а) Бьющий наступил на линию (поле).
б) Игрок города наступил на ограничительную линию или зону, расположенную рядом.
в) Игрок начал бег до удара.
г) Игрок находился не в своей зоне (в зоне бьющего; в пригороде без выполнения удара; уже бивший игрок — в зоне очередности, в том числе капитан).
д) Игрок города находился в поле после смены команд или не завершил перебежку.
е) Игрок вышел за пределы игровых зон без разрешения судьи.
Нарушение правил командой поля в момент удара.
Игрок поля находился в штрафной зоне. Причем не считается ошибкой, если игрок еще не успел покинуть зону, но перебегает ее и не принимает участия в ловле мяча.
Нарушение правил командой города во время перебежки.
а) Лапта оставлена в поле.
б) Выбежал на поле не из зоны бегущих. Бьющий имеет право выбегать из зоны удара.
в) Возвратился назад, за линию, из-за которой выбежал (города или кона).
г) Не побывал за линией кона.
д) Заступил одной ногой за линию кона.
е) Выбежал за боковые линии.
Нарушение правил командой поля во время перебежки соперников.
а) Бежал или шел с мячом в руках по полю (а1) либо за его пределами (а2).
б) Пробрасывал или прокатывал себе мяч с целью перебежки на другое место.
в) Задержал перебегающего игрока любым способом.
За все перечисленные нарушения команды наказываются.
Если правила нарушила команда города, она меняется местами с командой поля.
Если правила нарушила команда поля, игра останавливается и все игроки города, имеющие право бежать (находящиеся в данный момент на кону, в поле, зонах бьющего и бегущих), получают одно очко и переходят в зону очередности.
Положение биты во время перебежки.
Если бита касается линии города, то считается, что она оставлена в нем.
Бита оставлена в поле.
Бита оставлена в городе.
ЖЕСТЫ СУДЬИ
Судья использует во время игры следующие жесты:
«Неправильное расположение игрока». Движение кистью влево-вправо на уровне пояса-груди. Кисть в ладонь, пальцами вниз.
«Нет попадания» — в поле при ударе или в игрока. Движение влево-вправо предплечьем одной руки на уровне пояса. Кисть в ладонь, ладонью вниз. Используется и как отрицательный ответ.
«Попадание было». Движение кистью вниз. Кисть собрана в кулак, указательный палец направлен вниз.
«Прекратить перебежку и вернуться назад». Поднятая в сторону рука или руки, если игроки бежали с двух сторон. Кисть в ладонь пальцами вверх, ладонь повернута в направлении линии кона или города.
«Бег или ходьба с мячом в руках». Вращательное движение — кулак вокруг кулака.
«Задержка игрока при перебежке». Захват запястья.
«Команды меняются местами». Скрестное движение предплечий на уровне пояса. Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выпрямлен.
«Замена игрока». Правая рука поднята вверх, пальцы сжаты в кулак. Круговое движение указательным пальцем, направленным вверх.
«Окончание времени игры или первой ее половины». Руки скрещены перед грудью.
ВЕДЕНИЕ ПРОТОКОЛА
В графе «Состав команды» записываются фамилии и имена игроков в любом порядке. Далее в графе «№» записываются номера игроков. Капитан команды отмечается кружочком (обводится цифра перед фамилией).
В следующей графе отмечаются очки, заработанные каждым игроком при игре в городе и в поле. Например, 7/23, где 7 — количество полных перебежек за всю игру; 2 — количество пойманных мячей с лёта; 3 — количество попаданий в перебегающих игроков. Это позволяет определить полезность игроков не только в городе, но и в поле (лучших ловцов и снайперов).
Каждая команда имеет свою графу (см. протокол), куда вносятся заработанные очки и удачная игра в поле.
Игра в городе. Цифры в колонке «Очки» перечеркиваются, и рядом с ними ставятся номера игроков, заработавших эти очки. В случае если очков будет больше, чем в таблице, то они дописываются от руки.
Если команда имеет фору, то до начала игры ее количество обводят сплошной линией (см. 7б). Штрафные очки, полученные одной из команд, приплюсовываются к очкам другой команды и отмечаются аналогично форе (см. 8д).
