Мы видели многих паломников, которые украшали себя ношением золотых колец. Исследование данной проблемы позволило нам разделить совершающих подобное деяние на три группы:
К первой группе относятся те люди, которые просто не знали, что это запрещено, и достаточно привести им всего лишь несколько хадисов, к примеру, таких как: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил носить золотые кольца”[2] и “Поистине, один из вас сам стремится к горящему угольку из Ада и кладет его себе на руку!”[3], как они сразу же отказываются от этого греха.
Что касается второй группы, то входящие в неё люди прекрасно осведомлены об этом вопросе, но все же следует за своими страстями. В этом случае нам ничего не остается, кроме как обратиться к Аллаху с мольбой наставить их на Истинный Путь.
Наконец, люди, относящиеся к третьей группе, признаются в совершении запретного, но они оправдываются тем, что кольцо, которое они носят, свадебное. Эти бедные мусульмане и не подозревают, что тем самым они впадают в два греха: (1) нарушение явного запрета посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о котором говорилось выше, и (2) уподобление неверным, так как свадебные кольца не были раньше известны мусульманам, и лишь недавно они переняли этот обычай от христиан. Более подробно я рассмотрел этот вопрос в книге “Этикет свадебного обряда и брачной ночи”, где в отличие от большинства ученых я указал, что запрет на ношение свадебного кольца носит общий характер, тем самым, распространяясь и на мусульманок. См. соответствующий раздел в вышеупомянутой книге, ибо данный вопрос является очень важным.
ВТОРОЕ:
Каждому, кто вознамерился совершить хадж, мы советуем заранее изучить предстоящие обряды, опираясь на Коран и Сунну, дабы его паломничество было полноценным и принятым Благословенным и Всевышним Аллахом.
Указав на необходимость обращения к Корану и Сунне, я имел в виду наличие разногласий (среди ученых), касающихся обрядов хаджа, как, впрочем, и других видов поклонения. Например, какой хадж лучше всего вознамериться совершить: ат-таматту'[4], аль-кыран[5] или аль-ифрад[6] ? Согласно трем мазхабам, мнение которых по данному вопросу мы разделяем, наилучшим видом хаджа является только ат-таматту’, в пользу чего высказывались имам Ахмад и другие ученые. Более того, некоторые ученые-исследователи, такие как Ибн Хазм и Ибн аль-Каййим, вслед за Ибн Аббасом и другими праведными предками из первых поколений мусульман, считали обязательным совершение хаджа ат-таматту’ в случае, когда паломник не гонит с собой жертвенных животных. Более подробно этот вопрос рассматривается в книгах “Аль-Мухалла”, “Заад аль Ма’ад” и других трудах.
В данный момент мне не хотелось бы более подробно углубляться в этот вопрос. Поэтому я вкратце остановлюсь на основных моментах, которые, с дозволения Всевышнего Аллаха, будут полезны для каждого искреннего человека, чьей целью является следование истине, а не слепое подражание своим предкам или мазхабу.
Итак, нет сомнений в том, что в начальный период, когда хадж был вменен в обязанность, сподвижник мог по своему желанию выбрать любую из трех разновидностей хаджа: ат-таматту', аль-кыран или аль-ифрад. Поэтому среди сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были те, кто выбрал один из вышеупомянутых видов хаджа, поскольку он, да благословит его Аллах и приветствует, предоставил им такую возможность, о чем сообщается в хадисе Айши, да будет доволен ею Аллах: “Мы отправились в путь вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: “Тот из вас, кто желает совершить хадж и умру, пусть сделает это. Тот из вас, кто желает совершить хадж, пусть сделает это. Тот из вас, кто желает совершить умру, пусть сделает это...”[7].
