(Mahabharata) IV в.дон. э. — IV в.н. э.
Индийская (санскритская) литература
Автор пересказов П. А. Гринцер
«Великая[битва] бхаратов» — древнеиндийский эпос, состоящий
приблизительно из ста тысячдвустиший-шлок, разделенных на 18 книг,
и включающий в себя множество вставныхэпизодов (мифов, легенд,
притч, поучений и т. д.), так или иначе связанных сглавным
повествованием
Вгороде Хастинапур, столице страны бхаратов, царствовал
могущественный государьПанду. По проклятию некоего мудреца,
случайно пораженного его стрелой, он немог зачать детей, и потому
первая его жена, Кунти, владевшая божественнымзаклинанием, вызвала
одного за другим бога справедливости Дхарму — и родила отнего
Юдхиштхиру, бога ветра Ваю — и родила от него Бхиму, или Бхимасену,
царябогов Индру — и родила Арджуну. Затем она передала заклинание
второй жене ПандуМадри, которая от небесных братьев Ашвинов
(Диоскуров) родила близнецов Накулуи Сахадеву. Все пять сыновей
считались по закону детьми Панду и именовалисьпандавами.
Вскорепосле рождения сыновей Панду умер, и царем в Хастинапуре стал
его слепой братДхритараштра. У Дхритараштры и его супруги Гандхари
были одна дочь и стосыновей, которые по одному из своих предков
именовались кауравами, и среди нихцарь особенно отличал и любил
своего первенца Дурьодхану.
Долгоевремя пандавы и кауравы вместе воспитываются при дворе
Дхритараштры и стяжаютвеликую славу своими познаниями в науках,
искусствах и особенно военном деле.Когда они достигают
совершеннолетия, их наставник Дрона устраивает при большомстечении
народа воинские состязания, на которых и пандавы, и
кауравыобнаруживают несравненное мастерство в стрельбе из лука,
поединках на мечах,палицах и копьях, управлении боевыми слонами и
колесницами. Наиболее успешносражается Арджуна, и лишь один из
участников состязаний не уступает ему вловкости и силе — безвестный
воин по имени Карна, который впоследствииоказывается сыном Кунти от
бога солнца Сурьи, рожденным ею еще до брака сПанду. Пандавы, не
зная происхождения Карны, осыпают его насмешками, которых онникогда
им уже не сможет простить, а Дурьодхана, наоборот, делает его
своимдругом и отдает ему во владение царство Ангу. Вскоре после
этого междупандавами и завидующими им кауравами постепенно
разгорается вражда, тем болеечто наследником царства бхаратов по
обычаю должен стать не претендующий на негокаурав Дурьодхана, а
старший из пандавов — Юдхиштхира.
Дурьодханеудается убедить своего отца на время выслать пандавов в
город Варанавата,находящийся на севере царства. Там для братьев
выстроен смоляной дом, которыйДурьодхана приказывает поджечь, чтобы
все они сгорели заживо. Однако мудрыйЮдхиштхира разгадал злодейский
замысел, и пандавы вместе со своей матерью Кунтитайным ходом
выбираются из западни, а в доме сгорают случайно забредшие
туданищенка с пятью ее сыновьями. Обнаружив их останки и приняв их
за пандавов,жители Варанаваты со скорбью, а Дурьодхана с братьями
себе на радостьутвердились в мысли, что сыновья Панду погибли.
