Исламская культура отличается консерватизмом и высокими
требованиями морального характера. Однако, как показывает практика,
консерватизм в следовании традициям отнюдь не мешает исламскому
обществу стремиться к новшествам в области техники, медицины,
вооружений. Например, авиакомпании ряда арабских стран оснащены
самыми передовыми моделями самолётов и средствами их обслуживания.
Для своих больниц правительство арабских стран приобретает
современное оборудование, эффективные медикаменты. Тем не менее,
чтобы жить в исламской стране, конструктивно выстраивать
коммуникации с мусульманами, надо понимать и уважать обычаи и нормы
мусульманской веры. То, что допускается в Западной Европе, на
Востоке жёстко пресекается как обществом, так и государством. В
светском мире Западной Европы часто забывается о том, что жизнь в
любой культуре достаточно сложна, наполнена негласными правилами,
церемониями, невыполнение которых может сорвать и деловые
переговоры на межгосударственном уровне, и расстроить дружеские
отношения между частными лицами. Так, не следует протягивать
мусульманину какую-либо вещь левой рукой – это знак пренебрежения.
Это, конечно, деталь, но именно от таких, казалось бы,
незначительных деталей во многом зависит успех в общении между
людьми. В целом можно выделить следующие черты культуры ислама:
— Строгое следование догматам веры. Ряд догматов ислама в
мусульманских государствах носят правовой характер и являются
обязательными.
— Абсолютная вера в Аллаха как единого Бога.
— Принятие концепции линейного времени.
— Господство мужчины как в социально-политической жизни общества,
так и в духовной. Последняя выражается в восприятии мужчиной
женщины как средства утверждения своего достоинства. Даже в
представлениях о рае преобладают интересы мужчин. Вместе с тем
мужчина имеет и обязанности перед женщиной.
Эти обязанности, также
как и права женщины, прописаны в четвёртой суре «Женщины». Мужчина,
согласно Корану, может иметь до четырёх жён, а также невольниц,
количество которых в Коране не прописано. «Если боитесь, что будете
несправедливы к ним [жёнам] в разделе, то берите себе одну жену или
невольниц, которыми владеет ваша десница» (4 сура, 3 аят). В
пятнадцатом аяте указано, что женщин, уличённых в прелюбодеянии,
запереть «в домах ваших, пока не примет их смерть». В то же время в
следующем шестнадцатом аяте пишется, что мужчин, уличённых в
садомии, следует бранить и бить, а если те исправятся, то Аллах их
простит. Здесь очевидны различные подходы к наказанию женщины и
наказанию мужчины.
— Принцип неприкосновенности частной собственности основан на
убеждении, что вся собственность дана человеку Аллахом.
— Сохранение некоторых принципов родоплеменных отношений. Здесь
важно отметить, что во время жизни пророка Мухаммада родовые законы
на Аравийском полуострове были особенно сильны, и многие из них
препятствовали развитию общества. Например, в доисламском обществе
арабских племён в голодные времена новорождённых девочек часто
закапывали в песок. В Коране же это запрещено. Также Мухаммад
упорядочил право кровной мести. Если до принятия ислама кровная
месть в арабских племенах носила неограниченный характер, то в
Коране прописывается ветхозаветный принцип талиона («око за око»),
но при этом отмечалось, что милосердие Аллаха будет к тем, кто
сможет простить своего ближнего. Обращает на себя внимание и то,
что в Коране содержатся нормы правового характера. Например, в
девяносто втором аяте четвёртой суры указывается на то, что если
правоверный убил по ошибке другого правоверного, то семье убитого
он должен вручить штраф и отпустить на волю верующего раба, а если
раба нет, то два месяца соблюдать пост. В данном случае происходит
смешение религиозных норм с государственным правом, т. е. с земным
судопроизводством.
Общие особенности культуры ислама
229
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!