Это было сказано посланником Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, когда сподвижники впервые облачились в ихрам в Зу-ль-Хулейфа, о чем передал имам Ахмад (6/245), однако (, находясь здесь,) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздержался от дальнейших высказываний на эту тему. Затем, по дороге в Мекку, в различных ситуациях, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начинает рекомендовать своим сподвижникам наилучший вид хаджа – ат-таматту', но не настаивая на этом и не приказывая это. Это произошло в местечке под названием Сариф неподалеку от ат-Тан’има на расстоянии приблизительно десяти миль от Мекки. Так, в одном из хадисов Айша , да будет доволен ею Аллах, передала следующее: «Мы остановились в Сарифе, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: “ Тот из вас, у кого нет с собой жертвенного животного и кто желает совершить умру, пусть так и сделает, а у кого есть с собой жертвенное животное, (так поступить) не может ”. (Далее) Айша сказала:“Среди его сподвижников были те, кто сделал это, и те, кто отказался так поступить [из числа тех, у кого не было с собой жертвенного животного]...”[8] .
Затем, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в местечко Зу-Тува, которое расположено совсем рядом с Меккой, после утренней молитвы он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: “Тот, кто желает совершить умру, пусть совершит ее” [9].
Однако мы видим, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники вошли в Мекку и совершили первоначальный обход Каабы (таваф аль-кудум), он не призвал их к предыдущему постановлению, которое заключалось в предпочтительности хаджа ат-таматту'. Нет, он сообщил им новое постановление, которое уже предусматривало обязательность хаджа ат-таматту' для тех, кто не гнал с собой жертвенных животных, велев им прервать свой хадж в пользу умры и выйти из ихрама.
Так, Айша, да будет доволен ею Аллах, передала следующее: “Мы выехали (из Медины) вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, намереваясь совершить только хадж. Достигнув (Мекки), мы совершили обход вокруг Каабы, а потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел тем, кто не гнал с собой жертвенное животное, выйти из состояния ихрама, и (люди,) не гнавшие с собой жертвенных животных, сделали это. Жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не гнали с собой жертвенных животных, и поэтому они также вышли из состояния ихрама…”[10]. О том же передается в хадисе Ибн Аббаса, который сказал: “Он (т.е. пророк – прим. переводчика) приказал им прервать хадж в пользу ‘Умры, что привело сподвижников в некоторое замешательство. Они спросили: “О посланник Аллаха, а как именно следует выходить из состояния ихрама?” Он сказал: “Полностью”»[11]. Кроме вышеупомянутых хадисов существует также схожее и более подробное сообщение Джабира, которое будет приведено далее в пунктах 33-45.
Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. редактора) говорю: любому, кто задумается над этими достоверными хадисами, станет ясно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предоставляя своим сподвижникам право выбора любого из видов хаджа, подготавливал их, таким образом, к принятию нового постановления о прерывании хаджа в пользу умры, которое могло бы в противном случае поставить некоторых из них в затруднительное положение. Тем более, что во времена джахилии (доисламского невежества), как о том передается в двух ''Сахихах'' (аль-Бухари и Муслима), бытовало мнение о недопустимости совершения умры в месяцы хаджа. И несмотря на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своими действиями сделал подобное мнение недействительным, до этого трижды совершив умру на протяжении трех лет в одном и том же месяце Зуль-Ка’да, что, естественно, было достаточно для разрушения этого новшества времен джахилйи, все же было необходимо, а Аллаху это ведомо лучше, подготовить сподвижников к принятию нового постановления. Подготавливая их к этому, сначала он, да благословит его Аллах и приветствует, предоставил им право выбора между совершением хаджа и умры, разъяснив, что является более предпочтительным, а затем последовал решительный приказ отменить хадж в пользу умры, как о том говорилось выше.
Узнав об этом, необходимо подчеркнуть, что этот приказ носит исключительно обязательный характер в силу следующих обстоятельств:
Первое: основа приказа посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствует об обязательности его выполнения, кроме случаев, когда имеет место некое доказательство, опровергающее данное веление. В данном случае имеющееся доказательство, наоборот, его подтверждает.
Второе: когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал им (прервать хадж в пользу умры) у сподвижников это вызвало некоторое замешательство, о чем речь шла ранее. А если бы этот приказ не носил обязательный характер, то это не вызвало бы у них замешательства, ведь вы же сами видите, что его, да благословит его Аллах и приветствует, предыдущие три приказа, предоставлявшие право выбора, не вызвали у сподвижников подобной реакции. Таким образом, замешательство, вызванное последним приказом Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как раз и свидетельствует о том, что сподвижники осознавали обязательность его выполнения.
