«Они сказали: «О Худ!... Мы лишь можем сказать, что один из наших богов причинил тебе зло». Он сказал: «Воистину, я призываю Аллаха в свидетели и прошу вас засвидетельствовать, что я непричастен к тем, кому вы поклоняетесь вместо Него. Стройте свои козни против меня все вместе и не предоставляйте мне отсрочки» (11 Худ, 53-55)
Коранические слова: «причинил тебе зло» - толкователи объясняют как: «поразил тебя безумием (или лишил тебя разума)». Адиты, таким образом, говорили Худу: «Ты бредишь и не понимаешь того, что говоришь». Самого правдивого человека их племени они назвали лжецом, глупцом и безумцем.
В этом же аяте говорится, что адиты «строили козни…все вместе» против Худа, т.е. они объединяли свои усилия и делали всё возможное, чтобы причинить ему зло. Но Пророк полагался только на Всевышнего Аллаха и был твердо убежден, что ни сами адиты, ни их вымышленные божества не смогут причинить ему вреда.
Были уверены в своей безнаказанности.
«Что касается адитов, то они возгордились на земле без всякого права и сказали: «Кто может превзойти нас силой?» Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой?...» (41 Фуссылят, 15)
Адиты настолько гордились и восхищались своей силой и могуществом, что уверовали в полную безнаказанность своих поступков.
Слепо следовали религии своих предков.
Не верили в Судный день.
«Они сказали: «Неужели ты пришел к нам для того, чтобы мы поклонялись одному Аллаху и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы?...» (7 аль-Араф,70)
«Они сказали: «Нам все равно, будешь ты увещевать или же не будешь в числе тех, которые увещевают - мы все равно не изменим своих взглядов. Это - всего лишь обычаи первых поколений, и мы не будем наказаны» (26 аш-Шуара, 136-138)
«Самудяне и адиты отрицали Великое бедствие (День воскресения)» (69 аль-Хакка, 4)
Коранические слова: «мы не будем наказаны» - свидетельствуют о том, что адиты не верили в Судный день. Они продолжали упрямиться и не желали признавать пророческих наставлений Худа. Именно поэтому они говорили, что им всё равно, будет он увещевать или нет. Адиты упорно твердили, что живут по обычаям своих предков и не собираются от них отказываться. Они предпочли продолжить исповедовать многобожие, которого придерживались их заблудшие отцы, нежели поклоняться одному Единому Богу и вести праведный образ жизни.
Требовали предъявить знамение от Аллаха.
«Они сказали: «О Худ! Ты не показал нам ясного знамения, и мы не станем отрекаться от наших богов ради твоих слов. Мы не уверуем в тебя» (11 Худ, 53)
Пророк Худ упрекал адитов за леность ума и нежелание видеть очевидное могущество Творца, адиты же обвинялись его в бездоказательности его утверждений и требовали знамений.
Не верили в пророческие предупреждения Худа о наказании.
Адиты погрязли в своей гордыне и недальновидности: они утверждали, что их не настигнет наказание. Насмехаясь над предупреждением Худа о Божьей каре, они говорили ему:
«…Ниспошли нам то, чем ты угрожаешь, если ты говоришь правду» (7 аль-Араф,70)
«Они сказали: «Неужели ты пришел для того, чтобы отвратить нас от наших богов? Яви же нам то, чем ты нам угрожаешь, если ты - один из тех, кто говорит правду» (46 аль-Ахкаф, 22)
На это пророк Худ отвечал адитам:
«Он сказал: «Знание - у Аллаха, а я лишь довожу до вашего сведения то, с чем я послан. Но я вижу, что вы являетесь невежественными людьми». (46 аль-Ахкаф, 23)
Худ терпеливо сносил все незаслуженные обвинения своих соплеменников, он продолжал проповедовать и наставлять их на истинный путь. Он убеждал адитов в том, что является для них надежным и верным советчиком:
«Я доношу до вас послания от вашего Господа, и я для вас - надежный и добрый советчик» (7 аль-Араф,68)
Худ предостерегал адитов от наказания Аллаха, которое могло настигнуть их, как когда-то настигло их предшественников. Но, несмотря на многократные предупреждения Худа, его народ был ослеплен гордыней и остался глух ко всем увещеваниям, упорно продолжая оскорблять и отвергать Божьего посланника.
Наказание народа Ад.
