Неклассический идеал находится еще в стадии формирования. Этот процесс идет по двум основным направлениям:
1) критика основоположений классического идеала;
2) попытка определить альтернативы классическому идеалу научности.
Формирование нового идеала происходит через критику фундаменталистской парадигмы. Все попытки найти в науке некие «окончательные» обоснования ни к чему не привели. Об этом говорит уже сам переход от математического к физическому идеалу научности.
Сомнение состоятельности фундаменталистской парадигмы сделало возможным широкое развитие гуманитарных наук. Критика естественнонаучного варианта классического идеала научности прозвучала в концепции К. Поппера. Опыт, по мнению К. Поппера, не является больше основным обоснованием научности. Значение опыта состоит не в утверждении, а в опровержении, фальсификации научных гипотез.
Таким образом, антифундаментализм утверждает гипотетический характер научного познания.
Широкую известность приобрела методологическая концепция П. Фейерабенда, где плюралистическая тенденция в истолковании науки доведена до своего логического предела. П. Фейерабенд распространяет плюрализм не только на стандарты научности, но утверждает равноценность научных и ненаучных знаний, исходя из того, что разделение науки и не науки не только искусственно, но и вредно для познания. Так он пытается доказать фактическую равнозначность науки и мифа.
В целом же идея плюрализации подрывает притязания классического идеала научности на монополию в процессе освоения человеком ощущающего мира, так как решать свои проблемы человечество может не только с помощью науки.
Таким образом, способность решать проблемы выдвигается в качестве ведущей ценности нового, формирующегося идеала научности. Этот идеал должен допускать существование конкурирующих друг с другом методологических стандартов в решении научных проблем.
В современной методологии науки наиболее радикальный разрыв с классическим идеалом выражает экстерналистская тенденция, которая исходит из общего тезиса о социальной обусловленности научной деятельности. Социальные, мировоззренческие, политические факторы могут либо стимулировать, либо тормозить исследования в той или иной научной сфере. Однако, эта в целом верная установка приводит к попыткам представителей «социологии знания» доказать возможность прямого влияния социокультурных факторов на содержание научного знания. С этим выводом нельзя согласиться, так как это влияние всегда опосредовано.
Все рассмотренные тенденции в критике классического идеала научности, не смотря на слабые места, содержат в себе идеи нового идеала научности, который находится еще в стадии формирования, но его основные тенденции проявляются достаточно отчетливо:
- замена фундаментальной обоснованности способностью решать проблемы;
- допустимость множественности частных идеалов научности;
- учет зависимости науки от социокультурных ценностей;
- социопрактическая ориентированность определенных научных исследований.
Суть сдвигов, происходящих в современной науке, выражается в переходе от стратегии дисциплинарного, предметного, научного знании к проблемно-ориентированным формам научной деятельности. Изменяется характер решаемых современной наукой проблем: они все больше носят комплексный характер, имеют социально-практическую значимость. Увеличиваются объемы междисциплинарных научных исследований. Все большее распространение получают комплексные научно-технические дисциплины и исследовательские комплексы.
Наиболее адекватное воплощение новые методологические идеи находят в таком новом исследовательском комплексе как экология.
Завершая рассмотрение различных форм и идеалов научности, следует обратить внимание на их существенное многообразие. Поэтому оценки различных форм и идеалов научности не могут быть жесткими и однозначными. Относительная победа одного из идеалов научности никогда не влекла за собой разрушения методологических ценностей, созданных в русле прежнего идеала. Процесс перехода к новому идеалу завершался, как правило, лишь снижением статуса прежнего идеала, переводом его в разряд инструментальных. Каждый из рассмотренных идеалов имеет не только социально-историческое основания, но и отражает содержание и структуру человеческой деятельности, поэтому формирование новых идеалов не должно приводить к их монополии, что затрудняло бы возможность научного познания реальности.
54. Методология как учение о принципах и методах познания. Методология познания и логика исследования. Логика как учение о логических методах научного познания.