Третье: в одном из хадисов Айши, да будет доволен ею Аллах, сообщается следующее: “... и он вошел ко мне разгневанным. Я спросила: “Кто прогневил тебя, о, посланник Аллаха, да введет его Аллах в Огонь?!” Он ответил: “Разве ты не почувствовала, что после моего приказа люди колеблются. Если бы я смог заранее предвидеть случившееся, то не погнал бы с собой жертвенное животное, а приобрел бы его на месте, чтобы затем выйти из состояния ихрама, как это сделали они.”[12]. Гнев посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ясно свидетельствует о том, что его приказ носил обязательный характер. Тем более, что его, да благословит его Аллах и приветствует, гнев вызвали колебания сподвижников, а не их отказ выполнить приказ, что абсолютно исключено. Поэтому все они вышли из состояния ихрама, кроме тех, кто гнал с собой жертвенных животных, о чем речь пойдет в пункте №44.
Четвертое: Отвечая на вопрос о прерывании хаджа в пользу умры: “Предписано ли (это) нам только в нынешнем году или навсегда?”, - он, да благословит его Аллах и приветствует, сцепил пальцы рук и сказал: “Умра вошла в хадж вплоть до Дня Воскресения, и это (предписано вам) на вечные времена, на вечные времена”. Об этом будет упомянуто в пункте №34.
Этот текст ясно свидетельствует о том, что с тех пор умра стала неотъемлемой частью хаджа, и что это постановление относится не только к сподвижникам, как считают некоторые[13] люди, но и ко всем мусульманам на вечные времена.
Пятое: Если бы приказ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не носил обязательный характер, то было бы достаточно, чтобы его выполнила лишь часть сподвижников. Однако мы видим, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничился общим велением. Нет, он, да благословит его Аллах и приветствует, именно приказывал выполнить это то своей дочери Фатиме, да будет доволен ею Аллах, то своим женам, как об этом свидетельствует приводящийся в двух “Сахихах” хадис Ибн Умара, в котором сообщается, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал своим женам выйти из состояния ихрама в год прощального паломничества, Хафса, да будет доволен ею Аллах, его спросила: “ А что мешает тебе выйти из состояния ихрама?” На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “ Я ведь склеил себе волосы (камедью)...”. А когда Абу Муса, да будет доволен им Аллах, прибыл из Йемена для совершения хаджа, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его спросил: “Какой из видов хаджа ты вознамерился совершить?” Тот ответил: “Тот же, что и пророк, да благословит его Аллах и приветствует”. Он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “А ты пригнал с собой жертвенное животное?” Абу Муса ответил: “Нет”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Обойди вокруг Дома (Аллаха), затем между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва, после чего выйди из состояния ихрама...”.
Давайте зададим себе вопрос: неужели все эти напряженные усилия пророка, да благословит его Аллах и приветствует, затраченные на то, чтобы донести приказ о прерывании хаджа в пользу умры до каждого совершеннолетнего мусульманина, не свидетельствуют об обязательности его выполнения?! О Аллах, поистине, обязательность устанавливается гораздо меньшим, чем то, что мы упомянули !
Вышеприведенные свидетельства ясно указывают на обязательность прерывания хаджа в пользу ат-таматту’. Таким образом, тем людям, кто противятся этому, не остается ничего иного, как подчиниться этим доводам. Однако они продолжают противоречить этому, а некоторые из них даже стали утверждать, что приказ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был обращен только к его сподвижникам, хотя беспочвенность подобных заявлений, принимая во внимание вышеупомянутые аргументы, очевидна. В конце концов, некоторые люди вообще стали утверждать, что данный приказ был отменен, хотя при этом они не могут привести ни одного достойного упоминания довода, основывая свое суждение, о Аллах, лишь на том, что это запрещали Умар, да будет доволен им Аллах, Усман и Ибн аз-Зубайр, о чем передается в двух «Сахихах» и других сборниках хадисов.
Ответить на это можно по-разному:
Первое: тот, кто ощущает необходимость прибегнуть к данному запрету, все же не говорит об этом, поскольку его мазхаб разрешает совершать хадж ат-таматту'. Тем самым ответ мазхабов на данный вопрос является и нашим ответом.
