ЛАПТА
Ход игры
По жребию одна команда начинает игру в городе в первом периоде, а другая во втором периоде.
Команда города(бьющие, или перебегающие) располагается в зоне очередности. Один игрок выходит в зону бьющего, подбрасывает мяч и бьет по нему битой. При удачном ударе (мяч попал в поле или в кон) игрок бежит (оставив биту в городе) через поле на кон. Он может там остаться до удара следующего игрока или вернуться обратно в город. Игрок, вернувшийся в город из кона, зарабатывает одно очко своей команде и право на еще один удар.
Бегущим игрокам не разрешается: касаться мяча; выходить за боковые линии поля; возвращаться в город, не побывав на кону; выбежав в поле из кона, возвращаться обратно на кон.
Если игрок отказался от перебежки или сделал неудачный удар, он переходит в пригород (зону бегущих) и после удачного удара следующего игрока тоже может бежать. Перебежка через поле может начинаться с момента удара по мячу и до момента выбрасывания мяча в город (момент замаха) игроком поля.
Команда поля(водящие) располагается в поле. Игроки имеют право выходить за пределы поля, но не могут заходить в город. Водящие стараются на лету поймать мяч после удара бьющего. Если им это удается, команды меняются местами. Ловить мяч можно только с помощью кистей рук, его необходимо унести в город, не коснувшись им игрового поля.
Если поймать мяч с лёта не удалось, водящие как можно быстрее стараются его подобрать и осалить перебегающих. Мяч можно передавать друг другу любое количество раз. Перемещаться с мячом в руках нельзя, а без мяча можно. Водящие не имеют права касаться перебегающих и мешать им совершать перебежку.
Борьба за город.Если перебегающего осалили (мячом), начинается борьба за город. В этот момент команды меняются ролями. Поэтому бывшие водящие, став игроками города, стараются быстрее убежать в город (занять его). Бывшие перебегающие, став водящими, выбегают в поле, подбирают мяч и стараются осалить убегающих в город. Если им это удается, команды опять меняются ролями. Так происходит до тех пор, пока одна из команд не убежит в город в полном составе или мяч не улетит в город (в поле его возвращать нельзя). Заняв город, вся команда располагается в зоне очередности и начинает игру в городе.
Побеждает команда, которая наберет больше очков.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Общие положения
Цель игры. Завладеть городом и совершить как можно больше перебежек через поле на кон и обратно в город, а при игре в поле — мешать с помощью мяча сделать то же самое команде-сопернице.
Команды. В игре соревнуются 2 команды по 6 игроков, одна располагается в поле, а другая — в городе (в зоне очередности). По жребию одна команда начинает игру в городе в первом периоде, а другая во втором периоде.
Время игры
Игра состоит из 2 периодов — по 10 мин. для детей 9–12 лет, по 15 мин. для детей 13 лет и старше. Перерыв между периодами 5 мин. Отсчет времени начинается с попытки первого игрока ударить по мячу или с самого удара, который выполняется с разрешения судьи. В ходе игры отсчет времени не прерывается, кроме следующих случаев: 1. Если мяч потерян и его не может найти водящая команда, а все игроки города уже пробежали (имеющие право). Отсчет времени возобновляется, когда мяч найден либо выдан другой. 2. Если кто-либо из игроков получил травму. Отсчет времени — с момента удара по мячу очередным игроком. 3. Если руководитель хочет сделать замечания по ходу встречи, которые относятся к обеим командам и способствуют лучшему пониманию игры (в играх внутри коллектива). 4. Другие непредвиденные обстоятельства, влияющие на ход встречи и на безопасность игроков (например, появление собаки на поле и т. п.).
Площадка для игры
Она состоит из игрового поля и примыкающих к нему города и кона. Город разделен на 3 равные зоны: очередности, бьющего и бегущих (пригород). В поле выделяют штрафную зону, в которой не должно быть игроков в момент удара по мячу.