Методология - это учение о методах и принципах познания. Методология делится на две части:
1) учение об исходных основах познания, которое непосредственно связано с философией и научной картиной мира;
2) учение о способах и приемах исследования, связанное с частными методами познания и общей методикой исследования.
Методология научного познания связана с логикой научного исследования, но их нельзя отождествлять. Отождествление методологии и логики возникло в рамках логического позитивизма, который даже философию рассматривал лишь как часть логики, а именно, как логический анализ языка науки. На самом деле содержание методологии научного познания шире, чем содержание логики научного исследования. Логика исследования обычно понимается как учение о логических методах исследования. Методология же познания, кроме логики, включает в себя исходные принципы познания, принципы формирования научных понятий и т. д.
Главная задача методологии научного познания - создание современного синтеза всех накопленных научных знаний. Знания можно синтезировать лишь на основе общих представлений о мире. Но подлинно научный синтез знаний стал возможен лишь тогда, когда появляется первая научная картина мира (XVII век) - механическая. Методология научного познания в это время развивается в рамках математики и механики. С разработкой теории электромагнетизма осуществился переход от механической картины мира к электродинамической. Методы научного исследования в этот период обуславливались физикой. При этом новая методология стала включать в себя и математические методы, выходящие за пределы классического анализа. Формирование современной квантовополевой научной картины мира привело к новым изменениям в методологии науки. Важное значение приобрели математика и математизация различных наук, появились новые разделы математики.
Теоретические методы научного исследования расширились после возникновения кибернетики и создания новой вычислительной техники. Появились возможности для разработки универсальных теоретических методов, применимых в любых науках - как естественных, так и гуманитарных.
Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет:
- выяснить философскую основу научного познания;
- произвести на этой основе систематизацию всех научных знаний;
- создать условия для разработки новой более эффективной методики дальнейших научных исследований во всех областях знания.
Законами, правилами и формами мышления занимается логика. Важнейшими особенностями мышления, ведущего к истине, являются его последовательность, логическая стройность и обоснованность. В процессе правильного мышления одни мысли должны вытекать из других и быть логически непротиворечивыми.
В истории науки сформировались несколько типов логики.
1. Формальная логика (Аристотель). Как метод исследования играла важную роль при переходе от изучения общих закономерностей к изучению сущности отдельных явлений, когда требовалось разложить действительность на отдельные предметы, а сами предметы - на составные элементы.
2. С XVII века ведет начало математическая логика (Лейбниц). Все основные понятия этой логики должны быть обозначены символами, комбинация которых может выражать остальные понятия. Операции с символами должны осуществляться по определенным правилам логического исчисления. Математическая логика - это формальная логика, применяющая математические методы и специальный аппарат, имеет большое значение для естественных наук, послужила основой кибернетики, теории автоматов, находит применение в химии, биологии и т. д., логические исчисления применяются в лингвистике.
3. В начале XIX века появляется диалектическая логика. Ее содержание состоит в изучении закономерностей диалектического мышления. Она опирается на ряд основных логических принципов.
- Принцип объективности рассмотрения (при исследовании всякого предмета надо исходить из внутренней взаимосвязи его сторон).
- Рассмотрение объекта во всех его связях и отношениях.
- Принцип рассмотрения предмета в его развитии и изменении.
- Принцип выявления противоречий, чтобы проследить движение предмета от одной стадии развития к другой.
- Принцип диалектического отрицания. Отрицание должно удерживать положительное, быть моментом связи, развития. Так, возникающие новые теории включают в себя прежние как частный случай.
- Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Исследование начинается с абстрактного, с понятий. Выявив сущность явления в целом, на этой основе можно установить более частные зависимости.
- Принцип единства исторического и логического, где логическое выступает отражением исторического. В логике понятий воспроизводится логика истории исследуемого объекта.
Диалектическая логика в отличие от формальной, является содержательной в том смысле, что она рассматривает формы мышления в связи с содержанием, наполняющим эти формы.