(РАЗМЫШЛЕНИЯ)
Человек внутри объективной, наблюдаемой Вселенной, знаниями о
которой он обязан науке («научной картине мира»), создает свою
эмоционально-ценностную Вселенную. Она складывается в процессе
взаимодействия его жизненных миров, противоречивых по своей
природе. Миры, вынесенные за пределы повседневности, основным
способом существования которых является человеческое сознание,
способное к самоотождествлению с ними, принимают различные
культурные формы, будь то мифологические, религиозные или
духовно-культурные образования светского характера. Именно они и
определяют мировидение, мироощущение и связанные с ними духовные
ориентиры поведения. Возникает достаточно локальное пространство,
насыщенное ценностно-нормативными установками, которое ощущается
даже физически при смене культурной среды.
М. Шелер в книге «Формализм этики» утверждает, что творение
ценностной Вселенной обязано такому фундаментальному способу
(модусу) человеческого бытия, как «ordo amoris» (порядку любви).
Всякий порядок, установившийся опытным путем, в том числе и в сфере
любви, есть элемент общей культуры, представляющий собой текущий
итог объективации человеческих действий, обладающих
ценностно-нормативным содержанием, направленностью, интенсивностью
и рожденных в контексте «любящего бытия» (ens amoris). Объекты
человеческой любви в науке получили название «ценности». Ввиду их
различной значимости в глазах людей они подразделяются на
гедонистические, утилитарные, ценности жизни, ценности культуры и
ценности священного (М. Шелер). Поскольку мир любви и мир
господства конкуренции, соперничества, экспансии, стремления к
доминированию принципиально различаются по направленности и
содержанию, то и конкретные побудители действий человека в этих
мирах различны. Эта противоречивость миров человека представляет
собой одну из самых сложных загадок его существования[119].
В истории идей, посвященных загадкам человеческого существования,
впервые, как признают многие авторы, поставил вопросы о Добре и Зле
как вселенских началах Заратустра (приблизительно XII—X века до
н.э.). Социальное знание в его время производилось мифологическим
мышлением, отличающимся синкретизмом (слитностью рационального и
ценностного подходов). Люди не испытывали никаких сомнений
относительно достоверности мифов, объясняющих происхождение и
воздействие Земли, Неба, Творца на судьбы людей. Они не переживали
выбор линии поведения личностно, следовательно, не несли и
ответственности за этот выбор, поскольку находились во всевластии
внеличностного, традиционно-мистифицированного мышления. Отдельный
человек действовал по принципу подобия своему окружению, его героям
(социальным образцам). Заратустра, видимо, впервые в истории смог
выйти за пределы такой слитности и на основе личностно
ориентированного мышления оставил нам образы Бога, дьявола, рая,
ада, чистилища, Матери-девственницы, Страшного суда[120]. Иудаизм,
переняв эти идеи, стал своеобразным передаточным звеном к
христианству и исламу. Мировые религии стали проповедовать личную
ответственность перед Высшим существом, обусловленную возможностью
выбора линии поведения в жизни и в житейских ситуациях самим
индивидом по своему усмотрению. «Справедливое» воздаяние за
содеянное откладывалось «на потом», относилось к посмертному
существованию.
Нормы-запреты постепенно заменялись нормами-рамками, в пределах
которых индивид обретал некую свободу выбора. Понятно, что такого
рода ответственность основывалась на чувстве как всеобщей, так и
индивидуальной любви к Творцу, воспитываемой церковными
организациями, духовной литературой, музыкой, живописью,
повседневными молитвами; в ходе последних происходит «медитация»,
сосредоточение духовных усилий человека на общении с Высшим
существом. Уход от повседневности, от ее суеты способствует
самоотождествлению человека с миром сакрального — миром Творца.
Теоцентрический мир (сформированная религиями картина мира) был
целостным со своей логикой объяснения всего сущего, там были и есть
свои порядки, всеобъемлющая иерархия и нравственность. По
религиозным представлениям, борьба между Добром и Злом в таком мире
в перспективе должна закончиться окончательной победой Добра.
Характерно, как толкуется этот вопрос в «Молоте ведьм»: «Бог дает
свободу воли человеку и не мешает полному проявлению злобы демонов
и следит, чтобы из этих двух сил получилось возможно больше добра
для Вселенной». Таким образом, Зло постепенно переходит в Добро, и
наоборот.