В случае если в зону бьющего попадают футбольные ворота, которые препятствуют удару, то ее разрешается перенести в сторону зоны бегущих. Поле прямоугольной формы должно быть ровным и может иметь любое покрытие.
|
Размеры поля для игроков 14 лет и старше (9-11 классы) — 50-60 х 30-40 м, штрафная линия на расстоянии 12–15 м от линии города.
Для игроков 10–13 лет (5–8 классы) — 30-40 х 15-20 м, штрафная — 6–9 м.
Для игроков 9 лет (3–4 классы) — 18 x 11 м (спортзал), штрафная — дуга радиусом 6 м.
Глубина зон города и кона — 3–5 м. Ширина линий — 4–5 см.
Инвентарь и оборудование
Лапта (палка-бита) — выполнена из дерева, ее размеры и форма зависят от возраста участников: для игроков 9–11 лет (3–6 классы) — бита № 1; для игроков 12–13 лет (7–8 классы) — бита № 2.
Для игры в условиях школы и для тренировки игроков 12–13 лет — бита № 3.
Для игроков 14 лет и старше — бита № 4.
Для игр в спортивном зале всех возрастных групп (до 14 лет) — бита № 1.
Игроки 14 лет и старше используют кусок шланга длиной 40 см и Æ 2,5–3 см.
В игре от начала и до конца всеми игроками обеих команд используется одна бита. Замена ее осуществляется только в случае неисправности. До начала игры первый судья проверяет соответствие биты правилам соревнований, а во время игры контролирует ее исправность.
В воинских подразделениях в качестве биты может использоваться малая лопата в чехле, как в зале, так и на улице.
Мяч — теннисный или подобный мяч, того же размера. Он должен быть такого цвета, который позволяет хорошо видеть его в условиях игры.
Игра проводится одним мячом. На случай его потери предусматриваются два запасных.
Флажки — 6 штук, высотой 60–100 см, 4 из них устанавливаются по углам игрового поля, а 2 — на линии города, ограничивая место бьющего.
Форма игроков
Играя на улице, команды должны иметь форму, соответствующую погодным условиям. В холодную погоду это спортивный костюм. Разрешается надевать перчатки, шапку, ветрозащитный костюм и т. п. При температуре воздуха +15 °С и выше, а также если игра проходит в спортивном зале, необходимы спортивные трусы и футболка.
Форма команд должна отличаться по цвету, на футболках должны быть номера, начиная с первого.
Судейство
Осуществляется бригадой судей из трех человек: первый и второй судьи, судья-секретарь. Иногда присутствуют еще судья-информатор и помощник секретаря (при игре в зале).
Первый судья располагается в месте пересечения боковой и штрафной линий со стороны пригорода. Он следит за соблюдением правил игры, ведет хронометраж, осуществляет наказания и принимает окончательное решение в случае возникновения спорных моментов, а также подает сигнал об окончании игры.
Второй судья находится в месте пересечения боковой линии и линии кона с противоположной стороны от первого судьи, он помогает следить за выполнением правил игры.
Судьи должны как можно меньше вмешиваться в игру, делая это при помощи свистка только в случае нарушения правил. При необходимости они используют специальные жесты.
Судья-секретарь, находясь рядом с первым судьей, ведет подсчет очков и заполняет протокол.
Помощник секретаря необходим при игре в спортивном зале в связи с частым выбиванием и сменой команд. Он подсказывает номера игроков либо самостоятельно фиксирует игру в поле (выбивание и ловлю с лёта).
Судья-информатор сообщает зрителям и игрокам сведения о счете, об игре, о командах и игроках, разъясняет решения судей.
Капитан команды
Капитан выбирается на одну игру и не может быть переизбран до ее окончания. Если он уходит, то передает свои права любому игроку команды, но, вернувшись на площадку, вновь принимает их. Капитан должен иметь отличительный знак (например, повязку на рукаве).