Игра в поле. Она записывается с помощью черточек в колонке «Осаливание». Рядом с черточкой ставят номер игрока, выбившего перебегающего.
В случае ловли мяча с лёта черточку превращают в крестик и ставят номер игрока, поймавшего мяч. Закончив одну колонку черточек, переходят к другой.
По окончании первой половины игры в колонках «Очки» и «Осаливание» подчеркивают одной линией последние обозначения. После окончания игры делают то же, но двумя линиями.
Между названиями колонок «Очки» и «Осаливание» ставят цифры: 1 — если команда начинает игру в городе в первом периоде; 2 — если во втором.
ПРОТОКОЛ
Соревнований по лапте среди _____________________________
_______________________________________________________
Состав команды | Команда | Команда | ||||||||
очки | осалив. | очки | осалив. | |||||||
Ф.И. | № | - | - | - | - | |||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
Состав команды | - | - | - | - | ||||||
- | - | - | - | |||||||
Ф.И. | № | - | - | - | - | |||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - |
Первая половина игры закончилась со счетом ________в пользу_________
Игра закончилась со счетом ________ в пользу_________
Судья _____________________________2-й судья_____________________
Секретарь ____________________________ Дата _________________
ИГРА ПОРОЛОНОВЫМ МЯЧОМ
В тех случаях, когда условия не позволяют играть теннисным мячом, но играть очень хочется, можно заменить его поролоновым. В этом случае могут быть два варианта изменений правил игры, которые зависят от качества и упругости поролонового мяча. Но в обоих из этих случаев не используется бита. Дело в том, что удары битой быстро разрушают поролоновые мячи. Однако, если таких мячей много, то можно играть битой, и не вносить никаких изменений.
Вариант – 1. Если поролоновый мяч шарообразный и достаточно упругий, что приближает его по характеристикам к теннисному (или резиновому) мячу, то удар битой заменяется ударом рукой. Удар наносится открытой ладонью.
Вариант – 2. Если поролоновый мяч не имеет шарообразной формы (самодельный), или недостаточно упругий, из-за чего быстро теряет скорость при полете, то удар битой заменяется броском мяча рукой, а в игру вносятся следующие изменения.
1. Удачным броском считается только попадание в поле. Попадание в лицевую стену считается не удачным броском.
2. Нельзя выполнять сильные броски в близко стоящих игроков (у штрафной линии).
3. При выполнении броска нельзя выполнять обманные движения. Любое движение руки с мячом похожее на бросок, является броском.
4. Капитан команды имеет право только на один бросок, как и все игроки.
Данная игра может использоваться в спортивных залах, не имеющих защитных сеток на окнах, либо имеющих сетки, но с крупными ячейками.
Кроме того, вариант – 2 может использоваться и при игре с теннисным мячом на улице, для повышения нагрузки и увеличения интереса к игре, когда начинающие игроки слабо владеют ударом битой.
СЛОВАРЬ
Бегущий (перебегающий) – игрок команды расположенной в городе, совершающий перебежку через поле, или имеющий право бежать.
Бита – специальная палка, круглой или плоской формы, с помощью которой выбивают мяч в поле. Ей бьют по мячу, отсюда и название. Бита имеет и другое название – лапта, от которой и получила название игра.
Борьба за город – игровая ситуация в которой ни одна из команд не владеет городом, но каждая пытается это сделать. Это время с момента выбивания перебегающего игрока, и до убегания в город одной из команд в полном составе.
Бросок – бросок мяча в соперника, или в город.
Бьющий– игрок команды города выполняющий удар битой по мячу.
Водящий– игрок команды расположенной в поле.
Время безопасной перебежки – когда водящие контролируют мяч, но их действия не направлены против данного игрока. Например, они охотятся за другим игроком; или стоят, не предпринимая действий к осаливанию.
Время опасной перебежки – когда действия водящих направлены против данного игрока.
Время свободной перебежки – когда водящая команда не контролирует мяч:
- С момента удара и до подбора мяча водящими.
- С момента броска в перебегающего игрока (в случае промаха) и до подбора мяча водящими.
- Если мяч потерян, и водящие не могут его найти.
- Мяч выброшен в город.
Выбивание (осаливание) – попадание мячом в перебегающего игрока.
