизывает всю материю и поскольку она обладает безграничными возможностями, то любая фаза материи может принимать бесконечное количество разных форм и качеств. Иначе говоря, все может стать чем-нибудь еще; а если говорить другими категориями, то эта мысль выражена в пословице, что бесконечно великое отражено в бесконечно малой точке или атоме. И оно больше, чем отражено; оно находится там в силу определенных связей и отношений.
Все вышесказанное можно считать прелюдией к следующей лекции под названием "Акашический Мозг Человека".