Одной из задач социального знания в истории мысли являлось
примирение Знания с Добродетелью. В основе Знания лежит скепсис,
сомнение как стимулятор любознательности, без чего нет, как
известно, научного поиска. В основе же Добродетели — любовь, в том
числе и к человеку как к венцу творения. Сущностью любви является
саморастворение любящего в своем объекте, т.е. полное отсутствие
сомнения. Здесь находится водораздел между наукой и верой. Первая
серьезная попытка их примирения была сделана Сократом. Ядром его
учения был девиз «Познай самого себя!», знание он отождествил с
благом, добродетелью, настойчиво утверждая, что нет ничего сильнее
знания, оно управляет человеком, зло же совершается «по недостатку
знания». Он утверждал также, что знание о себе и окружающем
приближает человека к мудрости и делает добродетельным его
поведение, а недостаток знания ведет к поступкам глупым и потому —
дурным.
XX век, однако, показал, что знание по своей природе амбивалентно,
что это сила, которую можно использовать и во имя добра, и во имя
зла. Встал вопрос о степени универсальности понятий добра и зла.
Действительно, по отношению к какой группе людей добро есть Добро,
а зло есть Зло? Еще в античном мире одни софисты доказывали, что
право, мораль, справедливость — это заговор слабых против сильных,
ибо запреты, сковывая одаренного и смелого, подчиняют его интересам
бескрылого большинства. Другие же, напротив, утверждали, что это
заговор сильных против слабых — хитрые и могущественные
манипулируют простодушным большинством, которое под влиянием
моральных предрассудков вынуждено заботиться о чужих интересах, как
о своих[121].
Позже первая позиция была ясно выражена в формуле Ницше, согласно
которой человеку надо стать сильным, а для этого необходимо
находиться «по ту сторону добра и зла» (германский нацизм
использовал этот девиз, фальсифицировав его, для формирования
своего идеала личности — «белокурой бестии»). Вторая линия софистов
была творчески продолжена большевизмом, объявившим «буржуазные
мораль и право» лживыми, лицемерными, а потому являющимися орудиями
классового господства: противоположностью этим ценностям и нормам
должны были стать пролетарская мораль и революционная
законность.
Результатом в обоих случаях явилось формирование обществ
тоталитарно-мобилизационного, социоцентрического характера.
Пролетарско-классовая и национал-социалистская культуры, уходя от
религиозных Абсолютов и разрушив их в массовом сознании, волей или
неволей открыли дорогу к вседозволенности (нации, партии, вождя) во
имя достижения утопических целей.
Но спасает ли религиозно-сакральный мир от зла в поведении людей? К
сожалению, столкновения, участившиеся на уровне конфессий, говорят,
что причины конфликтов все больше уходят в ментальные миры («борьба
богов»). Однако влияние верований, т.е. устойчивых представлений о
сверхъестественном вмешательстве в жизнь людей, о божественной
предопределенности их судеб, представлений, за которыми скрываются
потребности в защите, благосостоянии, бессмертии, на сознание и
поведение людей, вопреки надеждам мыслителей античности и эпохи
Просвещения, не ослабевает. Во всем мире религиозность растет. Эта
тенденция характерна и для России[122].
Наименование конфессий
Количество религиозных
организаций
(годы)
Русская православная церковь
Российская православная свободная
Церковь
—
Ислам
Иудаизм
Буддизм
Евангельские христиане-баптисты
Адвентисты седьмого дня
Пятидесятники
Римско-католическая церковь
Лютеране
Кришнаиты
Понятие «верование» обычно связано со словом «вера», т.е.
некритическим восприятием чьего-либо суждения, убеждений, картины
мира, взглядов на жизнь. Верование связано с трансцендентальными
объяснениями фактов социальной и индивидуальной жизни, с отнесением
их к воле Высшего существа. В менталитете любого народа существуют
устойчивые представления (архетипы), например, о жизни после
смерти, переселении душ, Страшном суде, посмертной судьбе человека
и т.д. Верования оживляются бурно особенно в периоды общественной
дестабилизации, ломки устоявшихся ценностно-нормативных координат
поведения и социокультурных образцов. Духовная дезориентация людей,
происходящая при этом, ведет к повышенной нужде людей в
наставничестве извне, ориентации на «вечные» нормы и ценности, в
укреплении духа за счет повышающегося доверия к авторитету Высшего
существа. Социолог и антрополог профессионально обязан, не прибегая
к шкале ценностей и норм того или иного вероучения и не сравнивая
их, отыскивать социальные причины их существования. В этой области
истинно то, что дано жизнью.
От этих описаний и размышлений, лежащих на поверхности, перейдем к
выявлению внутренней причины верований. Все верования связаны с
феноменом любви. Любовь есть, если ее взять в социальном аспекте,
процесс самоотождествления субъекта с объектом, приобретшим
исключительную значимость в глазах субъекта.