Он имеет право:
1. На три попытки удара в любой очередности (но не может совершать две перебежки подряд), которые может использовать сразу или в процессе игры. Заработав очко, он вновь имеет право на три попытки, независимо от того, сколько попыток перед этим использовано.
2. Устанавливать очередность ударов игроков.
3. Обращаться к судье по любому спорному вопросу.
4. Подавать протест после окончания встречи в соответствии с положением о проведении соревнований (в отсутствие тренера).
5. Проводить замену игроков (в отсутствие тренера).
6. Играть без замены при круговой смене играющих.
Замена игроков
Количество запасных игроков зависит от ранга соревнований и условий, оговоренных в положении о соревновании (как правило, два–три запасных). В нем же определяется и один из двух способов замены.
Первый — капитан команды (тренер) с разрешения судьи меняет любого игрока, находящегося в зоне очередности или в поле. Замена выполняется перед очередным ударом любого игрока. Количество замен не ограничено.
Второй — автоматически меняются друг за другом все игроки по заранее установленной очередности. Замена выполняется при переходе команды из поля в город или наоборот, в зависимости от места расположения запасных игроков (около поля или города).
Если в положении не указан способ замены, то обычно используется первый. Поскольку времени на замену не предусматривается и замена выполняется быстро, то игрок, выходящий на замену, должен приготовиться заранее.
Розыгрыш в начале игры
Перед началом игры команды в полном составе строятся в городе друг против друга в две шеренги, по линиям, ограничивающим зону бьющего. После информации судьи о том, какая встреча проводится и кто играет, команды приветствуют друг друга. Затем капитаны подходят к судье, обмениваются рукопожатиями и бросают жребий — какой из команд начинать игру в городе, какой — в поле. Команда, начинавшая первый период в городе, второй период начинает в поле, а другая — в городе.
Игроки в городе (бьющие)
Игроки поочередно с помощью лапты выбивают мяч в поле и, пока он там находится, стараются добежать до кона и вернуться обратно в город. Обязательные требования к игрокам:
1. До удара по мячу надо находиться в пределах зоны очередности.
2. Каждый игрок имеет право только на одну попытку удара. Заработав очко, получает еще одну и т.д.
3. Игрок, выполняющий удар, сам подбрасывает мяч. Если он плохо подбросил, но не сделал попытки удара, то имеет право повторить, однако не более одного раза. Бьющий (во время игры) выполняет удар без какой-либо команды, не ожидая готовности игроков поля. Но участники его команды должны находиться за пределами поля в положенных им зонах.
4. Удар по мячу считается выполненным правильно (удачно), если:
а) мяч, попал в пределы поля и залетел за штрафную линию;
б) мяч вылетел за линию кона, но в пределах мысленного продолжения боковых линий;
в) бьющий наносил удар, стоя в пределах своей зоны и не наступал на линию города;
г) в момент удара по мячу все игроки команды бьющих находились за пределами поля в своих зонах.
5. Перебежку можно начать сразу после удара (если удар неудачный — игрок обязан вернуться) или через некоторое время, но до тех пор, пока мяч не вернули в город или его явно бросают в город (момент замаха для броска в город).
6. Бьющий должен оставить лапту в городе и совершить перебежку без нее.
7. Игроки, уже использовавшие свою попытку удара, а также отказавшиеся от перебежки, должны находиться в пределах зоны бегущих (пригороде). Только отсюда они имеют право выбегать на поле. Бьющий же выбегает на поле из своей зоны (бьющего) или из пригорода (бегущих).
8. Игрок команды города не имеет права переходить в пригород из зоны очередности без попытки удара.
9. Совершать перебежку могут одновременно один или несколько игроков, находившихся до удара в пригороде и на кону.
10. Во время перебежки игроки могут в пределах поля двигаться в любом направлении, останавливаться, возвращаться немного назад, но не за линию, из-за которой выбежали (города или кона).