Второе: запрет совершать хадж ат-таматту' порицали большинство сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, например, Али, Имран бин Хусайн, Ибн Аббас и другие сподвижники.
Третье: мнение, запрещающее хадж ат-таматту', противоречит Книге Аллаха, не говоря уже о Сунне. Так, Всевышний Аллах сказал:
فمن تمتع بالعمر إلى الحج فما استيسر من الهدي - البقرة : 196
«Всякий, кто совершает умру и прерываемый хадж (т.е. совершает хадж ат-таматту' – прим. редактора), должен принести в жертву то, что сможет» (сура ''Корова'', аят 196).
На значение этого аята указал Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, который сказал: «При жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы совершили хадж ат-таматту', а в Коране не было ниспослано ничего (, что отменяло бы это), (а потом) один человек высказал об этом то мнение, которое пожелал». В другой версии этого хадиса передается:«…а в Книге Аллаха был ниспослан аят о хадже ат-таматту', и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам совершать его до конца своей жизни». Эти хадисы привел Муслим.
Кроме того, Умар сам говорил о допустимости хаджа ат-таматту', разъяснив, что его запрет и порицание является всего лишь личным мнением, ибо ему казалось, что хадж ат-таматту' совершается только по одной причине. Так, он, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я знаю, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники совершали его (т.е. хадж ат-таматту'), но я не одобряю, когда мужчины вступают в интимные отношения со своими женами в кустарниках арака, а затем отправляются в хадж, и при этом вода (, оставшаяся от полного омовения) все еще капает с их голов». Этот хадис приводят Муслим и Ахмад.
Одно из обстоятельств, привлекающих внимание исследователя данного вопроса, состоит в том, что эту же причину, из-за которой Умар, да будет доволен им Аллах, считал нежелательным совершать хадж ат-таматту', видели и те сподвижники, которые не спешили выполнять приказ Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о прерывании хаджа в пользу умры. Они сказали: «Мы вышли паломниками с намерением совершить только хадж. До стояния на Арафате оставалось всего четыре дня, когда нам было велено освободиться[14] для наших жен. Поэтому когда мы прибыли на Арафат, прошло совсем немного времени после нашей половой близости с супругами». Более подробно см. пункт № 40. Когда некоторые сподвижники стали сомневаться в своем хадже Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, им ответил: «О, люди! Клянусь Аллахом, разве вы не знаете меня?! Вам ведь ведомо, что я самый богобоязненный, правдивый и благочестивый из вас. Так делайте же то, что я вам приказываю, ибо если бы у меня не было с собой жертвенного животного, то я бы вышел из состояния ихрама так же, как и вы». Более подробно см. пункт № 42.
Таким образом, это указывает нам на то, что если бы Умару, да будет доволен им Аллах, когда он не одобрял совершение людьми хаджа ат-таматту', сообщили о подобном высказывании сподвижников и напомнили об ответе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он перестал бы считать нежелательным этот вид хаджа и запрещать его людям. Вышеупомянутый факт свидетельствует о том, что достойнейший сподвижник, да будет доволен им Аллах, не знал об этой сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, либо о его высказывании на этот счет; он, да будет доволен им Аллах, сделал иджтихад, в котором совершил ошибку, но Всевышний все равно дарует ему одну награду, ведь недостатков лишен только один Аллах, а затем Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.
Некоторые люди могут сказать: “Все упомянутые вами аргументы в пользу обязательности хаджа ат-таматту', а также ответы, опровергающие то, что противоречит этому, ясны и приемлемы. Но вызывает вопрос факт совершения праведными халифами другой разновидности хаджа – аль-ифрад. Каким же образом согласовать действия виднейших сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и все то, о чем вы сказали ранее ?
Ответить на это можно следующим образом: из вышеприведенных фактов совершенно ясно, что хадж ат-таматту' вменяется в обязанность лишь для тех паломников, которые не гонят с собой жертвенных животных. Если же паломник пригнал с собой жертвенное животное, то ему необязательно, более того, запрещено совершать хадж ат-таматту. В этой ситуации ему следует совершить либо хадж аль-кыран, что предпочтительнее, либо хадж аль-ифрад. Исходя из этого, мы можем предположить, что праведные халифы совершали хадж аль-ифрад лишь потому, что гнали с собой жертвенных животных. В таком случае, хвала Аллаху, здесь нет никакого противоречия !
