В 4-5 веках наблюдается настоящий взрыв празников. В это время
появились: Рождество Христово, Сретенье, Крестовоздвижение,
Благовещение и Успение Богородицы.
Рождество Христово выделилось из праздника Епифании (6/19 янв.),
который был просто перегружен различными смыслами и воспоминаниями.
Достаточно сказать, что Августин в своих шести "словах" на этот
день говорит только о Поклонении Волхвов (и до сих пор на Западе
Богоявление — это "Праздник Трёх Царей"). Для Востока же это,
прежде всего, праздник Рождества Христова (и Армянская Церковь до
сих пор празднует Рождество 6/19 января). Но в Египте, в основном
вспоминали Крещение Христово.
Вот эта рыхлость структуры и не выдержала растущей догматической
нагрузки на каждый отдельный аспект праздника.
Впервые это расщепление произошло в Риме, где при папе Юлии
(337-352) начали праздновать Рождество Христово отдельно 25 дек./7
янв. (по свидетельству Иоанна, еп. Никейского).Следующий папа
Либерий (352-366) при посвящении в иночество сестры Амвросия
Медиоланского — Марцелины — уже указывал ей на значительность
совпадения этого события с праздником Рождества (свт. Амвросий "О
девстве" 3, 1).
На Восток праздник Рождества пришёл под влиянием Запада. Впервые он
становится известным в Каппадокии при свт. Василии Великом,
которому принадлежит первое "Слово на Рождество Христово".
Очевидно, он и ввёл этот праздник в 370-е гг. а друг его Григорий
Богослов пересадил его в КПль (откуда он распространился уже в
качестве столичного нововведения). Интересно, что сам Григорий
Богослов ещё очень осторожно вводит новое торжество: "Ныне мы
празднуем Богоявление или праздник Рождества", — говорит он.
В Антиохийской Церкви свт. Иоанн Златоуст на память мч. Хрисогона
(20 дек. 388 г.) говорит, что в наступающее 25 декабря впервые
будет здесь отмечаться Рождество Христово, на Западе уже давно
известное. Что в Антиохию сведения об этом проникли только лет 10
назад. Что сам он уже давно желал и даже в тайне молился, чтобы
этот праздник стал совершаться в Антиохии (Златоуст "Похвальн.
бесед". 4).
Позднее всего этот праздник зарегестрирован в Александрии: только в
432 г. — при свт. Кирилле Александрийском.
Понятно, что с выделением Рождества из Богоявления, за последним
осталось только воспоминание о крещении.
Такое раздвоение праздников для более полной иллюстрации догматов —
очень характерное явление в истории Церкви. Например, в 10 веке у
католиков раздвоилась Пятидесятница. Первоначальный праздник (7
воскресенье после Пасхи) совершается только в воспоминание
сошествия Св. Духа (ср. наш Духов День), а в следующее 8
воскресенье совершается праздник Пресвятой Троицы, иллюстрирующий
Тринитарный догмат.
Сретенье Господне, идейно связанное с Рождеством, выделяется в
особый праздник тоже в эпоху 4-5 вв. когда происходит становление
Рождественского цикла. Правда, позднейшее предание (сложившееся под
влиянием лангобардского историка 8 в.
Павла Диакона) приурочивает
его установление к чудесному избавлению КПля от чумы 542 г. (при
имп. Юстиниане). Но, как доказывает Юрий Рубан (со ссылкой на
Никифора Каллиста), Юстиниан лишь предал уже существующему
празднику всеимперский смысл и установил его новую дату: 2
февр.(вместо 15 февр. См. Рубан Ю. "Сретенье Господне", СПб, 1994,
стр. 32-33).
Сам же праздник знает уже Сильвия в конце 4 в. но называет его "40
днём от Епифании" (римское по происхождению Рождество в её время
ещё не было известно в Палестине):
"Сороковой день от Епифании празднуется здесь с большой
торжественностью. В этот день бывает процессия в Анастасис и все
собираются там на Литургию, которая совершается по определённому
правилу... Все пресвитеры а также епископ проповедуют, толкуя о том
месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли
Господа в Храм..." ("Письма паломницы..." стр. 201).
Крестовоздвижение — появилось в той же Иерусалимской Церкви в связи
с праздником обновления храма Воскресения (т.е. Анастасиса, т.к.
сами события тесно связаны). Этот храм был построен имп.
Константином Великим, над пещерой Гроба, близ которой ок. 320 г[2].
св. царица Елена обрела Животворящий Крест. Так об этом
свидетельствует Сильвия:
"Праздником обновления (Посвящения) называется тот день, когда
святая церковь на Голгофе была посвящена Богу... Этот день
Посвящения празднуется с особо торжественной Литургией еще и
потому, что в этот день был обретен Крест Господень... почему было
установлено чтобы день первого посвящения вышеупомянутых церквей
совпадал со днем обретения Креста Господня..." ("Письма", стр.
220-221).
Т.о. это опять же был местночтимый Иерусалимский праздник, который
уже впоследствии стал известен Церквам, получившим часть
Животворящего Древа. Затем, главная часть Св. Креста досталась
Хозраю Персидскому и была возвращена лишь при имп. Ираклии. Именно
в честь этого возвращения и возник обще-христианский праздник 14/27
сентября.
Богородичные праздники.Развитие христологии обусловило интерес к
подробностям земного происхождения Спасителя и Его Матери.
Показательно, что Эфесский Собор 431 г. проходил в церкви
Богоматери. Ещё Константин Великий построил в честь Неё 3 храма в
КПле. Но главный Влахернский храм воздвигла супруга имп. Маркиана
(† 457 г.) царица Пульхерия. Она же заложила храм Одигитрии. Всё
это неминуемо должно было привести к развитию Богородичного цикла
праздников.
Этот цикл органически выделилися из Рождественского. Так за 9
месяцев до Рождества (25 дек.) стали праздновать Благовещение (25
марта). Первые "Слова на Благовещение" принадлежат свт. Проклу
патриарху КПльскому († 446 г.) и Петру Хрисологу еп. Равеннскому (†
450 г.). Т.о. этот праздник возник в первой половине 5 века.
К 500 году относятся первые сведения о праздновании Успения Божией
Матери в палестинских монастырях (речь Феодора к прп. Феодосию).
Т.о. этот праздник зародился в конце 5 века, а всеимперским сделал
его имп. Маврикий (582-602 гг.).
Неподвижные Праздники
61
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!