Объект любви обретает статус смысловой ценности или сверхценности.
Любовь есть отношение к ценности, ради которой порой приносится в
жертву даже такая фундаментальная ценность, как земная, «плотская»
жизнь. Любовь в ее высшем значении есть саморастворение человека в
другом человеке, группе или символическом образе. Саморастворение
есть процесс, имеющий начало, расцвет и конец. Этому процессу
содействует практика сакрализации — освящения кого-либо или
чего-либо, придание ему «священности», авторитетности,
сверхценности; влечение к сакрализации приобретает порой фанатичные
формы. Ритуалы, церемонии, молебны и молитвы, эстетически
выразительные храмы, торжественные празднества — все эти
социокультурные средства служат одному: породить и углубить чувство
уважения, почтения, любви прежде всего к высшему существу в лице
Бога, вождя, святого героя. Сакрализации подвергаются и
исторические события (дни Революции, Независимости, Победы и т.д.).
Поэтому можно говорить о сакрализации повседневности и о сакральных
мирах. Самоидентификация личности с сакрализованными существами и
объектами содействует совершению поступков «по подобию», выработке
соответствующих этому миру качеств личности (преданности,
доверчивости, послушности, способности к самоотдаче, бескорыстия).
Христианство, например, специально выделяет положение о том, что
человек испорчен и полностью греховен. Весьма точно схвачена
природа качеств человека — именно в борьбе, в том числе и с собой,
формируются его социально-приемлемые качества. В данном случае
убежденность человека в своей греховности, с одной стороны, и
формирование культурного образца — образа Бога — с другой,
побуждают индивида к систематической работе над своей
личностью.
Всякая канонизация (великомучеников, героев, царей и т.д.) ведет к
формированию «эталонных существ» (референтных групп), с нормами и
ценностями которых субъект отождествляет свои ценностно-нормативные
координаты поведения и мыслей (убеждений), причем происходит
добровольная ориентация на них. Особенно это характерно для
молодости — времени поиска своих героев ввиду актуализации
способностей к подражанию. Почитание связано с любовным отношением,
доходящим порой до состояния экстаза. Обожание, например,
национального героя естественно — оно повышает жизнеспособность
общности, связано со спасением, избавлением от опасного, страшного,
жестокого и служит привлечению последователей.
Любовь как источник жизни вечна. Множество каналов и форм ее
проявлений в жизнедеятельности людей — гарантия их жизнестойкости.
Не зря в русской культуре Вера, Надежда, Любовь связаны в единую
триаду, придающую человеку оптимистическую жизненную
ориентацию.
Подведем некоторые итоги. Знание обретает практическую значимость
лишь в его соединении с ценностью социального или сакрального
характера. Ради чего применяется или будет применяться добытое
знание — важнейший вопрос современного информационного общества.
Актуальной становится сегодня позиция авторов концепции
Всеединства, утверждавших, что в самом творчестве человека
реализуется единство истины, добра и красоты. Светская культура,
развиваясь в борьбе с религиозной, формировала у масс представления
о свободе как о высшей ценности, а о справедливости — как о норме,
устанавливающейся между людьми ими самими. Актуальным в свое время
был вывод Маркса о том, что религиозное мировоззрение есть
самосознание человека, который «или еще не обрел себя, или уже
снова потерял»[123]. Этим самым любовь как жизнеутверждающая сила
обретала новую ориентацию — через любовь к свободе она возвращалась
к самому человеку, и он уже не казался «рабом Божьим», а стремился
быть свободной личностью. Гуманизм и как доктрина, и как социальная
практика есть любовь к человеку, «благоговение перед его жизнью». В
современных условиях, в век техногенной цивилизации, когда знание —
сила, идеальным является состояние уравновешенности, гармония между
светской и религиозной культурами. Любая религия претендует на
придание высших смыслов человеческому существованию. Однако
упорядочение внутренней жизни, ментальности человека с помощью
религиозных ценностей и норм оправданно лишь в случае возникающего
иногда в обществе вакуума в сфере идей и смысловых ценностей,
Поэтому надежда лишь на религию в области духа совершенно
иллюзорна. Дело в том, что ценности и канонизированные
социокультурные образцы верований обращены в основном в прошлое. Но
люди в своем сознании одновременно живут в прошлом, настоящем и
будущем. Социальные ценности и нормы, образцы следования в
настоящем и будущем многие люди черпают (в условиях свободы
совести) из светской культуры, которая, будучи более динамичной,
изменчивой, достаточно адекватно соответствует исторически
умножающемуся разнообразию людей[124].
О ПРИРОДЕ ЛЮБВИ И САКРАЛЬНОСТИ
248
0
8 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!