Подытоживая все вышеизложенное, необходимо сказать следующее: каждый паломник, кто желает совершить хадж, должен войти в состояние ихрама с намерением совершить умру. Затем, завершив ритуальный бег (сай) между холмами ас-Сафа и аль-Марва, он выходит из состояния ихрама путем остригания волос головы. На восьмой день месяца Зуль-Хиджа паломник заново вступает в состояние ихрама, но уже с целью совершения хаджа. Что же касается того, кто произнес слова тальбии совершить хадж аль-кыран или аль-ифрад, то ему следует прервать свой хадж в пользу умры, повинуясь своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ведь Великий и Всемогущий Аллах сказал:
من يطع الرسول فقد أطاع الله - النساء : 80
«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху» (сура ''Женщины'', аят 80) .
После выполнения всех необходимых обрядов совершающий хадж ат-таматту' должен совершить жертвоприношение либо в праздничный день (т.е. 10 числа месяца Зуль-Хиджа – прим. редактора), либо в дни ат-ташрик (т.е. 11, 12 или 13 числа месяца Зуль-Хиджа – прим. редактора). Это знаменует собой окончание обрядов хаджа, когда пускание крови жертвенного животного означает благодарность Всевышнему Аллаху, а не вынужденное, подневольное действие. Как об этом сказал Ибн аль-Каййим: “По своему значению это сравнимо с жертвоприношением, совершаемым мусульманином в месте своего постоянного проживания, и подобное действие представляет из себя заключительный обряд поклонения этого дня. Поэтому обряд, включающий в себя пускание крови жертвенного животного, сродни празднику, в котором совершается жертвоприношение».
Этот обряд является одним из наилучших деяний согласно хадису посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так, когда его спросили: “Какое из деяний является наилучшим?”, он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Громкое произнесение слов тальбии и пускание крови жертвенного животного”. Этот хадис назвали достоверным Ибн Хузайма, Аль-Хаким и Аз-Захаби. Его также назвал хорошим аль-Мунзири. Паломник должен отведать мяса принесенного им в жертву животного, как это сделал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о чем более подробно речь пойдет в пункте № 90 . Ведь Великий и Всемогущий Аллах о животных, приносимых в жертву в Мине, сказал:
فكلوا منها وأطعموا البائس الفقير- الحج : 28
«Ешьте от них и кормите неимущего страдальца!» (сура ''Хадж'', аят 28).
В результате общения со многими паломниками мы выяснили, что несмотря на их осведомленность о предпочтительности хаджа ат-таматту’, они все же совершали хадж аль-ифрад, а затем, после окончания хаджа, отправлялись в Ат-Тан’им и совершали, выехав оттуда, умру только лишь для того, чтобы не обязывать себя принесением в жертву животного! Подобное действие, порочность которого очевидна, идет вразрез с Шариатом Мудрого Аллаха и представляет собой ухищрение с целью обойти Шариат. Когда Аллах Своей Мудростью предписал совершать умру перед хаджем, они делают наоборот, когда Он обязал совершающих хадж ат-таматту' приносить в жертву животных, они избегают этого. Разве так поступают богобоязненные люди?! И они еще после этого надеются, что Аллах примет их паломничество и простит все грехи? Вряд ли, ведь ”воистину, Аллах принимает только от богобоязненных” (сура ''Трапеза'', аят 27) , а не от скряг и хитрецов !
Поэтому, о паломник, страшись своего Господа и следуй Сунне своего пророка , да благословит его Аллах и приветствует, во всех обрядах – быть может, ты избавишься от грехов и станешь такими же чистым от них как в тот день, когда тебя родила мать !