11. Начавшим перебежку считается игрок, который наступил на поле двумя ногами. Если игрок наступил одной ногой на поле, то он может вернуться обратно. Однако нельзя стоять, наступив одной ногой на поле (линию).
12. Добежав до линии кона, игрок только в том случае имеет право возвращаться обратно, если он переступил черту обеими ногами.
13. Игрок имеет право остаться за линией кона и вернуться при любом удачном ударе других участников команды.
14. Перебежавший площадку до кона и обратно (вернувшийся в город) зарабатывает одно очко своей команде. Он получает право еще на один удар, который выполняет после тех, кто еще не бил (не совершил перебежку).
15. Игрок, находящийся в городе, не имеет права брать в руки игровой мяч (находящийся в поле).
16. Игрок города имеет право выйти в поле за неигровым мячом, с целью ускорения игры.
Мяч считается игровым (или в игре) – когда можно совершать перебежку.
Мяч считается неигровым (или вне игры) – когда перебежку совершать нельзя, или некому.
Игроки в поле (водящие)
Водящие стараются осалить мячом игроков противника, совершающих перебежки, и в случае удачи перебраться в город. Основные требования к игрокам:
1. Могут свободно перемещаться по всему полю и выходить за его пределы, но не имеют права пересекать линию города или ее мысленное продолжение.
2. Не должны находиться в штрафной зоне при выполнении удара бьющей командой.
3. Не должны мешать сопернику осуществлять перебежку.
4. Подобрав или поймав мяч, должны бросать его с того же места. Допускается лишь скачок в момент броска на дальнее расстояние, как при метании в легкой атлетике (не более двух шагов).
5. Игрок с мячом в руках может выполнить поворот, вышагивая любой ногой любое количество раз, не отрывая и не смещая при этом другой ноги.
6. Разрешаются в любом количестве передачи мяча друг другу.
7. Не допускается пробрасывать или катить мяч самим себе. Это не касается тех случаев, когда игрок бросил мяч в соперника, промахнулся и сам бежит за улетевшим мячом.
8. Игроки обязаны быстро возвращать мяч в зону бьющего, не затягивая времени, если в поле нет противника.
9. Обязаны выбивать соперников, находящихся в поле, либо должны выбросить мяч в город. Если игрок соперников остановился в поле, то водящие должны его выбивать (водить), а не перебегающий прорваться.
10. Не разрешается возвращать в поле мяч, улетевший за линию города или ее мысленное продолжение, заходить за линию города или ее мысленное продолжение.
11. Если при выбрасывании мяча в город, он по какой-либо причине не залетел в город, то с этого момента, мяч снова считается в игре.
Смена команд без борьбы
Она производится в тех случаях, когда:
1. Игрок водящих поймал мяч с лёта кистями рук, безразлично где — в поле, за его пределами или в штрафной зоне, или если один игрок выронил мяч, а другой поймал, не дав ему коснуться земли (пола). При этом игроки обязаны унести мяч в город. В случае падения мяча на поле (случайно уронен или брошен) игроки возвращаются в поле, а команда-соперница в полном составе располагается в зоне очередности.
2. После осаливания игрок бывшей водящей команды убежал не за линию города, а за линию кона.
3. У бьющей команды не осталось игрока с правом на удар. Это правило распространяется и на случай, если капитан имеет право на удар (не использовал все попытки), но находится за линией кона.
4. Бьющий наступает на линию города или какую-то другую (т.е. выходит за пределы зоны бьющего) в момент самого удара или попытки.
5. Кто-либо из игроков города наступает на линии, ограничивающие зоны, или заступает за них в момент удара или попытки.
6. В момент удара кто-либо из игроков находится не в своей зоне:
а) уже бивший игрок в зоне очередности, а не в зоне бегущих, в том числе и капитан;
б) в поле, после смены команд без борьбы или еще не завершив перебежку;
в) прибежавший игрок еще не достиг зоны очередности.
