1. Теоцентризм (греч. Theos – Бог) – такое понимание мира, в
котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр
мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма
распространяется и на познание, где на высшую ступень в системе
знания помещается теология; ниже ее – находящаяся на службе у
теологии философия; еще ниже – различные частные и прикладные
науки.
2. Креационизм (лат. creatio – создание, сотворение) – принцип, в
соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую
природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном
изменении.
3. Провиденциализм (лат. providentia – провидение) – система
взглядов, в соответствии с которыми всеми мировыми событиями, в том
числе историей, поведением и судьбами отдельных людей управляет
божественное провидение. Надо отметить, что идея провиденциализма в
разных направлениях христианства понимается неодинаково. Так, в
протестантизме провиденциализм имеет силу догмата о предопределении
и рассматривается в абсолютном значении. Протестанты считают, что
для человека даже вопрос о возможности спасения души предопределён
Богом. В православной же и католической традиции полагается, что
события в жизни людей носят не случайный характер, а
предопределённый Богом; выбор, перед которым оказывается индивид,
также предопределён Божьей волей, но сам выбор осуществляется
человеком на основании его свободного решения, его разумения. В
этом решении проявляется свобода человека и его персональная
ответственность за свои деяния.
В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее
становления: патристикуи схоластику, четкую границу между которыми
провести довольно трудно.
4. Патристика – совокупность теолого-философских взглядов «отцов
Церкви», которые взялись за обоснование христианского вероучения,
опираясь в догматическом смысле на Священное Писание, а в
мировоззренческом смысле – на античную философию и, прежде всего,
на идеи Платона.
В патристике выделяется три этапа: 1) апологетика (II–III вв.),
сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского
мировоззрения; 2) классическая патристика(IV–V вв.),
систематизировавшая христианское учение; 3) заключительный
период(VI–VIII вв.), стабилизировавший догматику.
Апологетику относят к отдельному разделу богословского знания.
Апологетика (от греч. – защита; оправдание; заступничество; речь,
сказанная или написанная в защиту) – это защита христианства;
раздел богословия, имеющий целью опровержение неверных религиозных
и мировоззренческих взглядов. В области апологетики происходит
защита и обоснование христианской веры. Наиболее известные
апологеты: в Византии – Иоанн Дамаскин («Состязание христианина с
сарацином»); в Испании – Раймонд Мартин («Оружие веры против мавров
и иудеев»), Альфонсо де Спина («Твердыня веры против иудеев,
сарацин и других противников христианской веры»). В эпоху
Ренессанса среди апологетов можно выделить доминиканского монаха
Иеронима Савонаролу и немецкого мыслителя Николая Кузанского
(«Опровержение Корана»). В России апологетика в значительной мере
развивалась на основе противостояния православия с католицизмом, а
с XVII века стимулом к развитию апологетики стал церковный раскол.
В России к апологетам относятся Иосиф Волоцкий, написавший в 1515
г. крупный труд «Просветитель», и св. Тихон Задонский, живший в
XVIII веке («Об истинном христианстве», «Сокровище духовного мира
собираемое»). В XIX в. достойно проявил себя в деле защиты
православной веры митрополит Московский св. Филарет («Изложение
разностей между Восточной и Западной Церквами в учении веры» 1811,
«Беседы к глаголемому старообрядцу» 1830).
Апологетика продолжает
развиваться и в ХХI веке.
В апологетике выделяют три основных раздела: богословский,
историко-философский и естественнонаучный. В богословском разделе
даётся обоснование христианской догматике не столько на основе
авторитета Писания, сколько на основе интеллектуальных,
культурологических приёмов. Историко-философский занимается
вопросами происхождения религии, критическим анализом атеистических
гипотез, оценкой определённых философских систем относительно
христианства. Естественнонаучный раздел основан на исследовании
естественного мира с целью рассмотрения его первоистоков и
устройства с позиции христианства.
5. Схоластика – представляет собой тип философствования, при
котором на основании человеческого ума пытаются логически
обосновать принятые на веру идеи и формулы. В схоластике человек,
не имея эмпирического знания, делает выводы на основании
собственных умозаключений. Соотношение учения церкви и схоластики
заключается в том, что учение церкви определяет то, во что следует
верить; схоластика должна выяснить, почему предмет веры истинен.
Догма гласит: «Deus homo?» (Бог вочеловечился?). Схоластика
задаётся вопросом: «Cur Deus homo?» (Почему Бог вочеловечился?).
Необходимо, чтобы религиозное учение стало ясным для естественного
рассудка. Принцип схоластики можно выразить так: «Credo ut
intelligam» (Верую, чтобы познать). Её фундаментом является вера
Церкви, а целью – обоснование веры. Схоластика по своей сути
является рациональной теологией под господством Церкви.
6. Экзегетика – искусство толкования текстов Библии, точного
выведения смыслов из текстов Библии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Августин Блаженный. О Граде Божием. – Минск: Харвест, М.: АСТ,
2000.
2. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М.: Издательская
группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. [Электронный ресурс]
http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/History/Goff/index. php
3. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство,
1972. [Электронный ресурс] http://www. philology.
ru/literature3/gurevich-72a. htm
4. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами
современников. – М.: Наука, 1989.
5. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М.:
Искусство, 1981.
6. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего
большинства. – М.: Искусство, 1990.
7. Карсавин Л. П. Культура средних веков. – Киев, 1995.
8. Мережковский Д. Лица святых от Иисуса к нам. – Харьков: Фолио;
М.: АСТ, 2000.
9. Герье Н. Блаженный Августин. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
10. Соловьёв В. С. Кризис западной философии // Философское начало
цельного знания. – Минск: Харвест, 1999.
11. Юнг. К. Г. Исторические типы. – Минск: Харвест, 2003.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Какие можно выделить общие черты эпохи Средних веков?
2. Что могло обусловить дуалистичность мировоззрения человека в
средние века?
3. Что такое схоластика?
4. В чём заключается «принцип порядка» средневекового общества?
5. Почему апологетика в средние века наиболее интенсивно
развивалась в Византии и в Испании?
6. Какие вы видите пути взаимодействия между Церковью и
университетами в средние века?
7. Какую роль в развитии общественных отношений играли
средневековые города?
8. Почему церковные и королевские суды являлись друг для друга
основными конкурентами?
9. Что могло мотивировать работу русских апологетов?
10. Каким образом теория «двух мечей» находит практическое
проявление в жизни современной католической Церкви?
Тема 18: Культура эпохи Возрождения. Ренессанс как переходный тип
культуры
Общие понятия культуры эпохи Средних веков
212
0
4 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!