ТРЕТЬЕ:
Остерегайся, уважаемый паломник, пропустить ночевку в Мине перед отправлением на Арафат, а также ночёвку в Муздалифе в ночь перед Праздником Жертвоприношения, ведь это является частью руководства твоего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Особенно это касается ночевки в Муздалифе вплоть до рассвета, которая относится к одному из столпов (рукн) хаджа согласно наиболее правильному из мнений учёных. Не обольщайся цветистыми речами так называемых ”гидов для паломников”, которых заботит только одно: побольше заработать и поменьше сделать, хотя они сполна взимают плату за предоставляемые ими услуги. И им безразлично, правильно ли ты совершил все обряды хаджа или нет, сделал ты их в соответствии с Сунной твоего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или наоборот.
ЧЕТВЕРТОЕ:
Остерегайся также, уважаемый паломник, проходить перед молящимся как в Заповедной Мечети (в Мекке), так и в любой другой мечети, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал какой (грех) он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок (дней, месяцев или лет) было бы лучше для него, чем пройти перед ним!». (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим в своих ''Сахихах''.). Также, уважаемый паломник, тебе нельзя молиться, не отгородившись какой-нибудь преградой (сутрой). Ты должен совершать намаз, поставив что-либо в качестве преграды, дабы не позволять людям проходить перед собой. Если же кто-то попытается пройти между тобой и преградой, то ты должен помешать ему. На этот счет передается ряд хадисов и преданий, некоторые из которых я привожу ниже:
1. «Если кто-либо из вас установит перед собой что-нибудь наподобие задней части седла, то пусть молится и не обращает внимание на того, кто пройдет за ней».
2. «Если кто-нибудь из вас станет молиться, отгородившись от людей сутрой, а кто-то захочет пройти перед ним (в это время), пусть (совершающий намаз) оттолкнет его в грудь и воспрепятствует ему насколько сможет, и если тот откажется (подчиниться), пусть он сразится с ним (т.е. оттолкнет сильнее – прим. переводчика), ибо это – шайтан !». Оба этих хадиса являются достоверными. Они приводятся в обоих ''Сахихах''. Более подробно см. книгу (шейха аль-Албани) ''Описание намаза Пророка, да благословит его Аллах и приветствует»[15].
3. Яхья бин Кясир сообщил:
“Я видел, как Анас бин Малик, войдя в Заповедную Мечеть, установил перед собой нечто (в качестве преграды) и начал молиться, обратившись к этому лицом”. Это предание привел Ибн Са'д через достоверную цепочку передатчиков (иснад).
4. Салих бин Кайсан сообщил:
”Я видел, как Ибн Умар молился у Каабы и не давал никому пройти перед собой”. Это предание привели Абу Зур'а Ар-Рази в “Тарих Димашк”(91/1), а также Ибн Асакир в “Тарих Димашк” (8/106/2) через достоверную цепочку передатчиков.
Первый хадис свидетельствует об обязательности наличия перед молящимися преграды (сутры), и если он ее установил, то ничего страшного, если кто-нибудь пройдет позади нее.
Второй хадис говорит о необходимости воспрепятствовать прохождению любого человека между молящимся и его преградой. Кроме того, этот хадис указывает на запрет специально проходить перед молящимся, ибо тот, кто совершает это, является шайтаном.
О если бы знать какой удел приобрел паломник, возвращающийся из хаджа и заслуживший прозвище ''шайтан'' ?
Оба вышеупомянутых хадиса, а также их смысл, носят общий характер и не ограничиваются какой-либо одной мечетью или местом. Эти хадисы, которые посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил в своей мечети, в первую очередь охватывают Заповедную Мечеть и Мечеть Пророка, а за ними уже, разумеется, следуют и все остальные мечети. А два вышеупомянутых предания наглядным образом указывают на то, что приведенные хадисы также касаются Заповедной Мечети, в отличие от высказываний некоторых ''гидов для паломников'' и других людей, которые говорят, что Мекканская Мечеть и Мечеть Пророка являются исключением из этого правила и не подпадают под запрет посланника Аллаха. В Сунне нет оснований подобного рода высказываниям.Также об этом не передается ни от одного из сподвижников, о Аллах, за исключением единственного хадиса, касающегося Мекканской Мечети, однако цепочка его передатчиков недостоверна и на него нельзя ссылаться в качестве доказательства. Более подробнее этот вопрос будет рассмотрен в разделе “Религиозные новшества, связанные с хаджем” (пункт № 124).