7. Во время удара лапта вылетела в поле из рук бьющего.
8. Игрок бьющих, начав перебежку, оставил лапту (биту) в поле, а не в городе. Если бита касается линии города, то считается, что она оставлена в нем.
9. Игрок бьющих, ожидающий удачного удара своего партнера (в пригороде), выбежал на поле не из пригорода, а из любой другой зоны, или до удара по мячу.
10. Игрок бьющих при перебежке выбежал за боковую линию поля, или наступил на нее.
11. Игрок бьющих, начав перебежку, возвратился обратно за линию города или кона (или наступил на нее).
12. Команда бьющих получила штрафное очко.
13. В команде бьющих во время игры (в игровых зонах) оказалось более шести игроков.
Смена команд должна производиться быстро (бегом).
При этом игроки, занявшие город, сразу, не дожидаясь, пока водящие займут места в поле, начинают выполнять удар.
Затягивание времени игры
Командой бьющих:
1. Долго решают, кто будет бить (более 5 с).
2. Медленно выходят на место удара и долго стоят, не выполняя его (более 5 с).
3. Не подбирают мяча, находящегося в городе.
4. Бьющий не ловит мяча, брошенного ему для выполнения удара, специально пропуская его, либо он ловит мяч с битой в руках (что мешает ему поймать мяч).
5. Долго производят смену команд без борьбы (направляясь в город шагом, а не бегом).
Командой водящих:
1. Не спешат подбирать мяч и бросать его в зону бьющего.
2. Специально бросают мяч мимо этой зоны.
3. Не выбивают остановившегося в поле игрока города.
Наказания
Предупреждение— за затягивание времени игры, за нарушение требований к игрокам, указанных в пунктах 8, 11.2, 11.8, 11.10, за сквернословие во время игры.
Штраф — при повторном предупреждении, за умышленное затягивание времени, за задержку бьющих при перебежке (заслон, подножка, захват и т.д.), оскорбление игроков и судей (словом или жестом), если во время игры в команде более 6 игроков.
Если штрафуется команда бьющих, то она меняется ролями с командой водящих и может получать штрафные очки (т.е. дополнительные очки другой команде). Если штрафуется команда водящих, то бьющие получают дополнительные очки.
Количество штрафных очков за каждое нарушение должно быть оговорено в положении о проведении соревнований. Если такого указания нет, за нарушение начисляется 3 штрафных очка.
Удаление. До конца игры игрок удаляется за повторное оскорбление и за грубое неспортивное поведение.
Игра в спортивном зале
Игра проводится в основном по тем же правилам, что и на открытой площадке. Небольшие изменения состоят в следующем.
Линиями города и кона являются лицевые линии волейбольной (баскетбольной, гандбольной) площадки, продолженные до стены. Боковыми линиями являются стены спортивного зала (в зале 24х12 м, а при игре в зале большего размера — боковые линии баскетбольной или гандбольной площадки), а штрафной — дуга 3-очковой линии в баскетболе, но может быть и другая линия, имеющаяся на площадке на расстоянии 6–8 м от линии города. Удар считается удачным, если мяч попал в пол и залетел за штрафную линию или попал в противоположную стену. Касание мячом боковых стен, потолка, любого предмета считается ошибкой. Мяч, пойманный командой водящих после удара, учитывается только в случае, если он пойман с лёта. Мяч, пойманный после отскока от лицевой стены, не учитывается. Игрок считается осаленным даже в том случае, если мяч попал в него, отскочив от стены (поскольку запрещено любое касание мяча). Игру можно проводить не теннисным, а более мягким мячом. Перелетевший линию города и отскочивший в поле мяч считается оставшимся в городе. Запрещаются удары лаптой снизу и сбоку, если мяч может пролететь через оконные решетки и заграждение приборов освещения (разрешаются только удары сверху).