Междутем, выбравшись из смоляного дома, пандавы уходят в лес и
живут там неузнаннымипод видом брахманов-отшельников, ибо опасаются
новых козней Дурьодханы. В этовремя пандавы совершают многие
славные подвиги; в частности, храбрый Бхимаубивает ракшасу-людоеда
Хидимбу, покусившегося на жизнь братьев, а также другоечудовище —
ракшасу Бану, требовавшего от жителей небольшого города
Экачакраежедневных человеческих жертв. Однажды пандавы узнают, что
царь панчаловДрупада назначил сваямвару — выбор жениха невестой —
для своей дочери красавицыДраупади. Пандавы идут в столицу панчалов
Кампилью, куда уже собралось, чтобыпоспорить за руку Драупади,
множество царей и царевичей. Друпада предложилженихам-соискателям
послать в цель пять стрел из чудесного божественного лука,но никто
из них не смог даже натянуть его тетиву. И только Арджуна с
честьювыдержал испытание, после чего, по слову Кунти, Драупади
стала общей женой всехпятерых братьев. Пандавы раскрыли Друпаде
свои имена; и о том, что их соперникиживы, тут же узнали кауравы в
Хастинапуре. Дхритараштра, несмотря на возраженияДурьодханы и
Карны, пригласил пандавов в Хастинапуру и отдал им во
владениезападную часть своего царства, где они выстроили для себя
новую столицу — городИндрапрастха.
Многолет Юдхиштхира и его братья счастливо, в довольстве и почете
жили вИндралрастхе. Они предприняли военные походы на север, юг,
запад и восток Индиии покорили многие царства и земли. Но вместе с
ростом их могущества и славыросли зависть и ненависть к ним
кауравов. Дурьодхана посылает Юдхиштхире вызовна игру в кости, от
которой тот по правилам чести не вправе был уклониться. Впротивники
ему Дурьодхана выбирает своего дядю Шакуни, искуснейшего игрока и
неменее искусного обманщика. Юдхиштхира очень быстро проигрывает
Шакуни все своибогатства, земли, скот, воинов, слуг и даже
собственных братьев. Тогда онставит на кон самого себя — и
проигрывает, ставит последнее, что у негоосталось, прекрасную
Драупади, — и проигрывает снова. Кауравы начинают глумитьсянад
братьями, ставшими по условиям игры их рабами, и особенно
постыднымунижениям подвергают Драупади.
Тут Бхима произносит обет
смертельной мести, акогда зловещим словам обета вторит предвещающий
беду вой шакала и слышатсядругие грозные предзнаменования,
устрашенный Дхритараштра освобождает Драупадиот рабства и
предлагает выбрать ей три дара. Драупади просит одного — свободыдля
своих мужей, но Дхритараштра вместе со свободой возвращает им и
царство, ивсе остальное, что было ими утрачено.
Однакоедва лишь палдавы вернулись в Индрапрастху, Дурьодхана вновь
вызываетЮдхиштхиру на злосчастную игру. По условиям новой игры — а
Юдхиштхира опять еепроиграл — он должен вместе с братьями на
двенадцать лет уйти в изгнание и поистечении этого срока еще один
год неузнанным прожить в какой-либо стране.
Пандавывыполнили все эти условия: двенадцать лет, преодолевая нужду
и многиеопасности, они прожили в лесу, а тринадцатый год в качестве
простых слугпровели при дворе царя матсьев Вираты. В конце этого
года на страну матсьевнапали кауравы. Войско матсьев во главе с
Арджуной отразило этот набег, поподвигам военачальника кауравы
узнали Арджуну, но срок изгнания рке истек, ипандавы могли не
скрывать далее свои имена.
Пандавыпредложили Дхритараштре вернуть им их владения, и тот
вначале был склоненсогласиться с их требованием. Но властолюбивый и
коварный Дурьодхана сумелпереубедить отца, и теперь война между
пандавами и кауравами стала неизбежной.
ККурукшетре, или полю Куру, на котором суждено было состояться
великой битве,стягиваются несметные полчища воинов, тысячи
колесниц, боевых слонов и коней.На стороне кауравов, по долгу
подданных Дхритараштры, сражаются их двоюродныйдед мудрый Бхишма и
наставник царевичей Дрона, друг и союзник Дурьодханы Карна,супруг
дочери Дхритараштры Джаядратха, сын Дроны Ашваттхаман, цари
Шалья,Шакуни, Критаварман и другие могучие и отважные воины.