ПЯТОЕ:
Наши почтенные ученые должны использовать драгоценные часы встреч с паломниками в стенах Заповедной Мечети и в других благословенных местах для того, чтобы обучить их необходимым обрядам хаджа и его правилам в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В то же время это не должно отвлекать их от призыва к основе Ислама, из-за которой были отправлены посланники и ниспосланы Священные Писания – к единобожию. Многие из встречавшихся нам паломников, среди которых были даже те, кто относил себя к ученым, находились в полном неведении о сути единобожия и о том, какие языческие и идолопоклоннические дела с ним несовместимы. Также мы увидели, что многие паломники проявляют полную беспечность в отношении необходимости возвращения мусульман, несмотря на их различные мазхабы и множество группировок, к истинной деятельности, основанной на Коране и Сунне, в вопросах вероубеждения, правовых суждений, общественных взаимоотношений, нравственности, политики, экономики и других сторон жизни. А какое возрождение можно ожидать и о каком улучшении говорить, когда мусульмане не опираются на эту истинную основу и этот Прямой Путь? Именно поэтому мусульмане не пожинают от плодов своей деятельности ничего, кроме унижения и слабости, а реалии сегодняшнего дня наилучший тому свидетель. И лишь к Аллаху мы взываем о помощи!
Иногда в процессе призыва к истине в большей или меньшей степени приходится прибегать к полемике, которая должна вестись наилучшим образом, как о том сказал Великий и Всемогущий Аллах:
ادع إلى سبيل ربك بالحكمة والموعظة الحسنة وجادلهم بالتي هي أحسن - النحل : 125
«Призывай к пути Господа твоего мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом!» (сура ''Пчелы'', аят 125).
И тебя не должно отвращать от этого возражение невежд, цитирующих слова Всевышнего:
. . . فلا رفث ولا فسوق ولا جدال في الحج - البقرة : 197
«…тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (сура ''Корова'', аят 197), так как споры, запрещенные во время хаджа, подобны грехам (, упомянутым в вышеприведенном аяте), которые запрещены в любое другое время, а не только в период паломничества. Приведенный ими священный аят налагает запрет на лживые споры, в отличие от предыдущего аята, который обязывает вести споры тем, что лучше.
Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, сказал (7/196): «Полемика бывает двух видов: первый – обязательный, приводящий к истине, а второй – лживый. Вести споры, стремясь к истине, необходимо как в состоянии ихрама, так и вне его, что означает призывать к пути Всевышнего Господа, стремиться выявить истину и отвратить ложь, ведь Всевышний Аллах сказал: “Призывай к пути Господа твоего…”. Точно так же тот, кто ведет споры не ради выявления истины или не ради Аллаха, а ради чего-либо иного, умышленно прибегая при этом ко лжи, хотя и помня, что он находится в состоянии ихрама, нарушает святость ихрама и хаджа, поскольку Всевышний Аллах сказал: “…и вступать в споры во время хаджа” ».
Некоторые праведные предки из первых поколений мусульман считали, что под ''спорами'', упомянутыми в данном аяте, подразумеваются прения и препирательства, вызывающие гнев в душе оппонента. Поддержав это мнение, Ибн Кудама в “Аль-Мугни” (3/296) сказал, что оно принадлежит большинству исламских ученых.
Существует и другое толкование этого слова: некоторые ученые, в частности, Ибн Джарир (ат-Табари), а затем Ибн Таймиййа в “Маджму ар-Расаиль аль-Кубра”(2/361), утверждали, что запрет на ведение споров, о котором говорится в вышеупомянутом аяте, относится лишь ко времени хаджа и к его обрядам Однако мы не считаем, что под данным аятом подразумевается только это значение, а Аллаху это ведомо лучше !
Однако вместе с тем человек, призывающий к истине, должен понимать, что бывают ситуации, когда споры с оппонентами, слепо придерживающимися собственного мнения, бесполезны, а их затягивание зачастую приводит к недопустимым вещам. В таком случае лучше оставить подобные споры, ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Я гарантирую дом в окрестностях Рая тому, кто оставит спор, даже будучи правым.” Этот хадис привел Абу Дауд через хороший иснад от Абу Умамы, а также ат-Тирмизи, который привел сходный хадис от Анаса, назвав его иснад хорошим.