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАВИЛАМ
В ПОМОЩЬ СУДЬЕ
ЖЕСТЫ СУДЬИ
Судья использует во время игры следующие жесты:
«Неправильное расположение игрока». Движение кистью влево-вправо на уровне пояса-груди. Кисть в ладонь, пальцами вниз.
«Нет попадания» — в поле при ударе или в игрока. Движение влево-вправо предплечьем одной руки на уровне пояса. Кисть в ладонь, ладонью вниз. Используется и как отрицательный ответ.
«Попадание было». Движение кистью вниз. Кисть собрана в кулак, указательный палец направлен вниз.
«Прекратить перебежку и вернуться назад». Поднятая в сторону рука или руки, если игроки бежали с двух сторон. Кисть в ладонь пальцами вверх, ладонь повернута в направлении линии кона или города.
«Бег или ходьба с мячом в руках». Вращательное движение — кулак вокруг кулака.
«Задержка игрока при перебежке». Захват запястья.
«Команды меняются местами». Скрестное движение предплечий на уровне пояса. Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выпрямлен.
«Замена игрока». Правая рука поднята вверх, пальцы сжаты в кулак. Круговое движение указательным пальцем, направленным вверх.
«Окончание времени игры или первой ее половины». Руки скрещены перед грудью.
ВЕДЕНИЕ ПРОТОКОЛА
В графе «Состав команды» записываются фамилии и имена игроков в любом порядке. Далее в графе «№» записываются номера игроков. Капитан команды отмечается кружочком (обводится цифра перед фамилией).
В следующей графе отмечаются очки, заработанные каждым игроком при игре в городе и в поле. Например, 7/23, где 7 — количество полных перебежек за всю игру; 2 — количество пойманных мячей с лёта; 3 — количество попаданий в перебегающих игроков. Это позволяет определить полезность игроков не только в городе, но и в поле (лучших ловцов и снайперов).
Каждая команда имеет свою графу (см. протокол), куда вносятся заработанные очки и удачная игра в поле.
Игра в городе. Цифры в колонке «Очки» перечеркиваются, и рядом с ними ставятся номера игроков, заработавших эти очки. В случае если очков будет больше, чем в таблице, то они дописываются от руки.
Если команда имеет фору, то до начала игры ее количество обводят сплошной линией (см. 7б). Штрафные очки, полученные одной из команд, приплюсовываются к очкам другой команды и отмечаются аналогично форе (см. 8д).
Игра в поле. Она записывается с помощью черточек в колонке «Осаливание». Рядом с черточкой ставят номер игрока, выбившего перебегающего.
В случае ловли мяча с лёта черточку превращают в крестик и ставят номер игрока, поймавшего мяч. Закончив одну колонку черточек, переходят к другой.
По окончании первой половины игры в колонках «Очки» и «Осаливание» подчеркивают одной линией последние обозначения. После окончания игры делают то же, но двумя линиями.
Между названиями колонок «Очки» и «Осаливание» ставят цифры: 1 — если команда начинает игру в городе в первом периоде; 2 — если во втором.
ПРОТОКОЛ
Соревнований по лапте среди _____________________________
_______________________________________________________
Состав команды | Команда | Команда | ||||||||
очки | осалив. | очки | осалив. | |||||||
Ф.И. | № | - | - | - | - | |||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
Состав команды | - | - | - | - | ||||||
- | - | - | - | |||||||
Ф.И. | № | - | - | - | - | |||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | |||||||
- | - | - | - |
Первая половина игры закончилась со счетом ________в пользу_________
Игра закончилась со счетом ________ в пользу_________
Судья _____________________________2-й судья_____________________
Секретарь ____________________________ Дата _________________
ИГРА ПОРОЛОНОВЫМ МЯЧОМ
В тех случаях, когда условия не позволяют играть теннисным мячом, но играть очень хочется, можно заменить его поролоновым. В этом случае могут быть два варианта изменений правил игры, которые зависят от качества и упругости поролонового мяча. Но в обоих из этих случаев не используется бита. Дело в том, что удары битой быстро разрушают поролоновые мячи. Однако, если таких мячей много, то можно играть битой, и не вносить никаких изменений.