Пророк Худ достойно выполнил миссию, с которой был направлен Богом к адитам. Он полностью довел до своих соплеменников необходимые пророческие сведения: от добрых наставлений и наказов, до предупреждения о возможном наказании.
«Если же вы отвернетесь, то ведь я довел до вашего сведения то, с чем я к вам отправлен. Мой Господь заменит вас другим народом, и вы ничем не навредите Ему. Воистину, Господь мой - Хранитель всякой вещи» (11 Худ, 57)
Большинство адитов не уверовали в проповеди Худа и отказались исполнять повеления Аллаха. Однако в Коране говорится, что были и те, кто прислушался к словам Пророка, поверил ему и последовал за ним. Именно эти уверовавшие во главе с Худом избежали страшного наказания, которое последовало после всех пророческих предупреждений.
«…а Мы погубили их. Воистину, в этом - знамение, но большинство их не стали верующими» (26 аш-Шуара, 139)
«Когда же явилось Наше веление, Мы по Своей милости спасли Худа и тех, кто уверовал вместе с ним. Мы избавили их от лютой кары. Такими были адиты! Они отвергли знамения своего Господа, ослушались Его посланников и последовали за всяким горделивым упрямцем» (11 Худ, 58-59)
«Мы спасли его и тех, кто был с ним, по Своей милости и искоренили тех, которые сочли ложью Наши знамения и не стали верующими» (7 аль-Араф,72)
Что же случилось с адитами, которые упорно продолжали поклоняться идолам и вести греховный образ жизни? О событиях, произошедших в аль-Ахкаф после того как пророк Худ вместе с праведниками покинули это место, повествуется в Коране следующим образом:
«Когда же они увидели его (наказание) в виде тучи, надвигающейся на их долины, они сказали: «Это- туча, которая прольет на нас дождь». О нет! Вот то, что вы торопили: ветер, несущий с собой мучительные страдания. Он уничтожает всякую вещь по велению своего Господа. А на утро от них остались видны только их жилища. Так Мы воздаем грешным людям» (46 аль-Ахкаф, 24-25)
«Адиты же были истреблены ветром морозным (или завывающим), лютым. Он заставил его бушевать над ними в течение семи ночей и восьми дней без перерыва, и ты мог бы увидеть людей, которые были повержены, словно рухнувшие сгнившие пальмовые стволы» (69 аль-Хакка, 6-7)
Божьим наказание для адитов стал зловещий ураган, который уничтожил всё на своём пути. Сначала многобожники увидели приближающуюся тучу и обрадовались ей, думая, что она принесёт с собой долгожданный дождь (песчаная буря издалека, действительно, напоминает дождевую тучу). Люди находились в такой беспечности, что увидев приближение бури, не смогли осознать сути происходящего и все еще продолжали утверждать, что их не настигнет кара. Но вместо дождя на адитов налетел сильнейший завывающий ветер, который длился семь ночей и восемь дней и был такой силы, что превращал в прах всё на своем пути.
«… Вот Мы наслали на них недобрый ветер. Он обращал в подобие праха все, на что налетал» (51 аз-Зарийат 41-42)
«Мы наслали на них морозный (или завывающий) ветер в день, злосчастье которого продолжалось. Он вырывал людей, словно стволы выкорчеванных финиковых пальм» (54 аль-Камар, 19-20)
Ураган был очень сильным. Он захватывал людей и поднимал их на такую высоту от земли, что когда они падали вниз, разбивались насмерть. В Коране приводится интересное сравнение: «ветер вырывал людей, словно стволы выкорчеванных финиковых пальм». Люди, которые гордились своим ростом, силой и могуществом (как мощные стволы финиковых пальм) поднимались ветром вверх (выкорчёвывались с корнем) с удивительной лёгкостью.
«Мы наслали на них морозный (или завывающий) ветер в злополучные дни, чтобы дать им вкусить муки позора в мирской жизни. А мучения в Последней жизни будут еще более позорными, и им не будет оказана помощь» (41 Фуссылят, 16)
Песчаная буря и мощный вихрь истребили весь город до основания. Ураган снес прочно построенные дворцы и величественные сооружения, которыми так гордились адиты. Плодородные угодья, оросительные каналы, плотины – все покрылось песками. Город был погребен. Пустыня не оставила и следа от былого величия цивилизации адитов.
«Видишь ли ты что-либо оставшееся от них?» (69 аль-Хакка, 8)
Таков был плачевный конец возгордившихся идолопоклонников, отвернувшихся от своего Пророка.