В нескольких аятах Священного Корана указывается название племени Худа:
«Мы отправили к адитам их брата Худа …» (7 аль-Араф,65), (11 Худ, 50)
«Адиты сочли лжецами посланников. Вот их брат Худ сказал им…» (26 аш-Шуара, 123-124)
Ад – племя, к которому в качестве пророка Всевышний Аллах направил Своего достойного раба. Следует обратить внимание на коранические слова: «их брата Худа», которые говорят о том, что Пророк был родом из этого же племени. В Священном Коране упоминается и название местности, где жили адиты:
«Помяни брата адитов. Вот он предостерег свой народ в аль-Ахкаф…» (46 аль-Ахкаф, 21)
Слово «ахкаф» переводится с арабского языка как «песчаные барханы (пески, дюны)» и является множественным числом слова «хикф» - «бархан». Такое название местности даёт основание предположить, что адиты жили на территории, окруженной песками - в пустыне. Относительно географического расположения аль-Ахкаф, у толкователей существуют различные мнения, однако традиционно принято считать, что эта местность находилась в южной части Аравии, между Йеменом и Оманом. Интересно, что область проживания адитов, Ахкаф, упоминается лишь в одном кораническом рассказе о пророке Худе, который содержится в суре с тем же названием, «аль-Ахкаф». Однако другой аят Священного Корана гласит:
«Неужели ты не видел, как Господь вой поступил с адитами, народом Ирама, обладавшим колоннами» (89 аль-Фаджр, 6-7)
У комментаторов нет единого мнения о том, кто или что скрывается под именем Ирам - город, отдельный человек или целый народ. Аз-Замахшари в своем толковании Корана «аль-Кашшаф» упоминает, что Ад был сыном Уца, сына Ирама, сына Сима, сына Нуха. А поскольку имя праотца племени зачастую использовалось для названия всего племени, то народ Ада называл себя также Ирамом. Другие толкователи считают, что Ирам – это, наоборот, более позднее поколение народа Ад. Есть и другие версии комментаторов, но мне больше импонирует мнение тех исламских богословов, которые предполагают, что Ирам - это название города адитов во времена пророка Худа. Здравый смысл подсказывает, что кораническое слово «Ирам» означает именно название города, так как в этом аяте говорится о колоннах Ирама, а последующий аят гласит:
«Подобных которому не было сотворено в городах» (89 аль-Фаджр, 8)
Слово «имад» означает «колонну», а его множественное число читается как «умуд». Многие выдающиеся комментаторы Корана подразумевают под этим словом прочные высокие здания с могучими колоннами, подобию которых в те времена не было во всем мире.
Смысл отдельных аятов Великого Корана сотни лет остается для людей непостижимым. Толкованием Корана занимались и занимаются великие исламские богословы, обладающие огромными религиозными и научными знаниями, соответствующими периоду их проживания. Но, несмотря на глубину познаний, их толкования одних и тех же коранических аятов, зачастую, расходятся. С течением времени развитие научных дисциплин, таких как, медицина, археология, астрономия, химия, физика… дают возможность более поздним исламским богословам давать новые комментарии к Корану, раскрывать и пояснять смысл Священного текста с точки зрения научных открытий их современников, подтверждать кораническую истину. На мой взгляд, такому доказательству и уточнению подверглись и вышеупомянутые аяты. В начале 1990-х годов различные средства массовой информации сообщили о важнейшем археологическом открытии: был обнаружен город, который вызвал сенсацию в научном мире, так как ученые предположили, что этот город является упоминаемым в Коране Ирамом. Открывателем города был археолог Николас Клэпп, а местом открытия останков цивилизации адитов была пустыня на юге Аравии. Почему же возникла уверенность, что именно это древнее поселение было тем самым Ирамом? Найденный город отличался от всех остальных археологических находок наличием высоких колонн, особо упоминаемых в Коране, и полностью подходил под коранические описания местности адитов.
Истина известна лишь Аллаху, но если город, обнаруженный археологами, является Ирамом, упоминаемым в Коране, то можно с уверенностью сказать, что место поселения народа Худа было на юге Аравийского полуострова, на границе современного Йемена и Омана.
Описание народа Ад.
Преемники народа Нуха.
Во многих коранических аятах, посвященных пророку Худу, упоминание об адитах идет в следующей последовательности: народ Нуха, адиты, самудяне.