Вариант – 1. Если поролоновый мяч шарообразный и достаточно упругий, что приближает его по характеристикам к теннисному (или резиновому) мячу, то удар битой заменяется ударом рукой. Удар наносится открытой ладонью.
Вариант – 2. Если поролоновый мяч не имеет шарообразной формы (самодельный), или недостаточно упругий, из-за чего быстро теряет скорость при полете, то удар битой заменяется броском мяча рукой, а в игру вносятся следующие изменения.
1. Удачным броском считается только попадание в поле. Попадание в лицевую стену считается не удачным броском.
2. Нельзя выполнять сильные броски в близко стоящих игроков (у штрафной линии).
3. При выполнении броска нельзя выполнять обманные движения. Любое движение руки с мячом похожее на бросок, является броском.
4. Капитан команды имеет право только на один бросок, как и все игроки.
Данная игра может использоваться в спортивных залах, не имеющих защитных сеток на окнах, либо имеющих сетки, но с крупными ячейками.
Кроме того, вариант – 2 может использоваться и при игре с теннисным мячом на улице, для повышения нагрузки и увеличения интереса к игре, когда начинающие игроки слабо владеют ударом битой.
СЛОВАРЬ
Бегущий (перебегающий) – игрок команды расположенной в городе, совершающий перебежку через поле, или имеющий право бежать.
Бита – специальная палка, круглой или плоской формы, с помощью которой выбивают мяч в поле. Ей бьют по мячу, отсюда и название. Бита имеет и другое название – лапта, от которой и получила название игра.
Борьба за город – игровая ситуация в которой ни одна из команд не владеет городом, но каждая пытается это сделать. Это время с момента выбивания перебегающего игрока, и до убегания в город одной из команд в полном составе.
Бросок – бросок мяча в соперника, или в город.
Бьющий– игрок команды города выполняющий удар битой по мячу.
Водящий– игрок команды расположенной в поле.
Время безопасной перебежки – когда водящие контролируют мяч, но их действия не направлены против данного игрока. Например, они охотятся за другим игроком; или стоят, не предпринимая действий к осаливанию.
Время опасной перебежки – когда действия водящих направлены против данного игрока.
Время свободной перебежки – когда водящая команда не контролирует мяч:
- С момента удара и до подбора мяча водящими.
- С момента броска в перебегающего игрока (в случае промаха) и до подбора мяча водящими.
- Если мяч потерян, и водящие не могут его найти.
- Мяч выброшен в город.
Выбивание (осаливание) – попадание мячом в перебегающего игрока.
Город– часть площадки, примыкающая к полю. Он делится на три равные зоны: очередности, бьющего и бегущих игроков. Город расположен с противоположной кону стороны поля.
Групповая перебежка – когда перебежку через поле одновременно совершают 2 - 4 игрока, независимо от направления бега.
Зона бегущих игроков – часть города, в которой располагаются игроки, имеющие право на перебежку. Ещё её называют «пригород».
Зона бьющего– часть города, расположенная в середине, из которой выполняется удар.
Зона очередности– часть города, в которой располагаются игроки, ожидающие своей очереди для выполнения удара.
Капитан – игрок, обладающий дополнительными полномочиями, и имеющий право на 3 удара.
Командная перебежка – когда перебежку через поле одновременно совершают 5 - 6 игроков, независимо от направления бега.
Кон - часть площадки, примыкающая к полю, и расположенная с противоположной городу стороны поля.
Лапта – палка-бита, с помощью которой выбивают мяч в поле. Плоская бита имеет форму лопатки. От нее и получила название игра.
Мяч игровой (или в игре) – когда можно совершать перебежку.