Сторону пандавовпринимают цари Друпада и Вирата, сын Друпады
Дхриштадьюмна, сын АрджуныАбхиманью, но особо важную роль в битве
играет вождь рода ядавов Кришна —земное воплощение бога Вишну,
который по обету сам не имеет права сражаться, ностановится главным
советником пандавов.
Передсамым началом боя Арджуна, объезжая войска на колеснице,
возничим которой былКришна, видит в лагере противников своих
учителей, родичей и друзей и в ужасеперед братоубийственной битвой
роняет оружие, восклицая: «Не буду сражаться!»Тогда Кришна
произносит ему свое наставление, получившее название«Бхагавадгита»
(«Песнь Божественного» ) и ставшее священным текстом
индуизма.Прибегая к религиозным, философским, этическим и
психологическим доводам, онубеждает Арджуну исполнить свой воинский
долг, провозглашая, что не плоды дела— дурными они кажутся или
добрыми, — но только само дело, о конечном смыслекоторого смертному
судить не дано, должно быть единственной заботой человека.Арджуна
признает правоту учителя и присоединяется к войску пандавов.
Битвана поле Куру длится восемнадцать дней. В многочисленных боях и
поединках одинза другим гибнут все вожди кауравов: и Бхишма, и
Дрона, и Карна, и Шалья, всесыновья Дхритараштры, а в последний
день битвы от руки Бхимы старший среди них— Дурьодхана. Победа
пандавов кажется безоговорочной, от бесчисленного войскакауравов
остаются в живых лишь трое: сын Дроны Ашваттхаман, Крипа
иКритаварман. Но ночью этим трем воинам удается пробраться в спящий
лагерьпандавов и истребить всех своих врагов за исключением пяти
братьев-пандавов иКришны. Такой ужасной оказалась цена победы.
Наполе, усеянном трупами воинов, появляются мать кауравов Гандхари,
другиематери, жены и сестры погибших и горько их оплакивают.
Происходит примирениепандавов с Дхритараштрой, после которого
опечаленный Юдхиштхира решает провестиостаток своей жизни
отшельником в лесу. Однако братьям удается убедить егоисполнить
свой наследственный долг государя и короноваться в
Хастинапуре.Спустя некоторое время Юдхиштхира совершает великое
царское жертвоприношение,его войско под водительством Арджуны
покоряет всю землю, и он мудро исправедливо царствует, повсюду
утверждая мир и согласие.
Проходитвремя. Престарелый царь Дхритараштра, Гандхари и мать
пандавов Кунти, избравшиедля себя участь отшельников, погибают в
лесном пожаре. Умирает Кришна, которогоранил в пятку — единственное
уязвимое место на теле Кришны — некий охотник,приняв его за оленя.
Узнав об этих новых горестных событиях, Юдхиштхира
наконецосуществляет давнее намерение и, назначив своим преемником
на троне внукаАрджуны Парикшита, вместе с братьями и Драупади
покидает царство и уходитподвижником в Гималаи. Один за другим не
выдерживают тяжкого пути и умираютДраупади, Сахадева, Накула,
Арджуна и Бхима. У священной горы Меру оставшегосяединственным в
живых Юдхиштхиру встречает царь богов Индра и с почетомпровожает на
небо. Однако там Юдхиштхира не видит своих братьев и, узнав, чтоони
мучаются в преисподней, отказывается от небесного блаженства; он
желаетразделить их участь, просит и его отвести в преисподнюю. В
преисподнейзаканчивается последнее испытание пандавов: мрак
преисподней рассеивается — оноказывается иллюзией-майей, а
Юдхиштхире, так же как его жене, братьям и другимблагородным и
храбрым воинам, отныне предстоит вечное пребывание на небе
средибогов и полубогов.
Список литературы
Всешедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и
характеры. Зарубежнаялитература древних эпох, средневековья и
Возрождения: Энциклопедическоеиздание. / Ред. и сост. В.И.Новиков –
М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT»,1997
Махабхарата
207
0
6 минут
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!