«Разве до них не дошли рассказы о тех, кто жил до них: народе Нуха, адитах, самудянах…» (9 ат-Тауба , 70)
«О мой народ! Пусть ваши разногласия со мной не обрекут вас на то, что постигло народ Нуха, или народ Худа, или народ Салиха…» (11 Худ, 89)
«Разве до вас не дошли вести о народе Нуха, адитах и самудянах? И тех, кто жил после них?...» (14 Ибрахим, 9)
«Если они сочтут тебя лжецом, то ведь еще раньше пророков считали лжецами народ Нуха, адиты, самудяне» (22 аль-Хадж, 42)
«подобное тому, что произошло с народом Нуха, адитами, самудянами и теми, которые были после них…» (40 Гафир, 31)
Кроме того, в коранической суре «аль-Араф» сказано:
«Неужели вы удивляетесь тому, что напоминание от вашего Господа дошло до вас через мужчину (Худа), который является одним из вас, чтобы он мог предостеречь вас? Помните о том, как Он сделал вас преемниками народа Нуха …» (7 аль-Араф , 69)
Такая последовательность упоминания народов трех пророков и коранические слова: «преемники народа Нуха» - дают право предположить о родственных связях между этими племенами. Более того, некоторые толкователи Корана утверждают, что адиты являются прямыми потомками пророка Нуха от его сына Сима.
Арабы.
В хадисе, переданном Ибн Хиббаном, сообщается, что посланник Мухаммад(сас), разговаривая с Абу Зарром о пророках, сказал:
«Среди пророков четверо из них являются арабами: Худ, Салих, Шуайб и твой пророк, о Абу Зарр»
Сложно сказать о степени достоверности этого хадиса, но если считать его надёжным - можно утверждать, что адиты были арабами. Причем, по мнению некоторых толкователей, адиты были первыми людьми, которые говорили на арабском языке.
Высокие.
«…Помните о том, как Он сделал вас преемниками народа Нуха и сделал вас еще более рослыми …» (7 аль-Араф , 69)
Сильные.
«Что касается адитов, то они возгордились на земле без всякого права и сказали: «Кто может превзойти нас силой?» …» (41 Фуссылят, 15)
Искусные мастера в области строительства.
«Неужели ты не видел, как Господь твой поступил с адитами, народом Ирама, обладавшим колоннами (воздвигавшим высокие здания с колоннами), подобных которому не было сотворено в городах» (89 аль-Фаджр, 6-8)
«Неужели вы будете понапрасну возводить на каждом холме по примете (по высокому строению)» (26 аш-Шуара, 128)
Арабское слово «риг» означает «возвышенное место, холм». Кораническое слово «примета» толкователями объясняется как «нечто удивительное, чудесное». Из этого можно предположить, что адиты возводили высокие красивые сооружения (замки, здания, колонны…), подобию которых по своему величию и красоте не было в других странах, а строительство они вели на холмах.
Последующий аят этой же коранической суры гласит:
«строить замки (или водохранилища), словно вы будете жить вечно» (26 аш-Шуара, 129)
Слово «масаниу» в переводе с арабского означает цистерны и используется на современном языке в значении «заводы, фабрики». Естественно, во времена пророка Худа заводов не было, поэтому толкователи Корана объясняют это слово как «хранилища воды» или «замки». Следует обратить внимание, что в аятах говорится: «…понапраснувозводить на каждом холме по примете». Все эти строения адиты воздвигали понапрасну, то есть не из-за жизненной необходимости, а во имя своего величия. Люди пророка Худа жили на равнине, а строили удивительные по своей красоте здания в горной части. Ради чего? Адиты были телесно могущественным народом: это были высокие, очень сильные люди. И, скорее всего, они вели строительства для того, чтобы другие народы завидовали им, удивлялись и восторгались их достижениями. А может быть, причина была в том, что адиты увлеклись соревнованием между собой и возводили эти никому не нужные огромные здания и дворцы из-за собственного тщеславия и гордыни.
Умны, интеллектуальны.
Естественно, чтобы осуществить такие постройки, необходимы определенные научные знания и интеллект. Всевышний Аллах наградил адитов этим даром, о чем упоминается в Коране:
«Бойтесь Того, Кто помог вам тем, что вам известно» (26 аш-Шуара, 132)