Говоря о типах культуры, можно представить на рассмотрение
различные виды их классификации, характер которых зависит от
выбранных критериев. Так, в культурологии и этнологии выделяют
этнические культуры. Критерием данной типологизации служит
принадлежность к этносу. Тип культуры устанавливается в
соответствии с традициями, ценностями, стереотипами и установками,
господствующими в конкретном этносе. Представления об этничности
возникают на основе отождествления индивидом себя с определённой
культурной традицией, а также характеризуются общностью проживания
и общностью исторических судеб.
В тех регионах, где основными единицами межкультурных отношений
являются государства, часто говорят о национальном типе культуры.
Национальная культура интегрирует в себя ряд этнических культур. По
сравнению с этнической, национальная культура наиболее динамична,
она сильнее подвержена трансформации, более открыта для
межкультурных контактов.
Иногда правомерно обращаться к идее региональных культур
(древнеегипетская, европейская, североафриканская…). Нередко можно
услышать понятие локальная культура. Строго говоря, локальная
культура является формой бытия относительно (иногда полностью)
изолированной группы людей. Например, в 1971 году на Филиппинском
архипелаге было открыто племя тасадеев, ни разу не видевших других
людей и не предполагавших, что существует мир за пределами их
жизненного пространства. Общность насчитывает всего 25 человек, 13
из которых дети (данные за 1991 год). Эти люди не знают охоты и
никогда не убивали (не считая пойманных моллюсков, крабов, рыбы,
головастиков). Жилища тасадеев поразительно чисты, опрятны. Тасадеи
спят 12 часов в день. У них нет ни земледелия, ни скотоводства. Из
одежды у них только несколько листьев орхидей, заменяющих
набедренную повязку. Несмотря на то, что мужчин в племени больше,
чем женщин, ни одного случая супружеской измены зафиксировано не
было. Кстати, тасадеи не знают никакой социальной иерархии, хотя
заметим, что даже у обезьян она существует. Из этого можно сделать
вывод, что чинопочитание вовсе не заложено в человеческой природе.
Так что знаменитая фраза Чацкого «Служить бы рад, прислуживаться
тошно» в обществе тасадеев, не знающих слова прислуживаться, не
нашла бы понимания. Тасадеи не знают понятий чести, доброты,
благородства, но живут как раз в чести, доброте, благородстве – всё
это качества настоящих, полноценных людей.
Совсем недавно, в июне 2008 года, в Амазонии (в Бразилии на границе
с Перу) с самолёта было замечено и сфотографировано ранее не
встречавшееся племя людей, которым никогда не приходилось видеть
людей со светлой кожей. Туземцы начали целиться в самолёт из луков.
Следует заметить то, что такие культуры изучать крайне сложно по
ряду причин. Во-первых, местность проживания носителей локальных
культур, как правило, крайне труднодоступна, добраться до этих мест
и затем возвратиться оттуда почти невозможно. Во-вторых, туземзы
иногда не понимают научного интереса учёных и подчас убивают
исследователей. Мотивы таких убийств разные.
Так, на Антильских
островах индейцы относились к людям со светлой кожей, как к богам,
и считали, что их трупы нетленны, а чтобы убедиться в этом, утопили
нескольких испанцев (в качестве эксперимента). В-третьих, пришельцы
могли принести туземцам такие болезни, к которым у них нет
иммунитета. В результате вся общность – носитель конкретной
локальной культуры – за неделю может погибнуть. Иногда среди
пришлых людей встречаются и такие, которые по своей сути отношение
к человеку имеют лишь по внешнему сходству. В результате их встреч
с самобытными этносами случаются страшные, непоправимые трагедии.
Так, в декабре 1834 года английские колонисты полностью уничтожили
коренных жителей Тасмании. Тасманийцы не имели представлений об
убийстве, никогда не охотились, жили в дуплах деревьев, питались
моллюсками, растениями и корешками, были совершенно безобидными.
Теперь их нет. Какие бы величайшие открытия не сделало современное
человечество, самобытной культуры Тасмании уже никогда не вернуть.
Примеров такого рода неописуемого изуверства, ничем не оправданной
жестокости и развращённости достаточно много. Сколько бы учёные ни
пытались понять природу статуй на острове Пасхи, все усилия
исследователей тщетны – жители Пасхи систематически уничтожались, и
неудивительно, что своей истории они не знают, что оригинальное
письмо острова Пасхи кохау ронго-ронго – говорящее дерево – уже
никем не читается (хотя сохранилось много образцов этой системы
письма). Увы, доброжелательный, радостный народ острова Пасхи, его
культура были почти полностью уничтожены. Количество подобных
случаев увеличивается и до настоящего времени. Всё это указывает на
необычайную хрупкость как человеческой природы, так и культуры, в
первую очередь, локальной.
Нередко выделяют субкультуры (от лат. sub – под-, лежать а основе).
Это конкретные виды в культуре, в которых зафиксированы традиции,
ценности, обычаи, правила поведения, принятые в какой-либо
локальной социальной группе. Виды социальных групп зависят от
системы координат, где их классифицируют. Есть субкультуры
молодёжные, профессиональные, сельские, городские,
криминальные.
Часто выделяют типы культур на основе исторической периодизации.
Так, в рамках учения Карла Маркса можно назвать следующие:
рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую,
коммунистическую культуры. Николай Бердяев обращает внимание на три
стадии бытия культуры в соответствии с её историческим развитием:
природно-органическую (погружение духа в природу); собственно
культурная (выделение духа из природы); технически-машинная.
Согласно этим стадиям, можно указать на три соответствующих вида
культуры: природно-органическую, собственно культурную,
машинно-техническую.
Типы культур можно выделять по религиозному принципу: христианская,
исламская, буддистская, иудейская… Иногда религиозный принцип
весьма обширен. Например, в культуре языческого мира есть, конечно,
общие черты, но всё же язычество весьма неоднородно. Так, язычество
древних славян явно отличалось от язычества германских племен и уж
тем более отличалось от язычества древнеамериканских культур. Также
выделяют светскую и религиозную культуры.
Общая типологизация культур
232
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!