Город– часть площадки, примыкающая к полю. Он делится на три равные зоны: очередности, бьющего и бегущих игроков. Город расположен с противоположной кону стороны поля.
Групповая перебежка – когда перебежку через поле одновременно совершают 2 - 4 игрока, независимо от направления бега.
Зона бегущих игроков – часть города, в которой располагаются игроки, имеющие право на перебежку. Ещё её называют «пригород».
Зона бьющего– часть города, расположенная в середине, из которой выполняется удар.
Зона очередности– часть города, в которой располагаются игроки, ожидающие своей очереди для выполнения удара.
Капитан – игрок, обладающий дополнительными полномочиями, и имеющий право на 3 удара.
Командная перебежка – когда перебежку через поле одновременно совершают 5 - 6 игроков, независимо от направления бега.
Кон - часть площадки, примыкающая к полю, и расположенная с противоположной городу стороны поля.
Лапта – палка-бита, с помощью которой выбивают мяч в поле. Плоская бита имеет форму лопатки. От нее и получила название игра.
Мяч игровой (или в игре) – когда можно совершать перебежку.
Мяч неигровой (или вне игры) – когда перебежку совершать нельзя, или некому.
Обратное осаливание– когда мяч, брошенный в соперника, отскочил от него и попал в игрока бросающей команды. Либо после попадания в соперника, мяч подобрал (или случайно коснулся) игрок бросающей команды.
Одиночная перебежка – когда перебежку через поле совершает один игрок, независимо от направления бега.
Осаливание (выбивание) – попадание мячом в перебегающего игрока.
Перебежка – перемещение игрока города через поле. Она считается полной, когда игрок, выбежав из города, побывал на кону, и вернулся обратно в город.
Перебегающий (бегущий) – игрок команды расположенной в городе, совершающий перебежку через поле, или имеющий право бежать.
Передача – бросок мяча партнеру.
Пересаливание– когда осаленный игрок (или его команда) подобрав мяч, осалил им игрока соперников, не успевшего убежать в город.
Площадка – место для игры, включающее в себя поле, город и кон. К площадке так же может относиться пространство, находящееся за боковыми линиями поля.
Поймать мяч слёта – водящий поймал мяч, летящий после удара, который еще не коснулся земли (пола). Засчитывается только ловля кистями рук.
Поле – часть площадки прямоугольной формы, через которую совершают перебежки.
«Пригород» – см. Зона бегущих игроков.
Самоосаливание– когда игрок города сам коснулся мяча в пределах поля (например, наступил на мяч, или взял мяч в руки после выбивания соперника, и т.п.), или специально коснулся мяча, находясь на кону. В этом случае начинается борьба за город, как и при выбивании.
Увёртывание – уклонение от мяча при выбивании.
Удар – удар битой по мячу.
Штрафная зона – часть поля, расположенная между линией города и штрафной линией.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЛАПТА.. 1
Ход игры.. 1
ПРАВИЛА ИГРЫ... 2
1. Общие положения. 2
2. Время игры.. 2
3. Площадка для игры.. 3
4. Инвентарь и оборудование. 3
5. Форма игроков. 4
6. Судейство. 5
7. Капитан команды.. 5
8. Замена игроков. 6
9. Розыгрыш в начале игры.. 6
10. Игроки в городе (бьющие) 7
11. Игроки в поле (водящие) 8
12. Осаливание и борьба за город. 9
13. Смена команд без борьбы.. 10
14. Затягивание времени игры.. 11
15. Наказания. 12
16. Игра в спортивном зале. 12
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАВИЛАМ... 13
В ПОМОЩЬ СУДЬЕ. 13
Нарушение правил командой города в момент удара. 13
Нарушение правил командой поля в момент удара. 14
Нарушение правил командой города во время перебежки. 14
Нарушение правил командой поля во время перебежки соперников. 15
За все перечисленные нарушения команды наказываются. 15
Положение биты во время перебежки. 15
ЖЕСТЫ СУДЬИ.. 16
ВЕДЕНИЕ ПРОТОКОЛА.. 17
ИГРА ПОРОЛОНОВЫМ МЯЧОМ.. 20
СЛОВАРЬ.. 21
ОГЛАВЛЕНИЕ.. 24