Да ниспошлет Аллах помощь всем мусульманам в изучении Сунны его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и в следовании ей !
НЕТ ГРЕХА В ТОМ, ЧТОБЫ:
Во время хаджа некоторые паломники считают греховными нижеперечисленные вещи, хотя они для них являются разрешенными:
1. Разрешено совершать полное омовение даже при отсутствии в нем необходимости. А необходимость полного омовения наступает, к примеру, по причине поллюции. При этом также можно протирать волосы головы. В обоих ''Сахихах'' и в других сборниках хадисов передается со слов ‘Абдуллаха бин Хунайна, что (во время пребывания) в Абве ‘Абдуллах бин аль-‘Аббас и аль-Мисвар бин Махрама разошлись во мнении (по одному вопросу). ‘Абдуллах бин ‘Аббас говорил, что паломник, находящийся в состоянии ихрама, может мыть голову, тогда как аль-Мисвар утверждал обратное.
(‘Абдуллах бин Хунайн сказал): «И ‘Абдуллах бин аль-‘Аббас послал меня к Абу Аййубу аль-Ансари, которого я нашёл совершающим полное омовение между столбами (колодца, где он находился), отгородившись (от других своей) одеждой. Я приветствовал его, а он спросил: “Кто это?” Я ответил: “Я, ‘Абдуллах бин Хунайн. ‘Абдуллах бин аль-‘Аббас послал меня к тебе, чтобы спросить о том, как посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, мыл голову, находясь в состоянии ихрама”. (Услышав мои слова,) Абу Аййуб взялся рукой за одежду и опустил её вниз настолько, что мне стала видна его голова, после чего сказал человеку, лившему на него (воду): “Лей”, и тот стал лить воду ему на голову. Затем он принялся протирать голову руками, проводя ими назад и вперёд, а потом сказал: “Я видел, что так же поступал и (пророк), да благословит его Аллах и приветствует”». В версии хадиса, который привел Муслим, этот хадис завершается словами аль-Мисвара, обращенными к Ибн ‘Аббасу: “ Я больше никогда не буду спорить с тобой”.
Аль-Байхаки привел через хороший иснад следующее предание от Ибн Аббаса: «Иногда Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил мне: “Давай нырнем в воду и узнаем, кто из нас дольше продержится без воздуха”, хотя мы оба были в состоянии ихрама».
Также Абдуллах бин Умар передал, что «когда Асим бин Умар и Абдуррахман бин Зейд находились в море, они окунались, погружая голову друг друга в воду, а Умар, смотря на них, не выражал им своего порицания».
2. Разрешено чесать голову, даже если в результате этого выпадет несколько волос, о чем свидетельствует вышеупомянутый хадис Абу Аййуба. Также Малик привел следующее предание (1/358/92) от Умм Алькамы бинт Абу Алькамы, которая сказала: “Я слышала, как Айше, жене пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был задан вопрос о человеке, находящимся в состоянии ихрама: “Дозволено ли ему чесать свое тело?” Айша, да будет доволен ею Аллах, ответила: “Да, паломник может чесаться и даже сильно. Если бы мои руки были связаны, а мне захотелось бы почесаться, то я бы сделала это ногами”. Иснад этого предания является хорошим ввиду наличия других, подтверждающих его сообщений.
Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в “Аль-Маджмуа аль-Кубра” (2/368) сказал: «Если у человека, находящегося в состоянии ихрама, чешется тело, то он может его почесать. Также ничего страшного, если при совершении полного омовения выпадет несколько волос».
3. Разрешено делать кровопускание, даже если для этого потребуется сбрить волосы в той части тела, где производится кровопускание. Об этом свидетельствует хадис Ибн Бухайны: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находившийся в состоянии ихрама, был в Ляхйи Джамаль, ему отворили кровь (, сделав разрез) на темени». (Хадис согласован).
Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своем труде “Аль-Манасик” (2/338) сказал: “Если у человека, находящегося в состоянии ихрама, чешется тело, то он может его почесать. Также он может делать кровопускание на голове и других частях тела. Если для этого потребуется сбрить какую-то часть волос, то это разрешено согласно хадису, приводящемуся в “Сахихе”.