Мяч неигровой (или вне игры) – когда перебежку совершать нельзя, или некому.
Обратное осаливание– когда мяч, брошенный в соперника, отскочил от него и попал в игрока бросающей команды. Либо после попадания в соперника, мяч подобрал (или случайно коснулся) игрок бросающей команды.
Одиночная перебежка – когда перебежку через поле совершает один игрок, независимо от направления бега.
Осаливание (выбивание) – попадание мячом в перебегающего игрока.
Перебежка – перемещение игрока города через поле. Она считается полной, когда игрок, выбежав из города, побывал на кону, и вернулся обратно в город.
Перебегающий (бегущий) – игрок команды расположенной в городе, совершающий перебежку через поле, или имеющий право бежать.
Передача – бросок мяча партнеру.
Пересаливание– когда осаленный игрок (или его команда) подобрав мяч, осалил им игрока соперников, не успевшего убежать в город.
Площадка – место для игры, включающее в себя поле, город и кон. К площадке так же может относиться пространство, находящееся за боковыми линиями поля.
Поймать мяч слёта – водящий поймал мяч, летящий после удара, который еще не коснулся земли (пола). Засчитывается только ловля кистями рук.
Поле – часть площадки прямоугольной формы, через которую совершают перебежки.
«Пригород» – см. Зона бегущих игроков.
Самоосаливание– когда игрок города сам коснулся мяча в пределах поля (например, наступил на мяч, или взял мяч в руки после выбивания соперника, и т.п.), или специально коснулся мяча, находясь на кону. В этом случае начинается борьба за город, как и при выбивании.
Увёртывание – уклонение от мяча при выбивании.
Удар – удар битой по мячу.
Штрафная зона – часть поля, расположенная между линией города и штрафной линией.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЛАПТА.. 1
Ход игры.. 1
ПРАВИЛА ИГРЫ... 2
1. Общие положения. 2
2. Время игры.. 2
3. Площадка для игры.. 3
4. Инвентарь и оборудование. 3
5. Форма игроков. 4
6. Судейство. 5
7. Капитан команды.. 5
8. Замена игроков. 6
9. Розыгрыш в начале игры.. 6
10. Игроки в городе (бьющие) 7
11. Игроки в поле (водящие) 8
12. Осаливание и борьба за город. 9
13. Смена команд без борьбы.. 10
14. Затягивание времени игры.. 11
15. Наказания. 12
16. Игра в спортивном зале. 12
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАВИЛАМ... 13
В ПОМОЩЬ СУДЬЕ. 13
Нарушение правил командой города в момент удара. 13
Нарушение правил командой поля в момент удара. 14
Нарушение правил командой города во время перебежки. 14
Нарушение правил командой поля во время перебежки соперников. 15
За все перечисленные нарушения команды наказываются. 15
Положение биты во время перебежки. 15
ЖЕСТЫ СУДЬИ.. 16
ВЕДЕНИЕ ПРОТОКОЛА.. 17
ИГРА ПОРОЛОНОВЫМ МЯЧОМ.. 20
СЛОВАРЬ.. 21
ОГЛАВЛЕНИЕ.. 24
ЛАПТА
Ход игры
По жребию одна команда начинает игру в городе в первом периоде, а другая во втором периоде.
Команда города(бьющие, или перебегающие) располагается в зоне очередности. Один игрок выходит в зону бьющего, подбрасывает мяч и бьет по нему битой. При удачном ударе (мяч попал в поле или в кон) игрок бежит (оставив биту в городе) через поле на кон. Он может там остаться до удара следующего игрока или вернуться обратно в город. Игрок, вернувшийся в город из кона, зарабатывает одно очко своей команде и право на еще один удар.
Бегущим игрокам не разрешается: касаться мяча; выходить за боковые линии поля; возвращаться в город, не побывав на кону; выбежав в поле из кона, возвращаться обратно на кон.